казалось,
что ее молитва услышана, но приступы снова повторялись,
и это наполняло душу матери бесконечной скорбью.
Императорская
чета отличалась глубокой религиозностью. Императрица
не любила светского общения, балов. Религиозным духом
было проникнуто воспитание детей Императорской Фамилии.
Все ее члены жили в соответствии с традициями православного
благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные
и праздничные дни, говенье во время постов были неотъемлемой
частью их быта. Личная религиозность Государя и его
супруги была не простым следованием традициям. Царская
чета посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных
поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых,
совершает паломничества, как это было в 1903 году во
время прославления преподобного Серафима Саровского.
Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли
Императора и Императрицу. Специально для них совершаются
службы в Царскосельском Феодоровском соборе, построенном
в древнерусском стиле. Императрица Александра молилась
здесь перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами,
внимательно следя за службой.
Как
политик и государственный деятель Государь поступал,
исходя из своих религиозно-нравственных принципов. С
началом Первой мировой войны Государь регулярно выезжает
в Ставку, посещает воинские части действующей армии,
перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы
- одним словом, делает все, что было важно для ведения
этой войны. Императрица с самого начала войны посвятила
себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия вместе
со старшими дочерьми - Великими Княжнами Ольгой и Татьяной,
- она по несколько часов в день ухаживала за ранеными
в Царскосельском лазарете. Император рассматривал пребывание
на посту Верховного Главнокомандующего как исполнение
нравственного и государственного долга перед Богом и
народом, впрочем, всегда предоставляя ведущим военным
специалистам широкую инициативу в решении всей совокупности
военно-стратегических и оперативно-тактических вопросов.
2
марта 1917 года представители Государственной Думы и
предатели из высшего военного командования вынудили
Николая II отречься от престола. Отрекаясь от Царской
власти, Государь надеялся, что желавшие его удаления
сумеют довести войну до победного конца и не погубят
Россию. Он боялся, чтобы его отказ подписать отречение
не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь
не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской
крови. Государь, приняв, как ему казалось, единственно
правильное решение, тем не менее переживал тяжелые душевные
мучения. "Если я помеха счастью России и меня все стоящие
ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон,
то я готов это сделать, готов даже не только царство,
но и жизнь свою отдать за Родину", - говорил Государь.
Духовные мотивы, по которым последний Российский Государь,
не желавший проливать кровь подданных, отрекся от престола
во имя внутреннего мира в России, придают его поступку
подлинно нравственный характер. Не случайно при обсуждении
в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора
вопроса о заупокойном поминовении убиенного Государя
святитель Тихон, Святейший Патриарх Московский и всея
Руси, принял решение о повсеместном служении панихид
с поминовением Николая II как Императора.
В
жизни Императора Николая II было
два неравных по продолжительности
и
|