Священник
Василий Тигров Воспоминания о Саровских торжествах
Дивеевские
торжества.
Дивеевские
торжества
Заканчивая свои воспоминания о Саровских торжествах, я желал бы,
хотя вкратце, представить описание и Дивеевских торжеств, тем более
потому, что эти торжества, кажется, еще не были отмечены в печати,
а между прочим, они составляют некоторое дополнение к Саровским.
Это описание составлено по письму очевидца их и главного участника
в них местного священника о. Петра Соколова. (Выдержки из этого
письма обставлены обычными знаками кавычек).
Днем начала торжеств, как в Сарове, так и в Дивееве, было 16 июля.
Вечером (в 4 часа) этого дня собрались в Дивеев депутации из двадцати
городов и сел от обществ хоругвеносцев с хоругвями, и по их просьбе
пред собором были отслужены торжественная панихида по преподобном
Серафиме, а затем молебен, на котором были освящены хоругви.
Молебен и панихиду служил отец архимандрит Сергий (благочинный монастырей)
с несколькими священниками. После молебна был совершен крестный
ход к кладбищенской Преображенской церкви, алтарь в которой устроен
из келлии преподобного Серафима (ближняя пустынька). Здесь около
церкви была отслужена панихида, пели хоругвеносцы. Отсюда крестный
ход направился по канавке, где исцелились два человека: бесноватая
женщина и глухонемая девочка девяти лет от роду, которая стала слышать
и говорить произносимые ее матерью слова.
На следующий день в три часа утра из Дивеевского монастыря в Саровскую
пустынь отправился замечательный крестный ход; он простирался на
две версты; его сопровождал Нижегородский архимандрит Сергий, с
15 священниками и диаконами.
Духовенство во главе с о. архимандритом все расстояние от Дивеева
до Сарова (14 верст) шло пешком в облачении, в том числе два священника
и один диакон Дивеевского монастыря. Хоругвеносцы, пришедшие из
разных городов России, присоединились к крестному ходу в самом Дивеевском
монастыре. Понетаевский крестный ход присоединился в деревне Балыкове,
в 10 верстах от Дивеева, где был совершен молебен Божией Матери.
В крестном ходе участвовали еще монахини Зеленогорского монастыря
Нижегородского уезда, пришедшие в Дивеев заблаговременно. Крестный
ход шел в два ряда в следующем порядке: впереди - хоругвеносцы с
60 хоругвями, затем от деревни Балыкова — монахини Понетаевского
монастыря с хоругвями и чудотворной иконой Знамения Божией Матери
и, наконец, дивеевские монахини с хоругвями. За дивеевскими монахинями
шли священники и диаконы в облачениях. За ними несли дивеевские
же монахини высоко поднятую чудотворную икону Божией Матери «Умиление»,
пред которой молился и скончался преподобный Серафим. За иконой
шел о. архимандрит Сергий с певчими монахинями и послушницами Дивеевского,
а потом и Понетаевского монастырей.
«Торжественно, чудно, до глубины души трогательно было это необыкновенное
и необозримое шествие, особенно при выходе из Дивеевского монастыря,-
при необыкновенной тишине и мраке раннего утра, освещаемого многочисленными
фонарями и свечами, и при величественном колокольном звоне. Особенно
трогательно было, когда, по выходе крестного хода из Дивеева, солдаты,
бывшие в палатках, невдалеке от Дивеева, заиграли на музыке народный
гимн «Коль славен наш Господь в Сионе»... Они заиграли этот гимн
сажен за 50 до приближения крестного хода и сажен 100 сопровождали
его своей музыкой. За полверсты до Сарова этот величественный крестный
ход был встречен Саровским крестным ходом и, соединившись с ним
после молебна пред иконой Божией Матери «Умиление», величественно,
торжественно вступил в ограду Саровской обители».
На 17-е и 18-е числа были совершены собором священников заупокойные
всенощные бдения. 17-го числа во весь день и 18-го до всенощной
с небольшими перерывами совершались панихиды в двух церквах (в зимнем
Соборе и в Кладбищенской) и в кел-лии преподобного Серафима (дальней
пустыньке), что около Кладбищенской церкви; панихиды совершались
как местными, так и приезжими священниками, по желанию их и по просьбе
народа.
Хотя 17 июля с крестным ходом ушло большинство постороннего народа
в Сэров, но при всём том в Дивееве осталась опять несметная масса
народа. Настроение его было невыразимо благоговейное. Под 19 число
местными и приезжими священниками было совершено торжественное,
праздничное всенощное бдение преподобному Серафиму (один протоиерей
и четыре священника). Во время литии было исхождение из церкви с
иконами и хоругвями и обхождение вокруг церкви, причем на каждой
стороне церкви были совершаемы литийные моления с остановкой крестного
хода. После всенощного бдения был отслужен соборне молебен преподобному
Серафиму.
После некоторого перерыва, именно в 10 часов ночи, снова собрались
и монахини, и посторонние богомольцы - и пошли с крестным ходом
по канавке; крестный ход окончился в полночь. Во время него пели:
параклисис Божией Матери, тропари Божией Матери и преподобному Серафиму.
Дошедши до Преображенской церкви, остановились пред западными дверями
ее и пели молебен преподобному Серафиму; потом было осенение крестом.
19 июля тем же собором священников была совершена торжественная
литургия, при очень многочисленном стечении народа. За литургией
в положенное время было сказано прочувствованное слово саратовским
протоиереем Владыкиным о том, по какому случаю все собрались сюда
из разных стран России, а также о жизни и подвигах преподобного
Серафима.
По окончании литургии был отслужен собором молебен преподобному
Серафиму и совершен крестный ход вокруг церкви и по канавке. 22
июля было совершено Преосвященным Назарием освящение придела (левого)
в соборе (летнем) в честь преподобного Серафима; придел этот устроен
был в 1875 г., но с тем, чтобы не освящать его до тех пор, когда
откроются мощи преподобного Серафима. Так глубока и тверда была
еще в то время вера в святость отца Серафима в Дивеевском монастыре
-и сия вера не посрамилась.
«17-го, 18-го и особенно 19 числа и далее было много чудес явных,
поразительных: исцелялось много больных, особенно глухонемых, по
вкушении муки в часовне у жернова преподобного Серафима, а также
в Кладбищенской церкви, где алтарь устроен из келлии преподобного
Серафима, на канавке и у иконы Божией Матери «Умиления».
Слава Господу Богу, дивному во святых своих!»
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской Православной Церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи
Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах.
Дивеевские торжества. Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления.
Саров-Дивеево. 1903