И
узрите Пасху прежде Пасхи
(слова преп. Серафима)
Кончилась неделя великого и чудного торжества, замолк, дивный, как
орган, звук Саровских колоколов, возвестивший всему православному
миру о прославлении и причислении к лику святых преподобного старца
Серафима. Многочисленные паломники возвратились к родным местам
и в священном восторге и умилении поведали всем картины пережитых
ими незабвенных дней, когда вместе с Великим и Благочестивейшим
Государем, Государынями и другими Членами Царствующего Дома, едиными
усты и единым сердцем благоговейно славили они Милосердого Бога
и светло прославляли новоявленного угодника Его. Но хотя чудные
картины пережитого, за суетою жизни, начинают забываться, но малейшее
воспоминание, малейшее напоминание и расспросы других и... уже перед
вашим мысленным взором воскресает во всей своей прелести священный
Саров... воскресает в памяти живописная, истинно райская местность
далекой обители, с блистающими золотыми главами соборов и церквей...
слышится тот необычайный трепетный шум многотысячного народа, чувствуется
опять тот духовный восторг, высокий подъем веры и религиозного духа
и... слезы умиления готовы оросить ваше лицо и привести в трепет
ваше сердце!..
Сподобившись присутствовать на этих торжествах, желаем и мы повествовать
во славу Божию об этом великом празднике прекрасной Саровской обители
и всей православной Российской Церкви...
С чувством томительного ожидания выехали мы из пределов Уфимской
епархии, где благочестивые прихожане проводили нас с лучшими пожеланиями
и усердными просьбами помолиться за них у раки Преподобного. «За
нас, батюшка, помолитесь!» — «И за нас!» — слышалось на улице, по
которой следовал наш экипаж. Или вот вас останавливают, и трудолюбивая
рука поселянки со слезами на глазах протягивает вам несколько монет
на свечку преподобному Серафиму. «А ты, батюшка родимый, в первый
день поставь!» — заканчивает она свою просьбу.
Приехали в Уфу, где к нам прибавилось паломников; в Самаре — также,
а в Пензу наш поезд пришел уже переполненным: на вокзале все комнаты
и проходы, вся платформа и станционный сад были прямо усеяны богомольцами...
Около 9 часов вечера 16 июля мы прибыли на станцию Рузаевка Московско-Казанской
железной дороги, где пришлось перебраться в другой поезд, но найти
места в нем было невозможно, поэтому, положив вещи свои кое-где
и кое-как, пришлось стоять на площадке, пока добрые сопутники мои
каким-то образом не освободили целую скамейку, уговорив мужичков
пораздвинуться.
От Рузаевки до Тимирязева всего две станции, и наш поезд после небольшой
остановки должен бы был отправиться ночью же в Арзамас и прибыть
туда около 11 часов утра 17 июля, но, вследствие прохода царского
поезда, нас в Тимирязеве остановили и мы простояли всю ночь до 10
часов утра. Этим невольным пленением мы были несказанно довольны,
так как в 5 часов утра мимо окон нашего вагона прошли один за другим
великокняжеский и Царский поезда и мы удостоились счастья увидеть
салон-вагон Царской семьи, которая еще изволила почивать, так как
белые шелковые занавесы в широких зеркальных окнах были приспущены.
Тихо и плавно прошел Императорский поезд с двумя паровозами, на
которых в парадных мундирах и при орденах стояло многочисленное
начальство. На всем протяжении царского пути народ из окрестных
сел и деревень, в праздничных нарядах, выходил на станции и радостными
кликами «ура!» приветствовал своего обожаемого Монарха. Из ближних
церквей духовенство выходило с крестным ходом, торжественно звонили
колокола, станционные здания и домики сельских обывателей утопали
в зелени гирлянд и были убраны разноцветными флагами.
Так как мы следовали за царским поездом, то старались расспрашивать
лиц, имевших счастье лицезреть возлюбленного Государя и Государынь.
Слезами умиления и радостью дышали лица рассказывавших, как, например,
Государь, заметив на станции Николай-Дар сельское духовенство и
народ, почтительно стоявший за станционным зданием, приказал всех
впустить на платформу, отворил окно и милостиво беседовал с крестьянами.
Его Величеству благоугодно было, между прочим, спросить: почему
это село называется «Николай-Дар»? Государю ответили, что земля,
на которой расположено село и пашни, пожалована крестьянам Императором
Николаем I.
В городе Лукоянове (Нижегородской губернии) железнодорожный путь
проходит по одной из улиц, поэтому при проходе царского поезда городское
и окрестное сельское население стояло по обеим сторонам пути, в
виду чего Императорский поезд, по особому повелению Государя, проходил
тихо, окна в вагонах были раскрыты и вся Царская семья милостиво
раскланивалась при восторженных и несмолкаемых криках радостного
народа. Город Лукоянов живописно раскинулся по склону горы, и из
окон вагона хорошо видно было нарядное убранство города, улицу,
ведущую к довольно архитектурному собору, и зелень окружающих лесов.
На станции Шатки милостивый взор молодой Государыни остановился
на двух крестьянских девушках-мордовках в национальных костюмах,
и Она так ими заинтересовалась, что, по желанию Ее, на следующей
станции Арзамас[16 ]
крестьянские девушки-мордовки в значительном числе,
в нарядных мордовских костюмах, были в числе встречавших Царственную
чету у дворянского павильона, а затем присутствовали на всех торжествах
в Сарове, неоднократно удостоиваясь милостивых взоров и слов Государя
и Государынь.
В Арзамасе Государь благоволил принять хлеб-соль от города, крестьян
пригородной волости и дворян Нижегородской губернии, удостоив многих
милостивыми словами; восторг народа не поддается описанию. Нижегородский
губернский предводитель дворянства, поднося хлеб-соль на серебряном
блюде, между прочим, сказал: «И ныне, и впредь, и во веки Нижегородский
дворянин грудью встанет за веру, Царя и отечество». Золотые слова!
- они должны запечатлеться в сердце каждого русского.
В 25 минут 1-го часа Государь, Государыни, Великие Князья и Княгини
отбыли на лошадях в Саровскую пустынь при оглушительных кликах восторженного
народа. Это шестидесятиверстное следование Государя до обители было
истинно триумфальным шествием. Население сел и деревень воздвигло
красивые арки с трогательными надписями, усыпало путь царского следования
цветами; стар и млад проливали слезы умиления, радостно осеняя себя
крестным знамением. «Слава Тебе, Господи, привелось видеть Царя-Батюшку
и Матушек Государынь».
В селе Павловском для встречи Августейших гостей было собрано все
духовенство округа, по которому следовал Царский кортеж, по обеим
сторонам дороги стояли крестьянские девушки в праздничных нарядах,
в воздухе развевались хоругви и золотом сияли запрестольные кресты
и облачения духовенства. При пении «Спаси, Господи, люди Твоя» многие
от восторга и умиления падали на колени. Государь и Государыни,
видя такое трогательное проявление любви народной, милостиво, со
светлым, улыбающимся взором раскланивались на обе стороны. Две девушки
села Павловского рассказывали нам, как они с подругами целою вереницею
встретили Царский экипаж у моста, крикнув в первый раз громкое «ура»,
а при второй попытке все вдруг заплакали от радости.
Около шести часов вечера 17-го же июля Их Величества и Высочества
прибыли в Саров и в Святых вратах были торжественно встречены Высокопреосвященным
Антонием, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, с многочисленным
духовенством. В приветственной краткой речи Преосвященный митрополит
упомянул о той радости, с какою встречает святая Саровская обитель
Благочестивейшего Государя, добавив, что «и все великое множество
собравшегося здесь народа православного радуется встретить Царя,
вместе с ним молящегося».
На пути от Святых врат до Успенского собора обители Августейшие
гости прошли между рядами Саровских монашествующих, глубокими поклонами
приветствовавших Великого Государя и Государынь. За оградою неслись
восторженные приветственные клики народа, им вторил торжественный
перезвон колоколов.
После краткого молебствия в Успенском соборе Их Императорские Величества
и Высочества прошли в церковь преподобных Зосимы и Савватия, где
временно находились мощи Преподобного и, благоговейно поклонившись
им, проследовали в приготовленные царские покои. Дворец Их Величеств
расположен по правую сторону главных соборов, в одну линию с храмом
преподобных Зосимы и Савватия, и представляет из себя двухэтажное
здание с остроконечною готического стиля башнею, украшенною золоченым
государственным гербом. В верхнем этаже апартаменты Государя Императора
Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны,
а в нижнем для Великого князя Сергия Александровича и его супруги
Великой княгини Елизаветы Феодоровны. Ее Императорское Величество
Государыня Императрица Мария Феодоровна с Августейшею дочерью Ольгою
Александровною и ее супругом принцем Петром Александровичем Ольденбургским
поместились в бывших архиерейских палатах, с правой стороны Успенского
собора, примыкающих с одной стороны к новосооруженному собору над
кельей преподобного Серафима, а с другой - к главной монастырской
трапезной.
Дворец для Великих Князей: Николая Николаевича, Петра Николаевича
с супругою Милицею Николаевною и Георгия Максимилиановича, Герцога
Лейхтенбергского, и его супруги Анастасии Николаевны - устроен вне
монастыря на берегу реки Сатиса, среди живописной поляны соснового
леса; это простое бревенчато-сосновое здание. Напротив великокняжеского
дворца, между роскошнейших клумб и цветников, разбит художественно
украшенный Императорский шатер от Тамбовского дворянства.
Утром 17 июля был совершен величественный крестный ход из Серафимо-Дивеевского
первоклассного женского монастыря, отстоящего в 12 верстах от Сарова.
Утро выдалось чудное, но днем было слишком жарко. Паломники разместились
от Святых врат монастыря по обеим сторонам Арзамасской дороги до
деревни Балыкова и с благоговением ожидали крестного хода, на встречу
которого из Саровской обители с крестным же ходом вышел Преосвященный
Иннокентий, Епископ Тамбовский и Шацкий; встреча произошла в лесу,
после чего соединенный крестный ход двинулся обратно в Саров. Это
священное шествие представляло картину поразительно величавую. Впереди
шли хоругвеносцы из Москвы, Сергиева Посада, Коломны, Курска, Ярославля
и других городов в черных с серебряной отделкой кафтанах, за ними
певчие. Далее до пятидесяти золотом блистающих хоругвей, дар хоругвеносцев
различных городов, все с благоговением взирали на хоругви с прекрасным
изображением святого Серафима. Затем шли монахини Арзамасского,
Ардатовского, Серафимо-Понетаевского, Серафимо-Дивеевского, Темниковского
и других женских монастырей Нижегородской и Тамбовской епархий с
двумя хоругвями и иконами. За ними священники в облачениях и монахи,
далее в ряд три архимандрита в митрах, за ними монахи несли чудотворные
иконы Божией Матери «Умиления» из Дивеевского монастыря и «Знамения»
из Понетаева. И, наконец, за чудотворными иконами шествовал Преосвященный
епископ Тамбовский в полном облачении и с посохом в руках. Монашествующие
Саровской обители рядами замыкали этот торжественный крестный ход [17].
Народ в образцовом порядке оставался на своих
местах по сторонам дороги, и все это величественное шествие в стройном
и священнолепном порядке в начале десятого часа утра торжественно
вступило чрез главные врата обители в Успенский собор, где тотчас
же началась заупокойная литургия, совершенная архиерейским служением.
18 июля утром в приделе Успенского собора архимандритом Андреем
[18 ]
была совершена литургия и Их Величества Государь
Император и Государыни Императрицы причастились Святых Тайн. Известный
Санкт-Петербургский протоиерей отец Философ Орнатский произнес проповедь,
упомянув о том, что «ныне в последний раз поминается отец Серафим
и за него приносится умилостивительная молитва Церкви и всех верующих,
ибо и душу Преподобного при жизни его в пустыне "томили искушения"»
[19 ]. Весь этот день Их Величества посвятили осмотру
монастыря. Были в новом соборе Святой Троицы, воздвигнутом над кельей
отца Серафима, посетили и благоговейно осмотрели его келью и пожертвованные
в обитель хоругви. Над кельей отца Серафима устроен церковнообразный
шатер в древнерусском стиле, перед иконами в келье масса неугасимых
лампад, вещи, оставшиеся от праведного старца, и даже сохранившаяся
в том же виде лежанка заключены в бронзовые под стеклом футляры.
Из церкви Их Величества проследовали к могиле Преподобного, а также
осмотрели гробницу схимонаха-молчальника Марка и поклонились ей.
К месту упокоения Преподобного устроена небольшая чугунная лестница
и стены могилы уже облицованы мрамором; открытый дубовый гроб, в
котором обретены останки отца Серафима, с заметно предавшимися тлению
исподней и боковою досками, стоит на полу; над ним повешено несколько
пожертвованных ценных лампад, для сохранности эта драгоценная для
православных могильная ниша Преподобного закрыта зеркальным в бронзовой
раме стеклом; из-под гроба верующие с благоговением берут песочек.
Затем Их Величества прошли в церковь святого Иоанна Предтечи, а
оттуда в церковь преподобных Зосимы и Савватия. В двенадцатом часу
Их Величества присутствовали на последней торжественной панихиде
по о. Серафиме и после нее - на литии на могиле Преподобного в часовенке.
При возглашении отцом архидиаконом вечной памяти Преподобному Их
Величества преклонили колена.
В исходе второго часа Государь Император с Их Высочествами Великими
Князьями Николаем Николаевичем и Петром Николаевичем отправился
пешком к источнику отца Серафима в ближайшую пустыньку. Государыни
Императрицы с Августейшими Особами поехали туда же в экипажах. Государя
сопровождали Министры Императорского Двора и Внутренних дел, граф
Воронцов-Дашков и генералы свиты. По пути архимандрит Серафим, а
у источника игумен Саровской пустыни Иерофей давали объяснения Их
Величествам. Подробно осмотрев источник, купальни, вкусив воды из
источника, пешком прошли дальше к камню отца Серафима, на котором
он молился в течение тысячи дней, а отсюда проследовали к дальней
пустыни, где Августейших гостей встретил и показывал достопримечательности
места преосвященный Тамбовский. Их Величества спускались в пещеру,
куда уединялся Преподобный, и затем возвратились в обитель.
Государь Император снова шел пешком с Великими Князьями. Нужно было
видеть восторженное и радостное настроение народа, усеявшего по
пути царского паломничества все живописные полянки и холмики и несмолкаемо
приветствовавшего своего любимого Государя громким сердечным «ура!»
Его Величество в некоторых местах, милостиво улыбаясь, близко подходил
к любящему его народу, и многие, в порыве радости и умиления, устремлялись
поцеловать Его царственную руку или полы его белой одежды. В одном
месте обрадованная и многочисленная толпа, еще издали завидя Государя,
падает на колени и не может удержать своих слез... Государь видимо
взволнован; милая, радостная, изумительно-ласковая улыбка не сходит
с его светлого взора; все ликуют; всем понятно значение этого переживаемого,
величавого момента общения Царя с любящим Его народом... Все до
глубины души умилены Его высоким благочестием и с полною любовью
и благоговением взирают на Него, хотя и в подобающем Ему царственном
величии, но в смирении духа прибывшего в далекую пустынь засвидетельствовать
свою веру в дивного Старца и вместе с верным и великим народом своим
прославить его во святых и тем утвердить величие и истинность веры
и Церкви православной.
В тот же день Их Величества и Особы Императорской Фамилии осматривали
собор во имя Живоносного источника.
Перед всенощной Государь Император с Государыней Императрицей Александрой
Феодоровной заходили в Успенский собор и осматривали свой Царский
дар - раку для мощей Преподобного и художественные лампады, пожертвованные
Их Величествами, Великими Князьями и Княгинями и разными благотворителями;
посетили собор и Великие Князья с супругами. При выходе Их Величеств
из храма хоругвеносцы перед папертью собора поднесли Государю Императору
от всех обществ хоругвеносцев икону Преподобного Серафима, Владимирские
хоругвеносцы - икону святых князей Георгия, Андрея и Глеба, Смоленские
- икону Смоленской Божией Матери [20 ]
и полотенце... Их Величества благодарили за подношение
и удалились в покои Императрицы Марии Феодоровны, где и изволили
оставаться до начала всенощной...
Ровно в 6 часов раздался первый удар большого колокола, и долго
чудные аккорды его волнообразным гулом разносились в вышине, проникли
в глубину Саровских лесов и своею мелодичною таинственностью овладели
сердцами верующих. Всё мгновенно всколыхнулось; громадное, многотысячное
море православного народа, с благоговейным ожиданием занявшее все
пространство между гостиничными корпусами, в виду главных Святых
врат обители, как один человек, обнажило головы и истово, истово,
в каком-то неизъяснимо величавом трепете осенило себя крестным знамением.
Чудная, изумительная минута! Взоры всех смиренно поднялись к святым
небесам, множество благочестивых паломников опустились на колени,
послышался благоговейный шепот и трогательные восклицания: «Батюшка
Серафим», «Преподобне отче!», «Молитвенник наш усердный, моли Бога
о нас!» Торжественно лились плавные и чарующие звуки благовеста,
блестящая вереница царских сановников, высокопоставленных лиц, духовенство,
монашествующие мужских и женских монастырей и избранные паломники
начали медленно проходить в Святые врата.
Но целые сотни тысяч народа за ограниченностью монастырской ограды
должны были оставаться за вратами обители и, хотя всенощные одновременно
начались во всех соборах, церквах, часовнях, ближней и дальней пустынках
и особо устроенных возвышениях среди народных бараков в лесу, многие
и многие паломники молились на открытом воздухе; составлялись народные
хоры, и воодушевленное пение раздавалось повсюду. Вот благочестивые
монашествующие сестры дальних монастырей, избрав живописный уголок
в Саровском девственном лесу, стройно и мелодично запели: «Благослови,
душе моя, Господа » и продолжали песнопения до окончания всенощной
в соборах.
Когда мы вступили в монастырскую ограду, то прежде всего поражены
были художественно-величественным видом обновленных соборов; ярко-золотые
главы собора Живоносного источника ослепительно сияли на солнце
и светом лучей своих увеличивали красоту вида святой обители; чистота
небесного свода была изумительна и напоминала всем дивную чистоту
жизни Преподобного, а это великое множество собравшегося со всех
концов земли русской православного народа во всем изумительном величии
представляет нам славу дивного подвижника, и каким ореолом любви
и венцом святости окружено его имя!.. «Велика слава твоя, чудны
подвиги, неизмерима любовь к тебе, преподобие Отче Серафиме»,— мысленно
шептали мы, взирая на его изображение...
Вот последние гармоничные звуки замерли в воздухе и с вышины величественной
колокольни раздался торжественный красный звон - и вскоре же, при
продолжающемся трезвоне, из митрополичьих покоев началось шествие
митрополита со славою. Во главе процессии шли митрополичьи певчие
в форменных с серебряною отделкою и голубыми отворотами кафтанах,
затем иподиаконы с дикирием и трикирием, далее протоиереи в рясах
по два в ряд, за ними архимандриты и за всеми Высокопреосвященный
Митрополит в небесного цвета мантии, в белом клобуке с бриллиантовым
крестом и с посохом в руках, сопровождаемый иподиаконами, протодиаконами
и архидиаконом. По сторонам стояли хоругвеносцы в своих форменных
кафтанах, за ними богомольцы; Его Высокопреосвященство, шествуя
в собор, благословлял народ.
По вступлении митрополита в Успенский собор последовало Высочайшее
шествие, и нам посчастливилось занять место у самой паперти в ряду
хоругвеносцев. Великою радостью проникнуты были мы, увидев впервые
в жизни Благочестивейшего Государя и Государынь, в сопровождении
Великих Князей, Княгинь, министров и блестящей свиты. Во главе шли
Императорские Величества Государь Император с Государыней Императрицей
Марией Феодоровной, в центре их, немного отступя, Императрица Александра
Феодоровна, за нею Великий Князь Сергий Александрович с супругою
Елизаветою Феодоровною и далее Великие Князья Николай Николаевич,
Петр Николаевич с Августейшей супругой Великой Княгиней Милицей
Николаевной, Князь Георгий Максимилианович Романовский, герцог Лейхтенбергский
с Августейшей супругой княгиней Анастасией Николаевной и принц Петр
Александрович Ольденбургский с Августейшей супругой Великой Княгиней
Ольгой Александровной. Государь Император и Великие Князья были
в белых мундирах, при орденах, звездах и Андреевских лентах; также
и свита их, министры, военное начальство и весь офицерский корпус
были в белых кителях и при всех знаках отличия.
Торжественно началась всенощная при дивном пении митрополичьего
и Тамбовского архиерейского хоров. Это величественное присутствие
Государя, Августейших и высокопоставленных особ, глубоко-благоговейное
настроение молящихся, художественное великолепие празднично освещенного
собора - производило впечатление невыразимое. С чувством высокого
умиления взирали все на Благочестивейшего Государя, Государынь,
Великих Князей и Княгинь, усердно молящихся и смиренно преклоняющих
колена в минуты особенно священные и знаменательные. В стихирах
на «Господи, воззвах» ясно и неоднократно слышалось имя Преподобного
Серафима, «дивного подвижника, во дни юности из града Курска в Киев
пришедшего [21 ]
и в Сарове спасение и великую благодать от Бога
приимшего»... «Свете тихий святыя славы... поем Отца, Сына и Святаго
Духа, Бога»...-дивною мелодией приглашались верующие к прославлению
Милосердого Бога, и не одна слеза умиления орошала лица, капала
на одежды и пол церковный...
Пред началом литии митрополичьи певчие в стройном порядке направились
к выходу и, остановившись на паперти собора, медленно и тихо, чудно
запели первую литийную стихиру Преподобному: «Приидите, вернии...
восхвалим дивнаго во святых преподобнаго Серафима»[22 ].
Это медленное провозглашение имени Преподобного
как-то особенно ясно коснулось нашего слуха и умиленного сердца,
лица многих оросились слезами благоговения и истинной радости, в
руках всех засветились приготовленные свечи, хоругвеносцы с пожертвованными
художественными хоругвями разместились стройными рядами от паперти
собора до церкви преподобных Зосимы и Савватия, и взоры верующих
остановились в немом ожидании торжественного шествия за мощами Преподобного.
Многие впервые от лица церкви православной услышали торжественное
засвидетельствование и наименование смиренного отца Серафима «преподобным»,
и с этого мгновения для мира православного он стал уже «святым»,
избранным угодником, молитвенником и предстателем пред престолом
Божиим.
Истинно величественна была духовная процессия, шествовавшая медленно,
при продолжающемся пении священно-трогательных стихир в честь Преподобного.
Как только митрополичий хор стал спускаться с высокой паперти собора,
то и процессия духовенства в блестящих золотистых облачениях, с
прекрасно вышитыми Серафимами, показалась во вратах собора. Иподиаконы
и диаконы шли с запрестольными крестами, дикирием, трикирием и рипидами,
затем двадцать протоиереев и двенадцать архимандритов, за ними архипастыри
- в полном облачении и с посохами, и затем, окруженный протодиаконами
и архидиаконом, Высокопреосвященный Антоний, митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский, в митре с бриллиантовым крестом, и за преосвященным
митрополитом — Их Императорские Величества с Августейшими особами,
министры и свита. Когда духовная процессия приблизилась к церкви
святых Зосимы и Савватия, Высокопреосвященный Антоний вместе с Архиепископом
Димитрием, епископами Иннокентием и Назарием и архимандритами вошел
в храм и совершил каждение пред гробом преподобного Серафима. Государь,
Великие Князья и архимандриты подняли гроб Преподобного, установили
на носилки и, покрыв драгоценным бархатным покровом, в предшествии
многочисленных хоругвей начали торжественное обнесение святых мощей
вокруг соборов. Высокопреосвященный Антоний и преосвященные архиереи
шли за гробом преподобного Серафима.
Невозможно выразить всё умилительное благоговение православного
народа, с зажженными свечами, смиренно на коленах, молитвенно-трогательно
взиравшего на гроб Преподобного, с великою «славою и честию» несенный
державными руками возлюбленного Государя и Великими Князьями. За
гробом изволили следовать Государыни Императрицы и Великие Княгини,
окруженные блестящею свитою. Эти чудные минуты торжественного несения
святых останков дивного подвижника были священны и величественны
по простоте глубоко религиозного духа народного. Множество больных
страдальцев у самых ног Государя Императора проливали слезы и с
упованием громко взывали к Преподобному об исцелении. Благочестивые
крестьянки, желая и от своих трудов принести лепту обители Преподобного,
бросали на гроб его свертки холста, вышитые полотенца, и эти малоценные
предметы народной жертвы. Благочестивейший Государь наш иногда сам
изволил передавать следовавшему пред гробом монаху. При несении
гроба певчие продолжали петь литийные стихиры, гармоничный перезвон
раздавался с высот колокольни, ярко горели свечи в руках православных
паломников, золотом переливались хоругви и главы соборов и еще чище
и светлее становился изумрудный свод небес.
Великий и чудный вечер переживала Саровская обитель и вместе с нею
вся православная Россия... Это была как бы светлая пасхальная ночь
в священном древле-престольном Кремле... И припомнилось нам предсказание
самого Преподобного: «и узрите Пасху прежде Пасхи!..» И чувствовалось
всеми в эти светлые и трепетные минуты, что Преподобный Серафим
с высоты небес с любовью взирает на нас, пришедших почтить его святую
память, и как бы слышится его мягкий, ласковый говор: «Посмотри,
радость моя, какой великой чести и славы сподобился я, убогий и
недостойный!» О, нет, преподобие Серафиме! Ты достоин этой чести,
этой великой славы, этого прославления, за твою полную чудных подвигов
жизнь, и веруем, что ты получил дерзновение и святость у Господа.
Такими мыслями и чувствованиями были исполнены в эти священные минуты
наш ум и сердце...
По обнесении кругом соборов, у паперти Успенского Собора шествие
с мощами Преподобного остановилось и здесь была докончена лития,
затем гроб внесли в собор и установили на особом возвышении посредине.
Эта знаменательная минута торжественного вступления святого Серафима
честными останками в собор для постоянного уже пребывания в благоухании
святыни и среди великолепия священного произвела на всех глубоко-трогательное
впечатление. Среди воцарившейся тишины благоговейно почувствовалось
благодатное незримое присутствие здесь праведного старца, и какое-то
невыразимо светлое, высоко-радостное настроение охватило всех верующих;
мысленному взору нашему казалось, что в вышине храма уже нет свода
церковного, а чистое, ясное, как лазурь, необъятное небо и там среди
небожителей в сиянии благодати преподобный Серафим, усердно возносящий
свои молитвы за святую Русь и народ православный...
Невольно останавливаемся мыслью на том изумительном величии, которого
достиг скромный, смиренный и убогий Серафим. 70 лет сокрыты были
в недрах земли честные останки его, ныне торжественно изнесенные
из мрака могильного и положенные пред взором верующих в драгоценнейшую
раку, среди благолепного и благознаменитого собора Саровского...
для чего? Для того, чтобы показать, как высока, как спасительна
была христианская жизнь Преподобного; для того, чтобы верующие,
с умилением взирая на его многоцелебные останки, уразумели, как
возлюбил Господь преподобного Серафима за его чистую, святую жизнь,
украсив его венцом святости и славою чудес, изобильно источающихся
от его гроба и, благоговейно поклоняясь ему, подражали его жизни.
Мы глубоко поражены были этою минутою, и при виде медленно вносимого
гроба Преподобного нам пришли на память священно-трогательные и
радостные слова одной чудной пасхальной песни: «Смерти празднуем
умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало...» Да,
мы так были очарованы, так высоко умилены духом и всем верующим
сердцем, что казалось, мы начинаем и правда какую-то новую жизнь
и к этой чудной, новой жизни, к этому вечному блаженному началу
ее неудержимо зовет нас сам Преподобный...
Вот торжественно запели «хвалите имя Господне» - и сонм священнослужителей,
пастырей и архипастырей вышел на средину собора и блестящею лентою
окружил гроб Преподобного. Преосвященный Иннокентий, епископ Тамбовский,
произнес глубоко прочувствованное похвальное слово в честь Преподобного,
после чего Высокопреосвященный Антоний отверз гроб и всё сослужащее
духовенство с зажженными свечами громогласно и торжественно запели
первое величание преподобному Серафиму: «Ублажаем тя, преподобне
отче Серафиме, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче
Ангелов»,— и этому могучему сочетанию голосов священнослужителей
с умилением вторили все — и монахи Саровские, и бесчисленное множество
православных. По величании Высокопреосвященный митрополит, архиереи
и все духовенство, Государь, Государыни и Особы Императорской фамилии,
с умилением преклонив колена, приложились к мощам новоявленного
чудотворца.
Всенощная продолжалась и окончилась обычным порядком. Во время всенощной
у боковой паперти собора исцелилась одна 21-23-летняя девушка, не
владевшая ногами с 14-летнего возраста. Мы увидели ее, когда она
уже с радостно-светлым взором, с зажженною свечою в руке, сопровождаемая
множеством всякого звания паломников, шла кругом собора, со слезами
на глазах прославляя и благодаря Бога и новоявленного угодника.
Исцеление это, по ее словам, произошло так. В то время, когда запели
величание Преподобному, она сидела на самой паперти, двери собора
были открыты и до ее слуха ясно доходили слова величания: «Ублажаем
тя, преподобне отче Серафиме...» - и она в великом благоговении
веры, с надеждою, мысленно обратилась к Преподобному об исцелении
и вскоре же почувствовала в себе силы встать. И когда встала, то
от сильной радости и понятного волнения в ту же минуту лишилась
сознания. Добрые люди освежили ее холодной водой, привели в чувство
- и она уже беспрепятственно пошла, иногда как бы падая,— не веря
сама, что милостью Божией, по предстательству святого Серафима,
получила возможность ходить...
По окончании всенощных во всех соборах, храмах, часовнях и пустынках
были торжественно совершены впервые молебны Преподобному Серафиму.
Мы присутствовали на молебне в соборе «Живоносного источника» и
удостоились принять участие в самом соборном служении. Многочисленные
паломники усердно молились, и масса зажженных свеч в громаднейших
подсвечниках и люстрах придавала этому служению, при замечательной
красоте и художественности собора, велико-праздничный вид. И значение
этих впервые совершенных молебнов преподобному Серафиму было велико
и знаменательно; в эти минуты православная церковь Российская торжественно
и ясно засвидетельствовала православному миру, что праведный старец
Серафим отныне уже Святой, прославленный, новый светильник благодати
Божией, усердный всех молитвенник. И с каким усердием и трепетным
благоговением вместе со священнослужителями православные восклицали:
«Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!..» Всю ночь в Успенский
собор беспрерывною вереницею и в порядке проходили богомольцы, прикладываясь
к мощам Преподобного, вели и несли больных и недужных, с глубокою
верою и надеждою на их исцеление, и верующие были свидетелями поразительных
исцелений.
Когда мы выходили из врат обители, то уже вся окрестность монастыря
с окружающими лесами была освещена целым рядом костров и богомольцы,
с зажженными свечами в руках, разделившись на группы, читали акафисты
и пели тропари Преподобному; в часовнях среди леса беспрерывно служились
молебны. Видя утомление священников и иеромонахов, назначенных для
совершения служения в часовнях, мы время от времени служили за них.
Служение молебнов продолжалось далеко за полночь; благочестивые
паломники желали молиться всю ночь, и воодушевленное пение, действительно,
не прерывалось до утра.
Уголок нашего пребывания был среди девственного Саровского леса;
нам, как и большинству паломников, не нашлось места даже в бараках,
и мы для отдыха выбрали себе живописную полянку вблизи речки, под
громаднейшей сосной. Удивительно, что когда некоторые высказывали
сожаление об удобствах, то сейчас же были останавливаемы указанием
на подвиги Преподобного: «Тысячу ночей молился Батюшка Серафим на
камне, претерпевая холод, а мы что?..» - слышалось в стороне. И
вот начинались несмолкаемые рассказы о его подвигах, чудесах и,
само собою, забывались и удобства, и даже самый сон...
Отдых был непродолжительный, и в 5 часов утра 19 июля раздался звон
к ранней литургии; в Саровской обители и во всей православной России
настал день великого и светлого торжества. Мы поспешили к вратам
святой обители, но за теснотою в народе не скоро могли вступить
в монастырскую ограду; звон прекратился и мы, к сожалению, пришли
в собор Живоносного источника уже на исходе литургии, в служении
которой, по приглашению [23 ]предстоятеля,
должны были бы участвовать. По окончании литургии в соборе Живоносного
источника мы направились в храм преподобных Зосимы и Савватия и,
к счастью, застали еще «Херувимскую». Здесь вместе с простым народом
молились высокопоставленные и Августейшие Особы. На правом клиросе
находились Их Императорские Высочества Великие Князья: Петр Николаевич
и Герцог Георгий Максимилианович Лейхтенбергский и их Августейшие
супруги Великие Княгини Милица Николаевна и Анастасия Николаевна.
Во время запричастного Великие Князья и Княгини трогательно испросили
прощение друг у друга, коленопреклоненно молились и прикладывались
к местным образам и затем на все стороны поклонились народу. Пред
отверзением царских врат Их Императорские Высочества опять преклонили
колена. Трогательно было видеть, как вслед за Великими Князьями
и Княгинями к Святым вратам приблизились простые крестьяне и крестьянки
и вместе с Ними удостоились принятия святых Христовых Тайн. В это
утро ранние литургии были совершены также в Успенском соборе и храмах
Иоанна Крестителя и кладбищенском. Множество богомольцев наполняли
храмы, многие говеющие причастились.
Ровно в 8 часов раздался благовест к поздней литургии в Успенском
соборе. Мы пришли в собор еще до начала звона и удостоились великого
счастья в течение нескольких минут вместе с Суздальским архимандритом
Серафимом [24 ]
держать гроб Преподобного, пока в соборе поправляли
ковры. Честные останки преподобного Серафима заключены в серебряную
глазетовую одежду, на груди висит медный крест,- известное материнское
благословение, золотая цепь и оправа к нему сделаны иждивением и
усердием Императрицы Марии Феодоровны. Самые останки вложены в кипарисовый
гроб, а кипарисовый в дубовый, художественно исполненный и украшенный
серебряными цветами; он напоминает ту простую колоду, в которой
обретены были мощи Серафима.
Изумительно великолепна и сооруженная иждивением Их Императорских
Величеств драгоценная рака для мощей Преподобного. Рака исполнена
из русского «вазелемского» мрамора и с величественною, истинно-художественною
сенью-шатром, несомненно, еще более украшает великолепие собора.
Вокруг гробницы бронзовая решетка, увенчанная двуглавыми орлами;
на серебряно-вызолоченной крышке раки иконописное изображение Преподобного,
во гробе лежащего, с изображением Серафимов по углам. На выступах
шатровой сени изображения:явление Божией Матери Преподобному перед
его смертью, моление Преподобного на камне и блаженная кончина его.
Вскоре же в собор вступил Высокопреосвященный Антоний, митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский, торжественно и со славою встреченный
всем духовенством, при тихом и умилительном пении Тамбовского архиерейского
хора: «Достойно есть яко воистину». В дивном и обширнейшем алтаре
собора облачались архиереи, настоятель Саровской пустыни игумен
Иерофей, протоиереи и прочее духовенство. Высокопреосвященный Антоний
по облачении в святительские одежды приступил к совершению Божественной
Литургии при чудном пении митрополичьего и Тамбовского архиерейского
хоров.
Во время богослужения в собор прибыли Их Императорские Величества
Государь Император и Государыни Императрицы Мария Феодорвна и Александра
Феодоровна, Их Императорские Высочества Великие Князья и Княгини,
сопровождаемые министрами и многочисленною блестящею свитою. Их
Императорские Величества заняли приготовленные места у правого клироса,
а Их Императорские Высочества на возвышении в ногах раки Преподобного.
Самая торжественная минута настала во время малого входа с Евангелием.
При пении «приидите, поклонимся...» архимандриты подняли гроб с
мощами Преподобного на носилки и при многократном пении «во святых
дивен Сый, поющия Ти» медленно вступили в отверстые царские врата
в алтарь и, по обнесении его вокруг святого престола, положили в
уготованную драгоценную и великолепную раку. За святыми мощами с
средины храма следовали высокопреосвященный митрополит и преосвященные
архиереи: четыре иподиакона в орарях в продолжение всей литургии
держали над Преподобным рипиды, с обеих сторон раки. В эту торжественно-умилительную
минуту многие проливали слезы.
При несении кипарисового гроба с мощами Преподобного совершилось
чудесное исцеление немой девочки Екатерины Масленниковой, 12 лет
живущей с матерью в Москве. Мать Масленниковой благоговейно и с
верою прикоснулась носовым платком к изголовью гроба и отерла им
лицо девочки. В то же мгновение последняя громко проговорила: «Мама,
пойдем». Эти слова были произнесены так ясно, что многими богомольцами
и среди Царской Семьи были услышаны, вызывая удивление и недоумение.
Глубокое настроение осенило верующих при дивном исполнении митрополичьим
хором Херувимской песни и затем великом выходе сонма духовенства
со Святыми Дарами в преднесении священных рипид и других знаков
и особенностей святительского сана и служения.
Во время звона к «Достойно» монахи Саровской обители, монахини Дивеевского
и других монастырей, хоругвеносцы различных городов и духовенство,
свободное от служения литургии, установились в определенном порядке,
ожидая выхода из собора по окончании литургии Их Величеств и Их
Высочеств, митрополита, архиереев и всего духовенства со святыми
мощами.
Пред окончанием литургии Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ
Казанский и Свияжский, с высоким воодушевлением и чувством произнес
краткое слово о значении этого великого и чудного торжества и особенно
о могучем, светлом и высоком проявлении народного духа, веры и благочестия...
Во время чтения псалма 33-го «Благословлю Господа на всякое время
» честные мощи святого Серафима были подняты архимандритами и установлены
на носилках среди собора; Высокопреосвященный митрополит, архиепископ,
епископы и проч. духовенство вышли из алтаря и по совершении отпуста
начали молебное пение Преподобному Серафиму. Запели тропарь,-и Его
Императорское Величество Государь Император, Их Императорские Высочества
Великие Князья: Сергий Александрович, Николай Николаевич, Петр Николаевич,
принц Петр Александрович Ольденбургский, герцог Георгий Максимилианович
Лейхтенбергский и архимандриты приняли гроб со святыми мощами, вынесли
из храма и при торжественном колокольном перезвоне начали совершать
крестный ход вокруг Успенского собора,- при продолжающемся молебном
пении. Их Императорские Величества Государыни Императрицы Александра
Феодоровна и Мария Феодоровна и Их Императорские Высочества Великие
Княгини: Елизавета Феодоровна, Ольга Александровна, Милица Николаевна
и Анастасия Николаевна следовали за гробом Преподобного. Стечение
народа было громадное. Множество болящих с особенно глубокою верою
и светлою надеждою молились преподобному Серафиму.
Крестный ход окончился, величественная процессия с мощами Преподобного
возвратилась обратно в собор; гроб опять заключается в драгоценную
раку. Архидиакон Александро-Невской лавры Иоанн возглашает царское
многолетие, именуя Благочестивейшего Государя Ревнителем благочестия
и Заступником Православия. Затем многолетия: Святейшему Синоду,
Высокопреосвященному митрополиту и преосвященным епископам, присутствующим
на торжестве, Благоверному Правительствующему Синклиту... Христолюбивому
воинству и всем православным христианам. С обоих клиросов торжественно
раздается «многая лета!» Высокопреосвященный митрополит поздравляет
Их Императорские Величества и Высочества с совершившимся светлым
торжеством и благословляет иконами Преподобного Серафима на память
о торжествах и Саровской обители. Их Величества и Августейшие Особы
прикладываются к мощам Угодника Божия и следуют в свои покои при
величавом звоне всех Саровских колоколов.
И по окончании торжественного служения в соборе православные паломники
долго не расходились и, занимая места за линиею хоругвеносцев, ожидали
Высочайшего выхода в трапезную. Их Императорские Величества Государь
Император, Государыня Александра Феодоровна и все Августейшие Особы
собрались в покоях Императрицы Марии Феодоровны. Велик был восторг
народа, когда Императрица Мария Феодоровна изволила открыть окно;
в одно мгновение у дворца собралась толпа народа и трогательными
восклицаниями любви приветствовала обожаемую Государыню, а затем
возлюбленного Государя и молодую Государыню. Они долго и милостиво
кланялись.
В 2 часа Их Величества и Их Высочества присутствовали на праздничной
монастырской трапезе. Среди трапезовавших находились: митрополит,
архиереи, министры, Государева свита, духовенство, высшее начальство,
городской голова из города Курска - родины преподобного Серафима
- и хоругвеносцы. Напротив Их Величеств занимали места Высокопреосвященный
митрополит, архиепископ и епископы. Перед началом трапезы, по Саровскому
обычаю, была пропета духовенством молитва и по окончании трапезы
было провозглашено и пропето многолетие Государю, Государыням и
всему Царствующему Дому.
В половине пятого Их Величества и Их Высочества с лицами свиты посетили
павильон Тамбовского дворянства, расположенный вблизи реки Сатиса
и красиво украшенный растениями. По прибытии в павильон Их Величеств
встретило тамбовское дворянство во главе с губернским предводителем.
Их Величества изволили с благодарностью принять гостеприимное радушие
тамбовского дворянства. При следовании Их Величеств в павильон и
обратно блестящая вереница дворян и неисчислимое множество православного
и верного народа восторженно приветствовали Их несмолкаемым «ура!»
Весь этот день в Успенском соборе перед ракой святого, а также в
пустынках и у источника служились беспрерывно молебны, и богомольцы
с благоговением и усердием спешили приобресть иконы преподобного
Серафима, крестики, картины, изображающие чудные подвиги его жизни
и виды святой обители; затем масло от лампад перед ракой и воду
из источника Преподобного.
Вечером этого дня, во время воскресных всенощных, монастырские соборы,
храмы и часовни были также переполнены богомольцами, и весь день
и всю ночь верующие прикладывались к мощам дивного чудотворца.
Около 4 часов этого дня мы посетили источник преподобного Серафима
и по дороге обратно были свидетелями совершившегося чуда - исцеления
одной старушки, не владевшей ногами в течение многих лет. Благочестивая
старушка эта ползла к источнику отца Серафима, беспрестанно отдыхая
и, завидев издали часовню над источником праведного Старца, со слезами
глубокой веры и надежды, громко воззвала: «Преподобие отче Серафиме,
исцели меня!..» - «И не успела, батюшки мои, произнести я этих слов,
как слышу тихий, ласковый голосок приказывает мне: "встань!"»,-
повествовала нам сама исцеленная. Мы видели, как она, задыхаясь
от слез и беспрестанно крестясь, поднялась на ноги и... пошла, прославляя
новоявленного угодника. Ее со слезами на глазах окружили многие
паломники, две богато-нарядные барыни с участием поздравляли счастливую,
бедную старушку и повели на источник отца Серафима; масса народа
следовала за ними и с великим воодушевлением и радостью пели псалмы
и тропарь Преподобному. «Слава Тебе, Господи!», «Слава преподобному
Серафиму!» - восклицали и мы восторженно вместе с умиленным народом.
Случаи исцелений у гроба и источника преподобного Серафима всё увеличиваются,
и они подробно и обстоятельно записываются. Видя и слыша об этих
поразительных чудесных исцелениях, можно было сказать словами Евангелия:
«слепые прозревают, хромые ходят, немые говорят». С великою радостью
слышал и повествовал православный народ об этих чудесах, все плакали
от умиления, старались видеть исцеленных и говорить с ними, целовали
их и награждали кто чем мог; многие просили у них что-либо на память...
20 июля в 8 часов утра Их Величества и их Высочества отслужили напуственный
молебен в Успенском соборе и отбыли в Серафимо-Дивеевский женский
монастырь. По пути царского проезда от Сарова стояли несметные толпы
богомольцев, и восторженное «ура!» долго не смолкало вслед за экипажами
Августейших Паломников. Оставляя Саров, Его Величество в последнюю
минуту пожелал помолиться вместе с народом и в местности, называемой
«Городок», где расположены помещения для народа; в одной из часовен
преосвященным Иннокентием, епископом Тамбовским, был совершен молебен;
масса народа окружала часовню и молилась вместе с возлюбленным Государем,
Государынями и Царствующим Домом. Кончился молебен, и Их Величества
и Высочества, провожаемые преосвященным Иннокентием в полном облачении
и с крестом, оставляют часовню и садятся в экипажи. Опять дорогие
и любезные для русского народа приветливо-ласковые поклоны Царя
и Царицы, опять могучее, народное, восторженное «ура!»
Их Величества следуют далее. Вся дорога от Сарова до Дивеева была
усеяна народом; одни шли из Дивеева в Саров, другие возвращались
из Сарова. В селениях, расположенных на царском пути, большое оживление;
воздвигнуто несколько арок; одна из них замечательна по замыслу:
украшением ее служат два колеса, коса, лопата, грабли и даже пара
лаптей, верх ее венчан Императорской короной, по сторонам короны
снопы и два скворешника; вся эта арка перевита зеленью, и орудия
труда земледельцев еще лучше выделяются и обращают на себя внимание
всех. Крестьянское население в праздничных одеждах восторженно встречало
Государя и проливало слезы от счастья и радости; все избы были украшены
зеленью, флагами и платками, улицы выметены и усыпаны песком. Некоторые
паломники, встречая царские экипажи по дороге, падали на колени
и как умели пели: «Спаси, Господи, люди Твоя...» Издалека еще доходила
до слуха Царского эта воодушевленная молитва за Него; поющие видели,
как царский экипаж, приближаясь к ним, замедлял свой ход, и Государь
с Государынями приветливо и ласково кланялись. И не забудет народ
никогда эти незабвенные дни лицезрения Царского, и расскажет он,
православный, царе-любивый русский народ, своим детям и внукам,
соседям и знакомым, как они близко видели Царя-Батюшку и Государынь,
как встречали и приветствовали их, вспомянет и о высоком благочестии
Царском, и еще выше и лучше, светлее и любимее станет Царь Православный
своему народу великому...
Печатается в сокращении по изданию: Свящ. Павел Беляев. Велие Саровские
Торжества в июле 1903 года. Саратов, тип. Феокритова, 1907.
16. Нижегородской губ., от которого до Сарова 60
верст. 17. Наиболее подробное описание этого крестного
хода - в передаче И. В. Преображенского, на с.
29. 18. Заведующий миссионерскими курсами при Казанской
Духовной Академии. 19. Приблизительно. Текст проповеди - на с.
244. 20.Иконы, поднесенные хоругвеносцами, были торжественно
освящены Высокопреосвященным Антонием, митрополитом Санкт-Петербургским. 21. Как известно, Преподобный Серафим был в Киеве,
где прозорливый старец Досифей благословил его поступить в Саров,
предсказав, что он окончит там и свою жизнь. 22. Слова стихиры воспроизвожу приблизительно. 23. Собственно назначен был другой священник, но
он не явился к служению всенощной и поэтому заменить его предложено
было мне. (Автор). 24. Заведующим торжествами.
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской Православной Церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи