За
полгода до смерти о. Серафим, прощаясь со многими, с решительностью
говорил: "Мы не увидимся более с вами". Некоторые просили
благословения приехать в великий пост, поговеть в Сарове и ещё раз
насладиться лицезрением и беседою его. "Тогда двери мои затворятся,-
отвечал на это старец,- вы меня не увидите". Стало очень заметно,
что жизнь о. Серафима угасает; только дух его, по-прежнему, и ещё
более прежнего, бодрствовал. "Жизнь моя сокращается,- говорил
он некоторым между братиею,- духом я как бы сейчас родился, а телом
по всему мёртв".
1-го
января 1833 года, в день воскресный, о. Серафим пришёл в последний
раз в больничную церковь во имя свв. Зосимы и Савватия, ко всем
иконам поставил сам свечи и приложился, чего прежде не замечали
за ним; потом причастился, по обычаю, Св. Христовых Таин. По окончании
же литургии, он простился со всеми здесь молившимися братиями, всех
благословил, поцеловал и, утешая, говорил: "Спасайтесь, не
унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся".
Простившись же со всеми, он приложился ко кресту и к образу Божией
Матери; затем, обошедши кругом св. престола, сделал обычное поклонение
и вышел из храма северными дверями, как бы знаменуя этим, что человек
одними вратами, путём рождения, входит в мир сей, а другими, т.
е. вратами смерти, исходит из него. В сие время все заметили в нём
крайнее изнеможение сил телесных; но духом старец был бодр, спокоен
и весел.
После
литургии у него была сестра Дивеевской общины Ирина Васильевна.
Старец прислал с нею Параскеве Ивановне 200 руб. ассигн. денег,
поручая последней купить в ближней деревне хлеба на эти деньги,
ибо в то время весь запас вышел, и сёстры находились в большой нужде.
Старец
Серафим имел обыкновение, при выходе из монастыря в пустынь, оставлять
в своей келии горящими зажжённые с утра пред образами свечи. Брат
Павел, пользуясь его расположением, иногда говаривал старцу, что
от зажжённых свеч может произойти пожар; но о. Серафим всегда отвечал
на это: "Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина
моя откроется пожаром". Так и случилось.
В
первый день 1833 года брат Павел заметил, что о. Серафим в течение
сего дня раза три выходил на то место, которое было им указано для
его погребения, и, оставаясь там довольно долгое время, смотрел
на землю. Вечером же о. Павел слышал, как старец пел в своей келии
пасхальные песни.
Второго
числа января, часу в шестом утра, брат Павел, выйдя из своей келии
к ранней литургии, почувствовал в сенях близ келии о. Серафима запах
дыма. Сотворив обычную молитву, он постучался в дверь о. Серафима,
но дверь изнутри была заперта крючком, и ответа на молитву не последовало.
Он вышел на крыльцо и, заметив в темноте проходивших в церковь иноков,
сказал им: "Отцы и братия! Слышен сильный дымный запах. Не
горит ли что около нас? Старец, верно, ушёл в пустыню". Тут
один из проходивших, послушник Аникита, бросился к келии о. Серафима
и, почувствовав, что она заперта, усиленным толчком сорвал её с
внутреннего крючка. Многие христиане, по усердию, приносили к о.
Серафиму разные холщовые вещи. Эти вещи, вместе с книгами, лежали
на этот раз на скамье в беспорядке близ двери. Они-то и тлели, вероятно,
от свечного нагара или от упавшей свечи, подсвечник которой тут
же стоял. Огня не было, а тлели только вещи и некоторые книги. На
дворе было темно, чуть брезжилось; в келии о. Серафима света не
было, самого старца также не видно было и не слышно. Думали, что
он отдыхает от ночных подвигов, и в этих мыслях пришедшие толпились
у келии. В сенях произошло небольшое замешательство. Некоторые из
братии бросились за снегом и погасили тлевшие вещи.
Ранняя
литургия, между тем, безостановочно совершалась своим порядком в
больничной церкви. Пели Достойно есть... В это время неожиданно
прибежал в церковь мальчик, один из послушников, и тихонько повестил
некоторых о происшедшем. Братия поспешила к келии о. Серафима. Иноков
собралось не мало. Брат Павел и послушник Аникита, желая удостовериться,
не отдыхает ли старец, в темноте начали ощупывать небольшое пространство
его келии и нашли его самого, стоящего на коленях в молитве, со
сложенными крестообразно руками. Он был мёртв.
После
обедни о. Серафима положили в гроб, по завещанию его, с финифтяным
изображением препод. Сергия, полученным из Троицко-Сергиевской лавры.
Могилу блаженному старцу приготовили на том самом месте, которое
давно было намечено им самим, и его тело в продолжение восьми суток
стояло открытым в Успенском соборе. Саровская пустынь до дня погребения
наполнена была тысячами народа, собравшегося из окрестных стран
и губерний. Каждый наперерыв теснился облобызать великого старца.
Все единодушно оплакивали потерю его и молились об упокоении души
его, как он при жизни своей молился о здравии и спасении всех. В
день погребения за литургией народа так много было в соборе, что
местные свечи около гроба тухли от жара.
В
то время в Глинской обители, Курской губернии, подвизался иеромонах
Филарет. Его ученик сообщил, что 2-го января, выходя из храма после
утрени, отец Филарет показал на небе необыкновенный свет и сказал:
"Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца
Серафима возносится!"
Архимандрит
Митрофан, занимавший должность ризничего в Невской Лавре, был послушником
в Саровской пустыне и находился при гробе о. Серафима. Он передал
Дивеевским сиротам, что лично был свидетелем чуда: когда духовник
хотел положить разрешительную молитву в руку о. Серафима, то рука
сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались
в недоумении, поражённые случившимся.
Погребение
о. Серафима совершено было о. игуменом Нифонтом. Тело его предано
земле по правую сторону соборного алтаря, подле могилы Марка-затворника.
(Впоследствии, усердием Нижегородского купца Я. Сырева над могилою
его воздвигнут чугунный памятник в виде гробницы, на котором написано:
жил во славу Божию 73 года, 5 месяцев и 12-ть дней).
«Блаженная
кончина праведных есть лишь успение: уставший путник уснул, немного
не дойдя до цели своего путешествия, чтобы, проснувшись наутро,
с бодрыми силами вступить в небесный град Бога Живого. Он в одной
комнате, рядом - другая; открылась дверь, переступил порог и уже
в другой комнате. Так, смерть праведника легка, тиха, радостна для
самого умирающего и для окружающих его. «Честна пред Господем смерть
преподобных Его».
Такова и была, дорогие братие, блаженная кончина святого Серафима.
Всю жизнь отдавший Господу, он почти не жил для мира. В конце своей
жизни он говорил: «духом я как бы сейчас родился, а телом по всему
мертв». Он был, как поется о святых Церковью,- «во плоти ангел».
Один больной, об исцелении которого молился преподобный, видел его
стоящим на воздухе в молитвенном положении. Мир небесный ему был
свой, родной.
Он заранее предвидел конец свой и предсказывал о нем. Благословляя
при прощании исцеленную им, за пять месяцев до своей кончины, монахиню,
которая спрашивала его, может ли она надеяться еще увидать его,
старец, указывая рукою на небо, сказал: «Там увидимся. Там лучше,
лучше, лучше!» В это время он нередко сидел у приготовленного им
для себя гроба и размышлял о смерти и загробной жизни. Часто он
горько плакал. Теперь, прощаясь со многими, старец утвердительно
говорил: «Мы не увидимся более с вами». Перед новым (1833) годом
старец отмерил себе могилу у алтаря Успенского собора.
Наступил новый год - было воскресенье. В последний раз пришел старец
к обедне в дорогую ему больничную церковь Соловецких чудотворцев.
На месте, где стоит эта церковь, он был чудесно исцелен явлением
ему Пресвятой Богородицы. Он ходил со сбором по России на построение
этой церкви. В алтаре ее престол из кипариса был устроен его руками,
и он всегда старался здесь приобщаться. Он обошел все иконы, ставя
к ним свечи и прикладываясь, чего не делал прежде. Он приобщился
святых Тайн. Затем после Литургии прощался со всею присутствующею
братиею, говоря: «Спасайтесь, не унывайте,бодрствуйте. Нынешний
день нам венцы готовятся». Вечером слышали, как отец Серафим пел
в своей келье пасхальные песни: «Воскресение Христово видевше»,
«Светися, светися, новый Иерусалиме», «О, Пасха велия и священнейшая»
и другие церковные песни.
Кончина
старца последовала рано утром второго января. Один из иноков, выйдя
из своей кельи, чтобы отправиться к ранней обедне, почувствовал
сильный дымный запах из кельи отца Серафима. Когда открыли келью
и принесли свечу, то увидели, что отец Серафим в своем белом балахончике
стоял на том месте, где обычно молился, на коленях, пред малым аналоем.
Голова его была открыта, руки были крестообразно сложены; на груди
висел медный крест - материнское благословение. Думая, что он уснул,
утрудившись молитвою пред келейною своею святынею — иконою Богоматери
Умиления, его стали осторожно будить. Но ответа не было: старец
почил смертным сном. Его глаза были закрыты, лицо оживлено богомыслием
и счастьем молитвы.
Какая чудная, блаженная кончина,- венец праведной подвижнической
жизни! Умереть на молитве - это высшее счастье для христианина.
На молитве человек, становясь лицом к лицу с невидимым Богом, переживает
все святые чувствования, изливает пред Ним всю свою душу, предает
всего себя в руки Его. Смерть на молитве, освобождая дух человека
от уз плоти, возвращает его в родную стихию блаженства вечного в
лицезрении Божества, что составляет счастье и самой молитвы. Умирающий
на молитве находит то, чего искал, к чему пламенно стремился. Так
с молитвою на устах умер на кресте Господь Иисус Христос, с молитвою
же за врагов своих умер и святой Стефан первомученик и многие другие
праведники. Да не лишит и нас, братие, Господь Бог этого счастия!
Напечатлеем в сердцах своих образ Преподобного Серафима, почившего
на молитве, коленопреклоненного, пред образом Богоматери! Здесь,
пред нами та самая икона Пресвятой Богородицы — «Умиления», пред
которою молился преподобный Серафим, пред которою он скончался на
молитве. Помолимся же, братие, с умилением сердца Пресвятой Богородице,
да умолит Она, вместе с богоносным Серафимом, Господа Бога за нас
грешных: дабы и нам пожить подобно ублажаемому нами старцу и приять
«христианскую кончину жизни нашей, безболезненную, непостыдную,
мирную», как ежедневно молится о нас святая Церковь.»
Из
поучения священномученика протоиерея Философа Орнатского, произнесенного
18 июля 1903 года за ранней литургией в Успенском соборе Саровского
монастыря в присутствии Их Императорских Величеств Государя Императора
и Государынь Императриц прочитать
полностью
Молитвенное
воззвание ко преподобному Серафиму,
Саровскому чудотворцу.
Преподобне отче Серафиме, Бога истинна ревнителю пламенный и благочестия
христианского дивный подвижниче. От Самоея Пресвятыя Владычицы Богородицы
в Царстве Небесном венцом увенчанный и от Нея же еще во дни земнаго
жития твоего к лику святых причтенный, внемли нам, угодниче Божий,
умоли Бога спасти всех нас; внуши нам уязвленным суетою и страстьми
мира сего единаго спасения чаяти. Заповедей евангельских смиренный
хранителю и верный слуга Божий, озари души наша светом божественныя
любве и научи нас любити ближния своя по заповеди Христовой.
Назидая православные христианы житием своим и напояя сердца их учением
Христовым аки из студенца воды живительныя, и сам, отче преподобне,
явил еси ся неизсякаемый источник чудес для нас грешных. И ныне
взирая на усердие к тебе прибегающия и просящия помощи твоея, молися
за ны непрестанно, яко за раби неключими Царя Небеснаго. Веру в
заступление твое воспламени в сердцах наших. Подай душам нашим избавление
от скорбей и от заблуждений греховных свободи.
Новый светильниче Церкви Православныя, преподобне отче Серафиме,
моли Владыку всех мир во вселенней управити, (обитель нашу святую)
град наш святый от козней вражиих сохранити, отечеству же твоему
преспеяние духовное и изобилие всего для жительства потребнаго даровати.
Всех же нас с надеждою молящих ти ся, с любовию празднующих святую
память твою, с верою притекающих к честней раце святых мощей и иконам
твоим, благодатно покрый и огради, даруй нам исцеление болезней
телесных, посылаемых за грехи наша в жительстве временнем сем.
В час же исхода души явися нам помощник, да минем мы мытарства на
воздусе, протечем путь страшный грешным душам, доспеем обители Отца
светов и тамо во умилении сердечнем будем славити Бога Единаго во
святей Троице и тебе возглашати: радуйся, утешение наше, радуйся,
исцеление наше, радуйся, радосте наша, преподобне отче Серафиме,
новый за всех нас молитвенниче и чудотворче и нас твоея Пасхальныя
радости сподоби наслаждатися во веки веков.
Аминь.
Эту
молитву некоторое время возглашал в храме св. прор. Божия Илии (обыденном)
протоиерей
Александр Егоров (который и отредактировал ее)
Счет Свято-Троицкого
Серафимо-Дивеевского монастыря, на который следует перечислять пожертвования.
Те счета, которые печатаются в журналах и газетах - неверны!
Волго-Вятский банк Сбербанка РФ г.Нижний Новгород
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Саровское ОСБ 7695/025 с. Дивеево
ИНН 5216001711, КПП: 521601001
р.с. 40703810642410003035
кор.счет. 301018109 0000 0000 603
БИК 042202603
ОКПО 25662707
ОКНХ 98700607320
телефон дежурной
(звонить с 9 до 17)
8-83143-4-28-86 (дежурная в колокольне)
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи