Воздвижение Честного и Животворящего
Креста Господня
14/27
сентября
Спаси,
Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на
сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
Тропарь,
гл.1
обновлён:
26 сентября
2009
27
сентября Православная Церковь воспоминает обретение величайшей святыни
- Честного и Животворящего Креста Господня. Вечером 26-го и утром,
27-го сентября, во всех храмах пройдут богослужения в честь этого
двунадесятого праздника.
Римский император Констатнтин после нескольких чудесных явлений,
бывших с ним, вознамерился найти Крест, на котором распяли Христа.
Было известно, что Крест Господень из-за приближения субботы, был
просто сброшен с Голгофы. Однако позднее враги Христовы где-то зарыли
его в землю.
Равноапостольной царице Елене с трудом удалось отыскать одного престарелого
еврея, который согласился указать примерное место. Оказалось, что
святой Крест был спрятан в пещере, засыпан, и на этом месте построен
языческий храм. Царица приказала разрушить храм. Начались поиски
пещеры, а потом и очистка подземелья.
В откопанной пещере обнаружили три креста и отдельно табличку с
надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Возник вопрос
- какой крест служил источником нашего спасения?
Иерусалимский патриарх Макарий и царица Елена твердо верили, что
Господь укажет Святой Крест Спасителя. Кресты вынесли на поверхность
и стали по очереди прикладывать их к больной женщине. От возложения
третьего креста та совершенно выздоровела. В этот момент из городских
врат Иерусалима вынесли покойника. После возложения на него креста
умерший ожил. Так узнали Крест Господень.
Великую святыню хотели видеть все. Но народу было столько, что приходилось
несколько раз поднимать Крест Господень над толпой. Потому праздник
и носит наименование Воздвижение Честного и Животворящего Креста
Господня. В память этого события на вечернем Богослужении накануне
праздника, то есть 26 сентября, совершается умилительный чин выноса
Креста и поклонение ему. Верующих благословляют этим оружием нашего
спасения. Потому так важно и нам, братья и сестры, быть в это время
в храмах Господних.
Равноапостольные Константин и Елена за труды по прославлению Креста
Господня удостоились великой чести: на иконах они изображаются стоящими
у этой Животворящей Святыни. На месте страданий Спасителя в Иерусалиме
построили большой храм в честь Воскресения Христова. Внутри него,
как говорилось выше, можно видеть и пещеру, где находился Честной
Крест и место, на котором была явлена его целительная и животворящая
сила. Часть Креста Елена принесла своему сыну в Константинополь,
а часть оставила в Иерусалиме, где этот драгоценный остаток хранится
до настоящего времени в храме Воскресения Христова.
Святой Крест с вечера 26-го сентября находится в храмах на аналое
до дня отдания праздника - 4 октября, когда по завершении Божественной
литургии при пении тропаря и кондака Крест торжественно уносится
в алтарь. Потому всякий из нас, кто по немощи и другой причине не
сможет быть в храме в день праздника, имеет благую возможность поклониться
Кресту Господню в несколько последующих дней.
Слово
Святейшего Патриарха Алексия II ( 2008)в праздник Воздвижения и Обретения Честнаго
и Животворящего Креста Господня (27 сентября 2002г.)
Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Я поздравляю всех вас с праздником Воздвижения и Обретения Честнаго
и Животворящего Креста Господня.
Спасительная сила Креста сопровождает всю нашу жизнь от рождения
и до смерти. Церковь Христова Крестом Господним благословляет нас,
нарицая нам христианское имя - нашу первую собственность. Церковь
Христова Крестом Господним благословляет нас и на всем протяжении
нашего жизненного пути. Когда же наша жизнь в этом мире закончится,
спасительной силой Честнаго и Животворящего Креста Господня Церковь
Христова вновь благословит нас «в путь всея земли». И над могилой
каждого православного христианина стоит крест как напоминание о
том, что на этом месте лежит православный человек, прибегавший в
своей жизни к спасительной силе Креста Господня.
У каждого из нас есть свой жизненный крест. Он слагается из трудностей,
из болезней, из скорбей, которыми Господь посещает нас. Каждому
дается крест по его силам, и Господь помогает нам нести его, ибо
не может быть жизненного креста выше человеческих сил. Поэтому всегда,
когда мы падаем под тяжестью скорбей, мы должны обращаться ко Господу
и просить Его, чтобы Он – Божественный Крестоносец – укрепил нас
в нашем малом жизненном крестношении.
Поздравляя всех вас с праздником, я благодарю архипастырей, совершивших
сегодня с нами Божественную литургию, благодарю пастырей и священнослужителей
за совместное служение, певчих - за молитвенное пение, а вас всех,
дорогие братья и сестры, - за общую молитву, которую мы вознесли
вместе с вами в этом святом Храме, посвященном Христу Спасителю.
Тех, кто причастился Святых Христовых Таин, я поздравляю с принятием
Святых Христовых Таин. Да хранит нас спасительная сила Честнаго
и Животворящего Креста Господня на всех путях жизни нашей!
С праздником!
27
сентября 2002 г
Протоиерей
А. Шмеман
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА
Праздник Воздвижения Креста… Столетиями в этот день в соборах архиерей,
окруженный сонмом духовенства, посередине храма, поднимал высоко
над молящимися крест и осенял им на все четыре стороны, а хор в
это время громогласно пел: "Господи, помилуй!" Это был
праздник христианской империи, родившейся под знаком Креста, в день,
когда император Константин увидел в знамении Крест и слова: "Сим
победиши…" Праздник победы христианства над царствами, культурами
и цивилизациями, праздник того христианского мира, который распался,
распадается на наших глазах.
Да, и в нынешнем году, как каждый год, будет совершаться этот торжественный
древний обряд. И будет радостно петь хор: "Крест - царей держава,
крест - красота вселенной". Но вокруг храма будет греметь громадный
город, безучастный к этому сокровенному торжеству, никак с ним не
связанный, миллионы людей будут продолжать жить повседневной жизнью,
волнениями, интересами, радостями, горестями, никакого отношения
к тому, что совершается в храмах, не имеющими. Так как же дерзаем
мы повторять эти слова победы, повторять снова и снова о Кресте,
что он - несокрушимая победа?
Надо, увы, признать, что многие, многие христиане не знали бы, пожалуй,
что ответить на эти вопросы. Многие христиане как бы привыкли к
тому, что загнана Церковь на задворки жизни, изгнана из культуры,
из жизни, из школы - отовсюду. Многие христиане удовлетворены тем,
что им с презрением позволяют "исполнять свои обряды",
лишь бы они вели себя тихо и послушно и не мешали миру строить свою
жизнь - без Бога, без Христа, без веры, без молитвы. Они, эти усталые
христиане, уже почти и не помнят, что сказал Христос в ночь, когда
шёл Он к распятию: "В мире печальны будете, но мужайтесь, ибо
Я победил мир".
Но, думается мне, если мы празднуем этот праздник Воздвижения Креста,
если повторяем древние слова победы и торжества, то не для того,
чтобы только вспоминать победы прошлого, вспоминать то, что было
и чего больше нет. А для того, должно быть, чтобы поглубже вдуматься
в смысл самого этого слова "победа" в христианской вере.
Может быть, только теперь, лишённые внешней силы, внешней победы,
поддержки властей, неисчислимых богатств, лишённые всего того, что
казалось символом, знаком победы, мы оказываемся способными понять,
что, может быть, и не было всё это настоящей победой.
Да, золотом, серебром и драгоценными камнями был разукрашен этот
Крест, что воздвигался руками священников над людскими толпами,
но ни золото, ни серебро, ни драгоценные камни не способны затмить
подлинный и изначальный смысл Креста: орудие позорной и мучительной
казни, к которому гвоздями прибит всеми брошенный, задыхающийся
от боли и жажды человек.
И будем иметь мужество спросить себя: не потому ли и погибли все
эти христианские царства и культуры, не потому ли поражением обернулась
победа, что ослепли мы, христиане, к последнему смыслу, последнему
содержанию главного символа. Решили, что золотом и серебром можно
затмить этот смысл и что всё, что хочет от нас Бог, - это чтобы
мы совершали поклонение прошлому.
Но почитать Крест, воздвигать его, петь про победу Христа - не значит
ли это, прежде всего, верить в Распятого, верить, что крестный знак
- это знак одного потрясающего, единственного по своему смыслу поражения,
которое - только в силу того, что оно поражение, только в меру приятия
его как поражения - и становится победой и торжеством.
Нет, не для внешней победы пришёл в мир Христос: Ему предложено
было Царство, и Он отверг его. В момент предательства Его на смерть,
Он сказал: "Неужели вы думаете, что Я не мог бы умолить Отца
Моего послать легионы ангелов, которые защитили бы Меня?" Но
никогда не был Христос больше Царём, чем когда, окружённый злобной
и улюлюкающей толпой, шёл Он к Голгофе, неся на плечах Крест Свой.
Никогда не была так очевидна царственность Его и сила, как в тот
час, когда вывел Его Пилат к толпе, одетого в багряную одежду, приговорённого
к смерти преступника, с терновым венком на голове, и когда сказал
Пилат беснующейся толпе: "Се, Царь ваш!"
Ведь только тут вся тайна христианства, и потому победа его - в
радостной вере, что в этом отверженном, распятом и осуждённом воссияла
в мир любовь Божья, открылось Царство, над которым никто не имеет
никакой власти. Только принять Христа должен каждый из нас, принять
всем сердцем, всей верой, всей надеждой. Иначе всё равно не имеют
смысла никакие внешние победы.
И может быть, нам нужно было это внешнее поражение христианского
мира, нужно было это оскудение и отвержение, дабы очистилась наша
вера от всякой земной гордыни, от надежды на внешнюю силу, на внешнюю
победу. Чтобы очистилось наше видение Креста Христова, который возносится
над нами и над миром, даже если мы и мир не видим этого.
Возносится и побеждает, несмотря ни на что. "Крест - красота
Вселенной". И в каких бы ни был человек потёмках, сколь внешне
ни торжествует в мире зло, сердце знает и слышит: "Мужайтесь,
Я победил мир".
Протопресвитер А. Шмеман "Воскресные беседы" YMCA-PRESS,
Париж, 1989, стр.118-120