Такую умиленную
молитвенную песнь влагает нам в уста Святая Церковь, начиная приготовлять
нас к покаянию. Три еще недели до поста, и о нем, может быть, никто
и не думает; но она издали указывает нам двери его и заранее хочет
предрасположить к входу в нее. Хотя и нехотя, мы должны же встретить
время поста; но она хочет,чтоб мы встретили и проводили сие время,
как следует.И вот, в нынешний день, в следующее воскресенье и далее
она внушает нам одно за другим назидательные правила в двух притчах
и двух разительнейших происшествиях, из коих одним началась история
человечества, а другим кончится. Будем учиться и внимать урокам
матери своей! Далее
Важные
дни наступили для нас с вами – дни подготовки к Великому посту,
который начнется 27 февраля
С
первого взгляда может показаться, что до поста еще много дней –
впереди еще три недели! Однако Святая Церковь уже сейчас каждый
день на богослужении через свои песнопения и поучения готовит нас
к достойному вступлению в Великий пост!
Для
приготовления к Великому посту Святая Церковь назначает довольно
продолжительный период - три седмицы.
Первая
неделя, которая в этом году начинается 5 февраля (по новому стилю),
называется неделей
мытаря и фарисея. Свое название она получила оттого, что в воскресенье,
которым начинается эта неделя, на Божественной литургии читается
притча Спасителя о мытаре и фарисее (Лк,
18, 10-14).
В
этой притче на примере грешного мытаря представлен образец смирения
и истинной молитвы. Примером же фарисея эта притча предостерегает
нас от высокоумия, гордости и самомнения, довольства собой и своими
добродетелями, довольства своей праведностью.
Задумаемся
с вами – не случайно ведь Церковь обращает на это наше внимание
и посвящает этому размышлению целую неделю, более того – именно
с этого размышления она начинает дни приготовления к Великому посту!
Чем же опасно чувство довольства собой? Опасно оно тем, что самодовольный
человек не способен видеть свои недостатки, и поэтому труднее всего
склонен к покаянию!
Возможно
ли при таком состоянии единение с Богом?! Нужен ли будет Спаситель
тому, кто доволен собой, кто не желает видеть своих грехов?!
В
течение всей недели на богослужении в своих песнопениях Святая Церковь
напоминает нам о необходимости сердечного сокрушения. В стихирах,
исполняемых хором, прославляется самоосуждение мытаря и порицается
гордость фарисея. Стоя в храме на молитве, фарисей перечислял свои
достоинства и осуждал мытаря. Последний же от сознания своих грехов
стыдился поднять глаза! Он только твердил: “Боже, милостив буди
мне, грешному!”.
Именно
с таким настроем, как у мытаря, нам необходимо вступать в Великий
пост. А как же иначе? Истинное покаяние невозможно при чувстве самодовольства
и самооправдания! Без покаянного же чувства, без чувства сердечного
сокрушения может ли быть пост?!
Мы
видим, что фарисей хвалился тем, что соблюдает пост и другие внешние
правила – обряды. Чтобы мы осознали, что выполнение всех внешних
правил не является главным, что все внешние правила – это лишь средства
для спасения, а не цель, что без сердечного сокрушения и видения
своих грехов, они могут быть даже вредными для духовного состояния
человека, Святая Церковь в течение этой недели разрешает вкушать
мясо во все дни – то есть и в среду, и в пятницу. Вот почему неделю
мытаря и фарисея называют еще сплошной или всеядною. Она служит
нам напоминанием, что один внешний, телесный пост без поста внутреннего,
то есть без сердечного сокрушения и покаяния, НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ!
Следующая
неделя, приближающая нас к Великому посту, называется неделей
блудного сына . Ее название также связано с тем, что в воскресный
день, с которого она начинается, за Божественной литургией читается
причта о блудном сыне (Лк.
15, 11-32).
В
этом евангельском чтении Святая Церковь обращает наше внимание на
то, что в каком бы греховном состоянии ни был человек, как бы ни
было глубоко его падение, он не должен отчаиваться в своем спасении.
Нужно только одно - с сердечной верой и покаянием обратиться ко
Господу. Господь же всегда с радостью приемлет обращающегося к Нему,
как это сделал отец в евангельской притче по отношению к своему
вернувшемуся сыну.
Бездна
милосердия Божия всегда глубже всякой бездны нравственного падения
человеческого!
Притча
о блудном сыне нам также показывает, как легко и быстро развивается
грех в душе человека - при попустительстве он растет подобно снежному
кому!
За
неделей блудного сына следует неделя
о Страшном Суде. По-другому она называется мясопустной, так
как с этой недели прекращается вкушение мяса. В воскресный день,
начинающий мясопустную неделю (в этом году он приходится на 19 февраля),
в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища - происходит
заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения.
Название
этой недели также связано с темой воскресного евангельского чтения.
В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя
о Страшном Суде (Мф.
25, 31-46).
Не
случайно эта притча предлагается нашему вниманию после притчи о
мытаре и фарисее и притчи о блудном сыне. Кого не тронули ни образ
смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем Церковь почла нужным
представить грозную картину Страшного Суда с целью побуждения к
раскаянию и сокрушению. В песнопениях этой недели собрано все величественное
и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить
страх Божий.
Перед
воспоминанием Страшного Суда Святая Церковь призывает нас к молитве
об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать
заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот
почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской
родительской (мясопустной) субботой,
когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.
Мясопустная
неделя или неделя о Страшном Суде называется еще сырной неделей.
В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных
продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр.
Нельзя
не увидеть в этом заботу Святой Церкви о человеке: не сразу, не
в один день начинается пост, нет! Постепенно, неделя за неделей…
Сырная
седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и
в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней -
масленица.
К
сожалению, до сих пор это время в большинстве случаев связывают
с безудержным весельем, гуляньями, изобильными яствами. А ведь масленица
– это преддверие поста! Она должна настроить нас на достойное вступление
в великопостные дни. Поэтому нужно проводить ее не в безудержном
развлечении, а в воздержании!
К
сожалению, некоторые нехристианские пословицы и поговорки, как например:
“Масленица – объедуха, деньгам приберуха”, формируют неправильное
отношение к таким важным дням в жизни каждого христианина.
Будем
помнить, дорогие братья и сестры, что время масленицы дается нам
не для веселья и развлечения, а для того, чтобы мало-помалу мы привыкли
к подвигу поста!
Вот
почему в дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на
многое такое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в
период масленицы уже отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается
служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи.
Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы
преподобного Ефрема Сирина
“Господи и Владыко живота моего…” с коленопреклонениями.(впервые
эта молитва звучит вечером в среду сырной седмицы)
Все
это напоминает нам, что время поста уже настало.
Будем
помнить слова великого русского святого – святителя Тихона Задонского,
сказанные по этому поводу: “Если … всегда худо и грешно проводить
время в безчиниях, то особенно грешно так проводить седмицу сырную,
как преддверие святого поста!”.
Будем
помнить также, что в дни подготовки к посту мы с большим усердием
должны настраивать себя на неосуждение ближнего и на искреннее прощение
ему его недостатков.
В
связи с этим хочется рассказать случай из жизни одного из отцов
нашей Церкви:
Однажды
в скиту было собрание по случаю падения одного брата. Отцы говорили,
авва же Пиор – молчал. Потом он встал и вышел, взял суму, наполнил
ее песком и стал носить на своих плечах. Потом он насыпал также
немного песку в корзинку и также носил её. Отцы спросили его: “Что
бы это значило?”. Он же сказал: “Эта сума, в которой много песку,
означает мои грехи; много их, но я оставил их позади себя, чтобы
не плакать о них. В корзине же – немногие грехи брата моего. Они
впереди у меня, я рассуждаю о них и осуждаю брата. А не должно бы
так делать! Лучше бы мне свои грехи носить впереди, скорбеть о них
и просить Бога о помиловании меня!”. Выслушав сие, отцы встали и
сказали: “Вот истинный путь спасения!”.
Так
пусть наше шествие к великопостным дням станет для каждого из нас
путем воистину спасительным, возводящим нас к Солнцу Правды!
Приготовление
к посту начинается задолго до него и призывает к размышлению о его
значении. Каждое из воскресных евангельских чтений посвящено одной
из основных сторон покаяния.