Священник
Василий Тигров Воспоминания о Саровских торжествах
«Батюшка Серафим, исцели ты нас!»
Посильным
пером очевидца здесь изображается то, что было и что чувствовалось
в этот приснопамятный вечер и в эту незабвенную ночь под сводами
храма, в стенах Успенского собора. Но что было в это время снаружи,
вне стен собора, но в стенах монастыря? И что было за стенами монастыря
и далеко, далеко от самых стен монастыря, под сводом открытого неба,
в стенах густого и высокого леса, за которым не видно даже шпиля
колокольни, где, однако, собрались теперь целые десятки тысяч людей
и так же торжественно праздновали ту священную, все-празднственную
и спасительную ночь?.. О, и там были картины, приводящие верующую,
благочестивую душу в восторг и изумление и вызывающие высокие чувства
и глубокие думы!..
Вот у северных врат собора раздалась многочисленная масса народа
и образовала собою широкий круг, который стал заполняться различными
больными и недужными. Здесь были слепые, немые, хромые, расслабленные,
бесноватые и всякие недужные. Кого держали на руках, кто сам стоял,
кто ползал «на четвереньках», кто сидел на тачке или лежал на одре,
на носилках, кто внушал своею болезнью особую жалость, кто приводил
своим видом окружающих в ужас и содрогание... Все эти больные следовали
поодаль за гробом, когда же они отрезаны были массою народа от крестного
хода, после того как он направился внутрь собора, то и соединялись
все здесь в одном месте, на виду гроба Преподобного у церковных
северных врат. И нужно было лично видеть всех этих больных и стоять
в их кругу, чтобы представить себе всю эту, душу раздирающую, картину.
Странные вопли, крики, стоны стояли в воздухе над этим кругом. Кричат
взрослые, большие: «Отец Серафим!», «Батюшка ты наш!», «Чудотворец
ты наш!», «Целитель наш!», «Исцели ты нас!» Кричат малые дети на
руках у отцов и матерей, повторяя те же слова или без всяких слов,
кричат, увлеченные просто стихийною силою, общим криком, держащимся
в народной среде. Кричат и вопят и немые своим странным, диким голосом,
кричат и вопят расслабленные и тяжко больные и вместе стонут от
невыносимых страданий. Испускают дикие, ужасные, неистовые крики
истеричные, бесноватые женщины. Все эти крики свидетельствовали
одинаково о наболевших ранах скорбящего сердца, и все они одинаково
выражали вопль скорбящей души, обращенной с одинаковым упованием,
с одинаковою любовью к равно близкому для каждого страждущего сердца
новому Чудотворцу, новому Целителю, Отцу, Батюшке,- Серафиму. И
велика была вера всех этих страждущих, собравшихся сюда с разных
концов, даже самых дальних концов России: между ними были из Крыма,
Кавказа и даже дальней Сибири. Неудивительно то, как здоровые, дышащие
силою и жизнью собрались сюда в числе многих тысяч лиц из разных
дальних мест,- удивительно то, как эти, едва движущиеся, увечные,
хромые и убогие двигались тысячи верст, чтобы пройти расстояние
от места своего жительства до сего места; удивительно терпение тех,
которые везли на тачках или несли на носилках своих больных многие
сотни верст, мучимые голодом, пронизываемые до костей дождем и холодом,
изнуряемые всеми трудностями дальнего пути. И велика любовь к отцу
Серафиму всех этих больных, не престающих кричать и вопить к нему.
Каждый из них желает всем своим сердцем скорого исцеления от своего
недуга, но исцеление еще не приходит и, однако, он не престает кричать
и взывать о помощи в надежде, что если не сейчас, то скоро же и
здесь же придет конец его испытанию, и в этой надежде он получает
утешение и облегчение своей скорби. И многих, многих не посрамила
эта надежда: дождались они конца своих скорбей и страданий и возвращались
домой уже с полною радостью, славя и хваля Бога и прославляя нового,
дивного во святых чудотворца.
Кто же не получил полного телесного выздоровления, тот получил духовное
обновление, духовное возрождение, послужившее к облегчению скорби,-
тот на месте, где собралось все горе людское, научился покорности
воле Божией и полной готовности до конца скорбеть и страдать: «видно,
по грехам своим» и «видно, так Богу угодно».
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской Православной Церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи
Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах.
«Батюшка Серафим, исцели ты нас!» Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо
прославления. Саров-Дивеево. 1903