«Память
совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий
наших».
Основанием
для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный
день седмицы сырной (масленицы) Святая Церковь совершает воспоминание
Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы
в день, предшествующий Страшному суду Христову, и притом приближаясь
к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, когда нам следует войти
в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми,
и живущими, и умершими, предстательствует обо всех от Адама до днесь
(до нынешних дней) усопших во благочестии и правой вере праотцах,
отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих,
мирян, юношей и старцев, и всех, яже (кого) вода покры, брань пожат
(война истребила), трус объят (землетрясение поглотило), убийцы
убиша, огнь попали, бывшие (в) снедь зверям, птицам и гадам, погибшие
от молнии и измершие (умершие) мразом (на морозе); яже уби меч,
конь совосхити (унёс, похитил), яже удави плинфа (придавила плита,
камень) или персть посыпа (землей засыпало), яже убиша чаровная
напоения (напитки), отравы, костная удавления, – внезапно умерших
и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя
Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем
воздаяния.
«Святые
отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей
причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например:
во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях
и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне,
замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной
и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного
псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые
человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском,
совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, - когда
бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, - не лишился молитв
Церкви».
Установление
вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мясопустной
восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой
Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании
древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные
дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное
свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).
Евангелие,
чтомое на заупокойной литургии в родительскую субботу (Ин.,
5, 24-30)
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в
Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел
от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже,
когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь
жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся
в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло
- в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу,
и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня
Отца.
О ПОМИНОВЕНИИ
УСОПШИХ
Не
должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, спасительная жертва
и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому,
чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили
по грехам своим.
Блаженный Августин
Неотступно будем молить Его (Бога), чтобы изгладил вины паствы Своей
— чад избранной и Святой Церкви Его, и чтобы очистил грехи умерших,
почивших в уповании на Него.
Преподобный Ефрем Сирин
Как бывает с заключенным в сосуде вином, которое, когда цветет виноград
в поле, слышит запах и цветет вместе с ним, — так думай и о душах
грешников: они получают некоторое благодеяние от приносимой за них
Бескровной Жертвы и благотворения, как знает и повелевает единый
Владыка живых и мертвых, Бог наш.
Святитель Афанасий Великий
О упокоении душ блаженной памяти преставльшихся рабов Божиих молитвы
наши совершая, имеем надежду несомненну, яко принесенная за души
их Жертва, излиянная Кровь и вода от ребер Христовых, во святом
потире совершаемая, окропляет и очищает их, о нихже приносится и
о нихже изливается.
Святитель Димитрии Ростовский
Приносящий жертву за усопшего должен то же иметь в мыслях, что имеющий
малолетнего сына, слабого и немощного, который, когда сын его занеможет,
с верою приносит за него в храм Божий свечи и фимиам с елеем и все
сие сожигает за отрока, но не сам отрок все сие держит и приносит.
Так должно себе представлять, что и усопший не сам держит и приносит
свечи и елей и все дары, приносимые для спасения его: и, таким образом,
благодатию Божиею не суетны будут усилия к достижению того, к чему
он стремится с верою.
Святитель Афанасий Великий
Всеблагий Отец Небесный, не хотящий смерти грешника, не отозвал
бы человека в другую жизнь, если бы для него лучше было оставаться
здесь; Всеведущий и Премудрый не попустил бы никому умереть не вовремя.
Димитрий, архиепископ Херсонский
Публикуется
по книге "Чтение на каждый день Великого поста"
МОЛИТВА
ОБ УСОПШИХ
Боже
духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот
миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего(усопшия
рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек],
в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже
болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею
или ими),
словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог
прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един
без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.