Днесь
спасения нашего главизна,
и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует,
тем же и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
Тропарь Благовещению
Пресвятой Богородицы
День
празднования Благовещения всегда один и тот же - 7 апреля. А день
Пасхи каждый год меняет свое место. И все же Благовещение обычно
находится невдалеке от Страстной недели. Оно как бы готовит людей
к переживанию самых напряженных дней богослужебного года.
Эта
близость Благовещения и Страстной не случайна. В предпасхальные
дни люди вспоминают Распятие. Само слово "Cтрастная" означает
"исполненная страданий". В жизни любого человека есть
место страданиям. В Евангелии же описываются не просто страдания
людей, но страдания Бога. Того Бога, что создал весь мир и людей.
Того Бога, у которого нет тела. Того Бога, Который находится по
ту сторону любых страданий. Спросите любого философа: "Может
ли Божество, Абсолют страдать?". И ответ будет один: "Страдание
- это нехватка чего-то, а в Абсолюте есть все, и потому никакой
нехватки или страдания там быть не может".
Но
произошло немыслимое: Бог оказался распятым. Абсолют оказался столь
исполнен страдания, что вскричал: "Боже мой, Боже мой, почему
Ты Меня оставил?". Все Евангелие говорит об этой тайне: Бог
из любви к людям сделал себя доступным для смерти и страдания. Как?
- "Слово стало плотью". Не переставая быть Богом, Творец
принял в себя полноту человеческой жизни - со всеми радостями и
печалями, присущими человеческому телу и человеческой душе.
То
тело, которое страдало на Голгофе, Он создал Себе в Марии. Не будь
этого чуда Благовещения - не было бы и искупительной тайны Голгофы
и радости Пасхи.
Собственно,
то событие, которое именуется "Благовещение", означает
зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началось
развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария,
не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа.
Циничные "физиологические" аргументы лучше оставить при
себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому
и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не
знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил
Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.
Однако
это чудо не могло произойти лишь по воле Бога. Наверное, главная
тайна Библии - это откровение о том смирении, с которым Творец относится
к людям. Его любовь создала мир, и в нем - неповторимость каждого
из нас. И вот, оказывается, Творец не насилует людей, оставляет
нам необходимое пространство свободы и как бы "уходит"
из созданного Им мира - чтобы откликнуться и "вернуться"
на встречный зов доверия и любви.
Итак,
Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель,
Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда
Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему",
- лишь тогда Слово становится плотью.
Так
начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в
Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря
и арест, Распятие и Воскресение...
Вся
история нашего спасения начинается с того, что Небесный Вестник
ждет ответа земной девушки. Бог не просто говорит к человеку, Он
еще желает слышать человека. Праздник Благовещения соименен Евангелию
(по-гречески "евангелие" как раз и означает "благая,
радостная весть"). Поэтому в храме икона Благовещения всегда
находится в самом центре - на Царских вратах, то есть на вратах,
ведущих из храма в алтарь. Через эти врата к людям и выносится Чаша,
позволяющая причаститься к Телу и Крови Сына Марии.
Кроме
того, на Царских Вратах обычно помещаются четыре иконки апостолов,
оставивших нам свои Евангелия. Так вся символика Царских врат связана
с благовествованием: через Благовещение Слово стало той плотью,
которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной
Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками.
Итак,
Марии о тайне Христа возвестил Ангел. Остальные люди об этом узнают
от людей: от апостолов и от их учеников и преемников. Если человек
не расслышит рассказ о Евангелии - он ничего и не узнает о нем.
А если не узнает - то и жизнь его не переменится. А не будет перемены
в жизни человека - так в какую вечность войдет его вечная душа,
если она пройдет мимо Христа?
Но
сегодня люди живут поразительно "альтруистически". О себе
они почти не думают. Христос сказал: "Люби ближнего,как самого
себя" А себя-то мы любим? Нет, не тело, а душу? Почти все сегодня
и знают и верят, что есть жизнь после смерти. Но при этом не вопрошают
о том: "Господи, как мне умирать будет?". Нет - мыслят
более широко и интересуются не своей, чужой жизнью. Что произошло
в Америке? Как выразился Ельцин? Чем питаются акулы? А мимо того,
что единственно важно для каждой души, что определит нашу судьбу
не на ближайший год, а на вечность - проходим. В довольно свободной
стране все же состоялся заговор молчания вокруг Евангелия.
Средства
массовой информации охотнее, чаще, заинтересованнее говорят о колдовстве
и астрологических выдумках, чем о Евангелии. Если принести в редакцию
газеты материал о православном богословии, скажут: "Мы газета
светская". И тут же опубликуют проповедь новых язычников (например
рериховцев), рекламу шаманов-"биоэнергетиков" или тот
же гороскоп. Сектантский мир по-видимости многообразен, но по сути
своей един. Секты проводят людей мимо Христа. "Забудь о Боге.
Мне молись - мои верней награды" - так говорит их дружный хор.
Что
ж - тем неожиданнее будет радость находки. В мире стареет и исчезает
все - кроме Евангелия. И когда эти сверхновые и ультрасовременные
"учения" сектантов погаснут, как они гасли в каждом веке
- тогда мы вновь услышим светлое пение: "Богородице Дево, радуйся!...".
В
2005 году Праздник Благовещения пришелся на Крестопоклонную неделю,
что говорит нам об особенной связи Благой Вести - главизны,
основы нашего спасения и Страстных дней, когда мы вспоминаем последние
дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, крестную смерть,
погребение - Его крестный путь, которым Он завершил дело нашего
спасения и открыл для нас вечность Своим Воскресением.
Евангелие,
чтомое в праздник Благовещения повествует о том, как Мария после
возвещения Ей Архангелом Гавриилом тайны воплощения от Нее Бога
Слова, отправилась к близкой по крови праведной Елисавете, чтобы
открыть возвещенную Ей небесную тайну. В память евангельского события
посещения Богородицей матери Предтечи в Горненской обители(образована
на месте дома Елисаветы и Захарии) в 1883 году установлен особый
праздник, которого нет ни в одной другой обители: «Целование
Божией Матери и праведной Елисаветы». Это празднование установлено
по ходатайству архимандрита Антонина (Капустина) и совершается через
неделю после Благовещения - 12 апреля нового стиля.
Интересна
еще одна связка, возникающая в связи с этим празднованием. По одной
из версий Воскресение Христа свершилось 1 апреля по старому стилю,
то есть 14 апреля по новому, григорианскому летоисчислению. А 12
апреля - день празднования в Горненской обители встречи Богородицы
и праведной Елисаветы совпадает с днем распятия и крестной смерти
Спасителя.