Священник
Василий Тигров Воспоминания о Саровских торжествах
Крестный
ход и литургия
В 7 часов утра, при ясной солнечной погоде, выступил из Са-ровской
обители крестный ход, сопровождаемый Преосвященным Иннокентием с
многочисленным монашествующим и белым духовенством, навстречу крестным
ходам, шедшим из Дивеев-ской и Понетаевской обителей; перейдя реку
Сатис, он остановился у часовни, в ожидании встречных. Около 8 часов
показался из-за леса крестный ход названных обителей, он сопровождал
икону Умиления Божией Матери, пред которой молился преподобный Серафим.
Теперь крестные ходы соединились в один общий и образовали величественное
шествие. Многочисленный сонм духовенства, облаченного в светлые,
блестящие одежды, целый лес хоругвей, серебряных, позлащенных, ослепительно
блестящих на солнце, несметные толпы богомольцев, сопровождавших
шествие по всему пути,— всё это представляло собою необыкновенно
великолепное зрелище и производило необыкновенно трогательное впечатление.
После того как иконы были внесены в храмы Саровской ограды, началась
заупокойная литургия.
Особенным благолепием отличалось богослужение в Успенском соборе.
Здесь литургию совершали Высокопреосвященный Митрополит Антоний
и Преосвященный Назарий; пел митрополичий хор. Пели «Херувимскую»
Турчанинова, «Милость мира» Симоновскую, «Достойно есть» сербского
распева. Мотивы знакомые, но теперь только, в исполнении митрополичьего
хора, в первый раз пришлось слышать и понять всю красоту их стройной
гармонии, всю прелесть их чудной мелодии. Это было какое-то воздушное,
неземное, небесное, ангельское пение. Звуки голосов нежные, мягкие,
переходы или переливы чистые, легкие. Незаметно ни силы напряжения,
ни различия тембра в голосах исполнителей. То было чудное пение,
как бы неведомо откуда несущееся, раздающееся в воздухе и парящее
свыше над всеми присутствующими. То были истинные минуты благодатного
озарения. И кто из присутствовавших в то время не ощущал этих минут?
Когда написаны были уже эти воспоминания, я получил письмо от одного
священника Донской епархии, с которым я близко познакомился еще
по дороге в Сэров. И он пишет: «Первые благодатные ощущения были
у меня за три-четыре дня до открытия мощей преподобного отца Серафима,—
особенно во время служения панихид. Сердце мое исполнялось радостью
и утешением и вместе слезами сладости. При пении певчих мне казалось,
что к окнам слетелись духи небесные и, как бы вторя пению, трепетали
крыльями. Мне было стыдно, что я плачу, я боялся, как бы не обратили
на меня внимание. Сердце обнимало всех любовью, и я почувствовал,
как велик святой Серафим и чем он велик у Господа...»
В конце литургии Преосвященный Назарий произнес слово, в котором
говорил: «Как при жизни святого старца тысячные толпы направлялись
к его пустынке, чтобы видеть его, получить благословение, утешение
или исцеление,- так и по смерти еще большие толпы с теми же нуждами
стали притекать к его могиле, к месту его пустынных подвигов, на
источник, который он ископал! В своем сознании верующие люди не
различали живого и умершего отца Серафима, как и у Господа нет различия
по сим состояниям (Рим. 14, 8). Не изменил своих отношений к людям
по кончине своей и сам преподобный Серафим. И теперь, как и прежде,
он усердный пред Богом молитвенник за них, и теперь он жив и близок
ко всем, кто чтит и любит его... В этом храме кто не чувствует присутствия
и молитвенного с нами общения его? Кто духовными очами не видит
озаренного небесным светом образа его? Кому не слышится его дышащее
любовью слово?..» Да, кто в эти дни присутствовал в этом храме и
всею душою своею отдавался совершавшемуся здесь дивному торжеству,-
тот, действительно, чувствовал близкое присутствие преподобного
Серафима и, входя с ним в молитвенное общение, видел пред собою
своими духовными очами его пресветлый образ, слышал в сердце своем
отзвук его ласкового слова, его обычного ласкового обращения: «Радость
моя!»
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской Православной Церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи
Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах.Крестный
ход и литургия.Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления.
Саров-Дивеево. 1903