История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Священник Василий Тигров
Воспоминания о Саровских торжествах

Дивеевские торжества.

Дивеевские торжества
Заканчивая свои воспоминания о Саровских торжествах, я желал бы, хотя вкратце, представить описание и Дивеевских торжеств, тем более потому, что эти торжества, кажется, еще не были отмечены в печати, а между прочим, они составляют некоторое дополнение к Саровским.
Это описание составлено по письму очевидца их и главного участника в них местного священника о. Петра Соколова. (Выдержки из этого письма обставлены обычными знаками кавычек).
Днем начала торжеств, как в Сарове, так и в Дивееве, было 16 июля. Вечером (в 4 часа) этого дня собрались в Дивеев депутации из двадцати городов и сел от обществ хоругвеносцев с хоругвями, и по их просьбе пред собором были отслужены торжественная панихида по преподобном Серафиме, а затем молебен, на котором были освящены хоругви.
Молебен и панихиду служил отец архимандрит Сергий (благочинный монастырей) с несколькими священниками. После молебна был совершен крестный ход к кладбищенской Преображенской церкви, алтарь в которой устроен из келлии преподобного Серафима (ближняя пустынька). Здесь около церкви была отслужена панихида, пели хоругвеносцы. Отсюда крестный ход направился по канавке, где исцелились два человека: бесноватая женщина и глухонемая девочка девяти лет от роду, которая стала слышать и говорить произносимые ее матерью слова.
На следующий день в три часа утра из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь отправился замечательный крестный ход; он простирался на две версты; его сопровождал Нижегородский архимандрит Сергий, с 15 священниками и диаконами.
Духовенство во главе с о. архимандритом все расстояние от Дивеева до Сарова (14 верст) шло пешком в облачении, в том числе два священника и один диакон Дивеевского монастыря. Хоругвеносцы, пришедшие из разных городов России, присоединились к крестному ходу в самом Дивеевском монастыре. Понетаевский крестный ход присоединился в деревне Балыкове, в 10 верстах от Дивеева, где был совершен молебен Божией Матери. В крестном ходе участвовали еще монахини Зеленогорского монастыря Нижегородского уезда, пришедшие в Дивеев заблаговременно. Крестный ход шел в два ряда в следующем порядке: впереди - хоругвеносцы с 60 хоругвями, затем от деревни Балыкова — монахини Понетаевского монастыря с хоругвями и чудотворной иконой Знамения Божией Матери и, наконец, дивеевские монахини с хоругвями. За дивеевскими монахинями шли священники и диаконы в облачениях. За ними несли дивеевские же монахини высоко поднятую чудотворную икону Божией Матери «Умиление», пред которой молился и скончался преподобный Серафим. За иконой шел о. архимандрит Сергий с певчими монахинями и послушницами Дивеевского, а потом и Понетаевского монастырей.
«Торжественно, чудно, до глубины души трогательно было это необыкновенное и необозримое шествие, особенно при выходе из Дивеевского монастыря,- при необыкновенной тишине и мраке раннего утра, освещаемого многочисленными фонарями и свечами, и при величественном колокольном звоне. Особенно трогательно было, когда, по выходе крестного хода из Дивеева, солдаты, бывшие в палатках, невдалеке от Дивеева, заиграли на музыке народный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе»... Они заиграли этот гимн сажен за 50 до приближения крестного хода и сажен 100 сопровождали его своей музыкой. За полверсты до Сарова этот величественный крестный ход был встречен Саровским крестным ходом и, соединившись с ним после молебна пред иконой Божией Матери «Умиление», величественно, торжественно вступил в ограду Саровской обители».
На 17-е и 18-е числа были совершены собором священников заупокойные всенощные бдения. 17-го числа во весь день и 18-го до всенощной с небольшими перерывами совершались панихиды в двух церквах (в зимнем Соборе и в Кладбищенской) и в кел-лии преподобного Серафима (дальней пустыньке), что около Кладбищенской церкви; панихиды совершались как местными, так и приезжими священниками, по желанию их и по просьбе народа.
Хотя 17 июля с крестным ходом ушло большинство постороннего народа в Сэров, но при всём том в Дивееве осталась опять несметная масса народа. Настроение его было невыразимо благоговейное. Под 19 число местными и приезжими священниками было совершено торжественное, праздничное всенощное бдение преподобному Серафиму (один протоиерей и четыре священника). Во время литии было исхождение из церкви с иконами и хоругвями и обхождение вокруг церкви, причем на каждой стороне церкви были совершаемы литийные моления с остановкой крестного хода. После всенощного бдения был отслужен соборне молебен преподобному Серафиму.
После некоторого перерыва, именно в 10 часов ночи, снова собрались и монахини, и посторонние богомольцы - и пошли с крестным ходом по канавке; крестный ход окончился в полночь. Во время него пели: параклисис Божией Матери, тропари Божией Матери и преподобному Серафиму. Дошедши до Преображенской церкви, остановились пред западными дверями ее и пели молебен преподобному Серафиму; потом было осенение крестом.
19 июля тем же собором священников была совершена торжественная литургия, при очень многочисленном стечении народа. За литургией в положенное время было сказано прочувствованное слово саратовским протоиереем Владыкиным о том, по какому случаю все собрались сюда из разных стран России, а также о жизни и подвигах преподобного Серафима.
По окончании литургии был отслужен собором молебен преподобному Серафиму и совершен крестный ход вокруг церкви и по канавке. 22 июля было совершено Преосвященным Назарием освящение придела (левого) в соборе (летнем) в честь преподобного Серафима; придел этот устроен был в 1875 г., но с тем, чтобы не освящать его до тех пор, когда откроются мощи преподобного Серафима. Так глубока и тверда была еще в то время вера в святость отца Серафима в Дивеевском монастыре -и сия вера не посрамилась.
«17-го, 18-го и особенно 19 числа и далее было много чудес явных, поразительных: исцелялось много больных, особенно глухонемых, по вкушении муки в часовне у жернова преподобного Серафима, а также в Кладбищенской церкви, где алтарь устроен из келлии преподобного Серафима, на канавке и у иконы Божией Матери «Умиления».
Слава Господу Богу, дивному во святых своих!»

Канавка. Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть Близость неба.

См.также:

Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах. Дивеевские торжества. Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU