История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

И. В. Преображенский

Открытие святых мощей
преподобного Серафима,
Саровского чудотворца
(описание очевидца)

I.Окрестности Сарова.— Саровская пустынь.— Случаи чудесных исцелений

Был знойный июльский полдень (15-е число), когда мы подъезжали к Саровской обители. Дорога наша пролегала лесом по берегу р. Сатис (подъезжали мы с восточной стороны). В обыкновенное время дорога эта служит почти исключительно для сообщения с Саровским монастырем хутора, принадлежащего Понетаевскому монастырю и называющегося «Царскою Дачею» (подарком). И теперь не было по ней движения экипажей; но пешеходов с палками и котомками на плечах и тут было немало.
Сарова еще не видать; он за чащею леса, но путники двигаются к нему с такою же сосредоточенностью, с таким же благоговением, как будто бы они входили уже в церковь, шли по паперти церковной. Ведь путь этот уже в такой местности, которая вдоль и поперек исхожена святым человеком, великим угодником Божиим. Эти сосны и березы, стесняющие дорогу, невольно кажутся как бы одушевленными свидетелями его подвигов. Невольно сравниваешь эти могучие деревья с поставленными пред святою обителью свечами желтого и белого воска. А каковы леса, окружающие Саров, можно понять, если мы скажем, что леса близ Петербурга или Москвы пред Саровским лесом кажутся состоящими как бы из прутиков. Точно колонны какие, стоят тамошние сосны. Лес, подобный Саровскому, ныне редко можно встретить, и эта редкость также едва ли не только около монастырей. Монастыри наши умеют беречь и берегут свои леса; и едва ли не тут главная причина, почему Министерство земледелия и государственных имуществ, когда встречается к тому возможность, охотно наделяет монастыри лесными угодьями.
От «Царской Дачи» до Сарова — около пятнадцати верст; судя по времени, проведенному нами в дороге, мы должны бы были уже подъехать к монастырю. Но его все не видать. Невольно взор все пристальнее и пристальнее устремляется вперед, в просветы между стволами дерев; нетерпение поскорее увидать обитель растет. Начинаем спрашивать у встречных путников: «Далеко ли до Сарова?» - «Нет, близко,- вот, сейчас»,— отвечают нам. Возница понукает коней. Едем еще минут 5-10...
«Смотрите, смотрите, вот и Саров!» - воскликнул мой спутник. Как ни ждали мы увидать Саров,- тем не менее увидать его сразу весь, во всей красе и во всем величии, было для нас полною, поразительною неожиданностью. Не обнажить головы, не сотворить крестного знамения при виде белых стен монастыря, его высоких зеленых и золотых глав было бы прямо насилием над собою... До монастыря оставалось не более версты; но лес все еще продолжался и не раз закрывал монастырь: он подходит почти к самым стенам последнего.
Гостиница, в которой мы остановились, находится вне стен монастыря, против восточных его ворот. Вблизи от этой гостиницы под горкою, по берегу реки Саровки,- дорога на святой источник и в Дальнюю пустыньку (до первого от монастыря около двух с половиною верст, а до последней около четырех). По этой дороге взад и вперед двигались непрерывные вереницы богомольцев. Но сейчас нас занимали не они: нас влекло в обитель, к ее святыням.
Не чувствуя никакой усталости, хотя находились в пути с 5 часов утра до 12 и проехали без остановок около 50 верст, мы направились в монастырь. За вратами его пред нами открылась довольно большая площадь, почти сплошь обстроенная двухэтажными белыми корпусами. В ряду корпусов левой стороны (южной; мы вошли со стороны восточной) возвышается большое кирпичное здание. Это еще не освященная, новая церковь, выстроенная в память преподобного Серафима. Прежде на ее месте находились монашеские кельи, но их сломали; оставлена лишь одна келья преподобного, в которой он жил, неся свои великие подвиги затвора, молчания и старчества, и в которой скончался (2 января 1833 года). Эта келия, оставленная в неприкосновенности, пришлась теперь в самой новой церкви, в юго-западном ее углу. Ниже мы скажем об этой келии.
Посредине ограды стоят два больших храма-собора — холодный и теплый, один в честь Успения Божией Матери, а другой в честь Живоносного Источника. В западной стене монастыря — святые ворота и тут же величественная колокольня. Звона на ней мы еще не слыхали. У алтаря Успенской церкви, с правой (южной) его стороны, стеклянная часовня; пред ней толпится народ. Это место могилы, в которой 70 лет почивали останки преподобного Серафима. Часовня вплотную прислонена к храму, так что нижние части двух окон алтарей (главного и придельного) приходятся под крышею часовни, и из этих алтарей видна вся ее внутренность. Самая могила представляет собою склеп. Теперь три стороны этого склепа и верх обделаны мрамором (низ остался прежний, выстланный крупным кирпичом), а четвертая сторона открыта и заслонена лишь стеклом. К этой стороне склепа и спускаются по удобно устроенной лестнице. Склеп был пока пустой.
По всему фасаду западной стороны храма крупными черными буквами проведена строка с поучительными и внушительными словами: «Сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святый обнови». Самый храм трехпрестольный, по внешнему виду похожий на старинные московские церкви. Живопись в нем очень древняя, от времени попортившаяся и потускневшая.
В северо-западном углу монастырской площади помещается церковь святых Зосимы и Савватия. Эта церковь была заперта и окна в ней завешаны. В ней временно поставлены были мощи преподобного. У стен этой церкви усердно молящийся народ. Тут поражали слух неистовые крики бесноватой, положенной в притворе храма, пред запертыми дверьми его. Были случаи, что одно лишь прикосновение к дверному замку успокаивало истеричных больных и даже исцеляло от болезни.
Осматривать монастырь и его храмы в подробности (кроме названных храмов, в нем имеются и другие) в дни торжеств не представлялось никакой возможности. Везде было тесно, и постоянно нужно было спешить, чтобы поспеть к тому или другому моменту торжества.
Едва успели мы пообедать, как раздался благовест ко всенощной. Могучий, густой, бархатный звук огромного (в 1500 пудов) монастырского колокола положительно потрясал воздух. Верим, что глубоко потряс он и сердца тысяч паломников. Пред нашими глазами их массы. И вот эти массы пришли мгновенно в движение. Лежавшие и сидевшие немедленно встали; все благоговейно крестятся; многие опустились на колена и кладут земные поклоны. Дорог, восхитителен для души истинно-русского, православного человека звук благовестного колокола... Неудивительно, что русский народ так любит церковный колокол и так почитает его, изукрасил красою узорною, поднял на высокую, своеобразную колокольню, гордится им...
В гостинице, куда мы возвратились уже поздно вечером, и около нее под соснами вокруг столиков для чая шел оживленный говор. Предметом его служили великие знамения милости Божией, совершавшиеся в Сарове. Все спешили сообщить друг другу о том или другом чуде, которого рассказывающий или сам был очевидцем, или о котором успел узнать от других, также непосредственно наблюдавших воистину дивные дела Божий.
Случаи чудесных исцелений по молитвам к угоднику Божию были многочисленны и разнообразны (особенно у «святого источника»). Они продолжаются и доселе. Однако далеко не все эти случаи становятся известными и записываются особо назначенными для сей записи лицами. За два только дня до нашего приезда в Саров и в самый день приезда, то есть 13, 14 и 15 числа, записаны были следующие случаи чудесных исцелений.
13 числа удостоверено четыре случая исцелений после купанья на источнике. Крестьянин Сардовской слободы, Саратовской губернии, Прокопий Нестеров Коблов, сорока лет от роду, совсем потерявший зрение, после купанья в источнике прозрел: снова стал видеть солнечный свет, различать отдельные цвета и предметы.
Одиннадцатилетний крестьянский мальчик Василий Ильин из Томской губернии от рождения не владел ногами и был расслабленным; голова у него всегда лежала на плече, вследствие искривления позвоночника. Своею матерью он привезен был на источник в тележке и после купанья стал, к изумлению всех, свободно ходить, радуясь своему выздоровлению.
Исцелился расслабленный 70-летний старик, крестьянин Вятской губернии, Слободского уезда, села Никольского, Михаил Савельев Тивкин, у которого, по его словам, голова держалась на шее, «как на мочале»,- больной не владел шеей в течение 23 лет.
Девочка хутора Висенки, Старолебяжской волости, Хвалынского уезда, Саратовской губернии, Анна Сафронова, 12 лет, четыре года не владела ни руками, ни ногами; мать ее Матрона Тимофеева принесла свою больную дочь на спине и искупала в источнике. После купанья Анна почувствовала в себе приток сил и сказала: «Не трожьте,- сама пойду». И действительно, к изумлению окружающих, встала с лавки сама и пошла без посторонней помощи.
14 июля установлено десять следующих случаев чудесных исцелений.
-Слепой мальчик Иван Захаров прозрел, а немой от рождения крестьянский мальчик Василий Говлев заговорил.
-Мещанин гор. Торопца, Псковской губернии, Петр Иванов Сургучев (37 л.), в продолжение 3 лет был совершенно глухим, но после купанья в источнике преподобного Серафима стал слышать и свободно разговаривать с окружающими.
-Солдатская вдова стекольного завода Шумбухской волости, Лаишевского уезда, Казанской губернии, Вера Андреева Васильева, 15 лет не владела правой рукой; но, искупавшись в источнике, стала совершенно здорова и даже в исцеленной руке понесла свой небольшой узелок.
- Крестьянка ижевского оружейного завода, Сарапульского уезда, Вятской губернии, Анастасия Яковлева Полякова, 29 лет от роду, в течение трех лет была больна; у нее была сведена правая рука и левая нога; в обитель она пришла на костыле. Причастившись и искупавшись в источнике, она сразу почувствовала, что ей стало лучше: рука и нога разогнулись, и Анастасия Полякова пошла без костыля.
- Крестьянка села Ольшанки, Нижнедевицкого уезда, Воронежской губ., Мария Матвеева Гончарова, 35 лет, в течение нескольких лет была расслаблена, и ее привезли к источнику; искупавшись, она встала и сама потихоньку пошла.
- Послушница Бирского монастыря, Уфимской губернии, Мария Иванова Зедвакова, 30 лет от роду, после купанья в источнике исцелилась от злокачественной опухоли на щеке и шее.
- Крестьянин села Княжева, Темниковского уезда, Тамбовской губернии, Александр Иванов Демидов, 40 лет, исцелился у источника от застарелого катара желудка, который врачами был признан неизлечимым.
- Донской казак Каргинского хутора, Вешинской станицы, Новочеркасского округа, Феодор Захаров Веденеев, в продолжение девяти лет страдал от припадков падучей болезни; его с трудом внесли в купальню при источнике шесть человек: он страшно кричал неистовым голосом и бился в конвульсиях; но благодатная струя воды из источника преподобного мгновенно успокоила больного; к нему вернулось сознание и, радуясь своему исцелению, он здесь же осенил себя крестным знамением, вслух благодаря исцелившего его чудотворца.
-Крестьянская девица из села Тазнеева, Ардатовского уезда, Симбирской губ., Аграфена Елизарьева Табаева, 18 лет, так рассказывала о своем исцелении от прирожденной слепоты: «Отец у меня жив, а мать умерла. Пришла я в Саров одна, вместе с односельчанами. Слышала я, что водичка из источника батюшки Серафима помогает от многих болезней и особенно от болезней глаз, даже исцеляет слепоту. А я ничего не видела от рождения, и глаза мои совсем были закрыты. Пришла на источник и крепко молилась. Знаю я только одну "Богородицу" и молилась больше сердцем своим угоднику Божию, преподобному Серафиму. Поговела я и, причастившись, пошла на источник: искупалась в нем всего три раза, и после второго раза увидела свет Божий. После купанья я легла спать и, проснувшись часа через два, вдруг замечаю, что в глазах моих стоит вместо обыкновенной тьмы свет, какое-то сияние; мои глаза раскрылись наполовину, и я увидала, сначала смутно, светлое небо, темные деревья, стала отличать яркий свет солнца, и сейчас думаю, что уже скоро вечер: сияние в глазах стало меньше, тусклее». Действительно, мы вели нашу беседу с исцелившеюся в сумерки, в 8 часов вечера. Прозревшая с великою радостью охотно рассказывала всем о своем исцелении; лицо ее видимо дышало тихим, глубоким счастьем: она была совершенно уверена в том, что новоявленный чудотворец дарует ей полное прозрение (15 число).
-Мещанин города Спасска Рязанской губернии Василий Николаев Богомолов, 50 лет от роду, уже 7 лет лежал, разбитый параличом. Его привезли на телеге для купанья в источнике; больной не мог говорить; были также парализованы его ноги и уши, так что он не мог ни ходить, ни говорить, ни слышать. Но после купанья Василий Богомолов стал ходить, слышать и немного говорить. Свой костыль он оставил тут же, около источника.
-Дочь мещанина, Екатерина Емельянова Зубченко, 18 лет, из станицы Медведевки, Кубанской области, на девятом месяце своей жизни заболела: у нее отнялись ноги, так что она свыше 17 лет вовсе не могла ходить. После горячей молитвы к угоднику Божию она искупалась в его источнике и почувствовала в себе приток каких-то сил, так что пожелала пойти одна, без посторонней помощи. Вскоре же сама она по трем лестницам поднялась на пригорок, где и рассказала иеромонаху о своем исцелении.
В тот же день было и еще несколько случаев исцелений от разных других болезней. Подвести точный итог всем случаям чудесных исцелений, повторяем, не было никакой возможности: многие больные, получившие исцеление, не заявили об этом [5 Примечание].
Присутствовавшие на Саровских торжествах удостоились быть свидетелями по-истине великих и неизреченных милостей Божиих, воочию всем явленных русскому народу чрез угодника Божия и чудотворца Серафима. Могли убедиться они и в крепкой вере народа нашего в «батюшку Серафима». Вера эта привлекала ко дням его прославления в Саровскую обитель, можно сказать, сотни тысяч православных со всех концов нашего обширного отечества и даже из далекой Сибири. Так, мать исцелившегося 14 июля одиннадцатилетнего мальчика Ивана Степанова Захарова, с двухлетнего возраста лишившегося зрения вследствие ушиба головы, пришла из деревни Оськиной, Симского округа, Тобольской губернии.
- Бабушка другого мальчика, Василия Иевлева, 14 лет, немого от рождения и того же 14 числа чудесным образом получившего дар слова, привела любимого внучка из села Имисского, Минусинского уезда, Енисейской губернии. Радость обеих женщин и самих исцелившихся не поддается описанию: от радости плакала мать прозревшего сына, плакала и бабушка заговорившего внука, плакали и сами дети, взысканные милостию Божией. Видя их, слушая рассказ умиленной старушки, не могли удержаться от слез и все окружавшие.
Со слезами радости благодарит новоявленного чудотворца за даруемые им благодеяния растроганный русский народ...
Некоторых из исцеленных я видел лично и разговаривал с ними или их родственниками. Приходилось мне наблюдать, как и другие расспрашивали исцеленных. Невольно вспоминалось мне евангельское повествование об исцелении слепорожденного - так уж прилежно старались интересовавшиеся или сомневающиеся выведать все подробности того или другого чудесного исцеления; переспрашивали родных исцеленного или чужих ему, но бывших очевидцами исцеления; сопоставляли показания, делали выводы, снова спрашивали и переспрашивали. Иные из исцеленных отвечали коротко и видимо без охоты, точно они подозревали праздное любопытство вопрошавших или недоверие их к тому, что с ними, исцеленными, случилось. Другие охотно, как бы славя этим Бога, возвещали о своем исцелении.
Как, однако, ни поразительны были чудесные исцеления, творившиеся по молитвам к угоднику Божию, мы все-таки думаем, должны думать, что они не в состоянии были препобедить все сомневающиеся умы и покорить все загрубевшие от неверия сердца. Границы неверия, можно сказать, необъемлемы, как то и указывается в святом Евангелии. В притче о богаче и убогом Лазаре Авраам самым решительным образом высказал богачу, что не верующие Моисею и пророкам не поверят словам даже и из мертвых воскресшего.


5.14 числа на берегу речки Саровки вблизи источника было сожжено 15 костылей, брошенных здесь самими исцеленными. Вернуться к тексту

Донесение  Святейшему Правительствующему Синоду Предыдущая часть  В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть И.В.Преображенский. Открытие святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца).Часть 2.

См.также:

И. В. Преображенский.Открытие святых мощей преподобного Серафима,Саровского чудотворца.Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU