14/27 мая(1896) - день
священнаго миропомазания и венчания на царство Благочестивейшаго
Государя Императора Николая Александровича
14
мая
1896
27
мая
2008
В
мае 1896 года состоялась коронация Императора Николая II. В истории
России это было последнее венчание на Царство. По своему великолепию
и торжественности оно не имело себе равных. Этому способствовало
многое. Впервые для иллюминации было использовано электричество.
«Море огня!» — вспоминал очевидец.
В
Москву, сверкающую главами золотых куполов, съехались делегации
со всего мира, собралось несметное множество простого люда со всей
России. Многие известные художники — Васнецов, Репин, Серов, Маковский,
Рябушкин, Нестеров — присутствовали на коронации. Им было поручено
написать картины и портреты для коронационного альбома. 9 мая Император
Николай II торжественно въехал в древний Кремль. В его свите находились
представители знати всей необъятной Российской Империи, в том числе
— эмир Бухарский и хан Хивинский, а также коронованные представители
иностранных держав. Художник Нестеров вспоминал: «Стало слышно
далекое раскатистое "ура". Оно быстро приближалось, крепло,
росло, наконец загремело где-то близко около нас с поразительной
силой. Войска взяли на караул, музыка заиграла, показался на белом
арабском коне молодой Царь. Он ехал медленно, приветливо кланялся
народу, был взволнован, с бледным, осунувшимся лицом... Царь проследовал
через Спасские ворота в Кремль».
В
день Священного Коронования 14 мая уже с самого раннего утра все
центральные улицы Москвы были заполнены движущимся народом. «В
девятом часу утра,— свидетельствовал один из очевидцев, - у
Кремля вся площадь между Александровским сквером и Историческим
музеем представляла из себя — без преувеличения — сплошное море
голов, и только небольшое пространство у самого Исторического музея,
против ведущих в Кремль ворот, было оставлено для проезда».
Наступивший примерно через полчаса самый торжественный момент Высочайшего
шествия многократно, до мельчайших подробностей был описан в столичных
и провинциальных газетах и журналах. «С крыльца спустился взвод
молодцеватых кавалергардов, зазвучали трубы и литавры на террасах
дворца, -писал один из корреспондентов, - опять блестящая
масса придворных, представителей волостей, городов, земств, дворянства,
купечества, профессора Московского университета, за ними обер-прокуроры
сената, сенаторы, статс-секретари, министры и члены Государственного
совета. Наконец, при оглушительных восторженных криках "ура"
стотысячных масс и звуках "Боже, царя храни", исполняемого
придворным оркестром, на Красном крыльце показывается Государь Император
и Государыня Императрица. Они также следуют в собор под золотым
балдахином - Государь впереди, Государыня позади. Вдруг в одно мгновение
все стихает — и музыка, и колокола, и клики народа,— и среди благоговейной
тишины у южных дверей собора митрополит Московский Сергий приветствует
Их Величество речью. Предшествуемые тремя митрополитами, архиереями
и духовенством, при пении величественного псалма входят Их Величества
в собор, где около 10 часов начинается тот торжественный чин венчания
и помазания на царство, в который Православная Церковь влагает столько
глубокого смысла, исполненный такого важного значения для каждого
русского, понимающего свою историю».
Николай
II, в царской мантии с короной, скипетром и жезлом, шествует в Кремле.
Москва. Май 1896г.
Коронационный
церемониал Николая II в основных деталях повторял установившуюся
к этому времени традицию, хотя каждый император был вправе внести
в ритуал некоторые изменения. Так, например, его дед и два венценосных
прадеда — Александр I и Николай I при совершении обряда не надевали
"далматик" - древнюю одежду византийских императоров,
напоминавшую покроем архиерейский саккос. Николай II во время собственной
коронации предстал глазам зрителей не в мундире полковника, а в
величественной горностаевой мантии.
Тяга
к старине у молодого императора проявилась уже с самого начала царствования,
что нашло внешнее выражение в возобновлении древнемосковских обычаев
(так, после более чем полувекового перерыва Императорская Чета пышно
и торжественно отмечала пасхальные праздники в Москве; в Петербурге
и за границей росли храмы в московском стиле; в 1903 году был устроен
грандиозный костюмированный бал в русских одеждах времен Алексея
Михайловича.)
Торжество Коронования
Государя Императора Николая Александровича
и Государыни Императрицы Александры Феодоровны состоялось 14 мая
1896 в Успенском соборе Московского Кремля в 10 часов 30 минут.
Службу проводил митрополит Петербургский Палладий при участии Киевского
и Московского митрополитов. На церемонии присутствовало множество
архиереев, а также представители высшего греческого духовенства.
В начале церковной церемонии Государь произносил священную клятву
верности Богу и Матери Церкви: "Аз, Николай во Христе Господе Нашем верный Император и
Самодержец Всероссийский собственною предписах сие рукой:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым
же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света,
Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна
Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго
с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса,
и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и
мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа
Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема
и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую
Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения
мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Приемлю и исповедую и утверждаю Божественныя Апостольские предания.
Такожде уставы и утверждения Семи Вселенских и Поместных Соборов
во все время бывших, паки привилегии и обычаи Святыя Великия Церкви
и все, яже Святые Отцы истинно канонически установили и покончили,
приемлю и подтверждаю. Подобне же верным и истинныя сыном Святыя
Церкви служителем и защитителем ея, к народу же Державы моея милосердным
и милостивым, елико возможно и праведно, пребыти обещаюсь. Хранитися
же имам от кровопролития и всякаго рода немилосердия, елико возможно:
всякой же правде и истине последовати. Елико Святыя Отцы отвергли
и прокляли, сам такожде отвергаю и проклинаю и всею мыслию, душею
и всем сердцем святому вышереченному Символу согласую и вся сия
сохраняти обещаюсь, пред Святою Божиею Кафолическою Церковью. Месяца
Маиа дня 14 и года 1896».
Громким
отчетливым голосом произнеся Символ Веры, Государь Император возложил
на себя большую, а на Государыню Императрицу Александру Феодоровну
малую корону; затем был зачитан полный императорский титул, прогремел
салют и начались поздравления. Ставший на колени и произнесший соответствующую
молитву Император был миропомазан и причащен.
Все
это время народ, находившийся вне стен Успенского собора, чутко
и остро реагировал на каждое совершаемое внутри действие. «Все,
что происходило в Успенском соборе, - фиксировала хроника, -
точно толчки сердца, разносилось по всей этой необозримой толпе
и, как бьющийся пульс, отражалось в самых отдаленных ее рядах. Вот
Государь коленопреклоненный молится, произнося святые, великие,
исполненные столь глубокого значения слова установленной молитвы.
Все в соборе стоят, один Государь на коленях. Стоит и толпа на площадях,
но как все разом притихли, какая благоговейная тишина кругом, какое
молитвенное выражение лиц! Но вот Государь встал. На колени опускается
митрополит, за ним все духовенство, вся церковь, а за церковью весь
народ, покрывающий кремлевские площади и даже стоящий за Кремлем.
Теперь и те странники с котомками опустились, и все на коленях.
Только один Царь стоит перед своим троном, во всем величии своего
сана, среди горячо молящегося за Него народа».
И
наконец восторженными криками «ура» народ приветствовал Их Величества,
во всех знаках царского достоинства прошествовавших в Кремлевский
дворец и поклонившихся собравшимся с Красного крыльца.
Великолепие
зрелища настолько поразило присутствующих, что многие не могли найти
слов для восхищения. Один журналист писал: «Ни на какой палитре
не найдется таких красок, ни у какого художника слова не хватит
выражений, достаточных для того, чтобы нарисовать верную картину
происходящего. Когда, по окончании шествия, уже в Кремле, Государь
поднялся на Красное крыльцо и с верхней площадки, при шумных ликованиях
кругом, поклонился три раза народу, то невольно припомнилось сказанное
покойным Аксаковым по поводу прошлого коронования — что здесь, в
Кремле, сошлись и стояли лицом друг с другом две великие силы: русский
Царь и безграничнд верный ему русский народ».
Празднество
в этот день завершилось изысканным традиционным обедом в Грановитой
палате, стены которой еще перед коронацией Александра III были заново
расписаны живописью и приобрели тот вид, какой имели при московских
царях.
См. также:
Слово
святого праведного Иоанна Кронштадского на день воспоминания
и празднования священнаго миропомазания и венчания на царство
Благочествейшаго, Самодержавнейшаго великаго Государя Императора
Николая Александровича всея России
День священнаго миропомазания и венчания на царство Благочествейшаго
Государя Императора Николая Александровича. Xpaм Святителя Николая
Чудотворца в Бирюлево