Литургиею
Преждеосвященых Даров называется такое Богослужение, во время которого
предлагается верующим для благоговейного поклонения и причащения
Святые Дары, освященные прежде, на полной литургии Василия Великого
или Иоанна Златоуста.
Совершение
полной литургии, в состав которой входит освящение Даров, в христианской
древности сопровождалось общей трапезой, называемой "вечерею
любви", и было для христиан торжественным празднеством. Древние
христиане литургию, на которой совершалось освящение Даров, называли
Пасхою, потому что присутствовали при этой литургии с такими же
радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасхи.
Такое празднество Церковь признала несоответствующим дням покаяния
и строго поста Святой Четыредесятницы и потому постановила правилом
(49-м Лаодикийского собора) не совершать полной литургии в дни Четыредесятницы,
за исключением субботы и дней воскресных, когда пост облегчается
и христиане могут проводить эти дни с большим торжеством, чем прочие
дни Великого Поста, - но с другой стороны, имея в виду обыкновение
древних христиан причащаться как можно чаще, Церковь, чтобы лишением,
хотя бы на одну неделю, Тела и Крови Христовых не ослабить духа
верующих, нуждающихся при подвигах умерщвления плоти в подкреплении
небесною пищею постановила предлагать им в дни Великого Поста Дары
преждеовященные. Преподание этих Даров, без сомнения, должно было
соединяться с приличествующими молитвами. В этом обычае и лежит
начало Литургии Преждеосвященных Даров. Первоначально она совершалась
по устному преданию и не везде одинаково. Так было до времени святого
Григория Двоеслова, епископа Римского (умер в 604 году), который
собрал и изложил письменно чин Литургии Преждеосвященных Даров,
отчего она и стала известна с его именем. Шестой Вселенский Собор
окончательно принял ее и правилом 52-м постановил совершать ее в
дни Четыредесятницы.
Священник
К.Субботин,
"Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви"
Во время Литургии
Преждеосвященных Даров, после песнопения "Свете тихий",
чтец в центре храма читает две паремии: одну - из книги Бытия, повествующую
о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы и его несчастных последствиях,
другую - из Притчей Соломоновых.
После
первой паремии священник перед престолом, держа в руках кадило и
стоявшую пред Святыми Дарами свечу, осеняет крестообразно народ
и возглашает:
Премудрость,
прости. Свет Христов просвещает всех!
При
этом благословении предстоящие преклоняются до земли, изъявляя тем
свое благоговение к Превечному Свету, просвещающему все концы земли.
После
ектений об оглашенных открываются Царские врата и вместо Херувимской
песни хор поет:
Ныне
Силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се,
жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим,
да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа.
Во
время этой песни Святые Дары переносятся с жертвенника на престол,
причем все молящиеся преклоняются до земли, воздавая тем должное
поклонение Телу и Крови Христовым. При этом перенесении Святых Даров
поминовение не возглашается, так как оно сделано было на той Литургии,
где освящались Святые Дары.
В
конце Литургии Преждеосвященных Даров верующие могут причаститься
Святых Христовых Таин. Не принято лишь причащение младенцев за этой
службой.
Тропарь
святителю Григорию Двоеслову:
Иже от
Бога свыше Божественную благодать восприем, славне Григорие, и Того
силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси. Отонудуже
у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне: Егоже моли, да
спасет души наша.
"Восприняв
от Бога благодать и укрепляясь Божественною силою, ты, всеславный
Григорий, решился следовать евангельским путем. Потому и награду
за труды получил от Христа - моли же Его о спасении наших душ!"
Святитель
Григорий Двоеслов, папа Римский, родился в Риме около 540 года.
Дедом его был Папа Феликс, его мать Сильвия и тетки Тарсилла и Емилиана
также причислены Римской Церковью к лику святых. Получив блестящее
светское образование, он достиг высоких государственных должностей.
Ведя Богоугодную жизнь, он всей душой стремился к монашеству. После
смерти отца святой Григорий истратил все свое состояние на устройство
шести монастырей. В Риме он основал монастырь во имя святого апостола
Андрея Первозданного и, променяв свои палаты на тесную келлию, принял
там иноческий постриг. Затем, по поручению Папы Пелагия II святой
Григорий долго жил в Византии. Там он написал "Толкование на
Книгу Иова". После смерти Папы Пелагия на Римскую кафедру был
избран святой Григорий. Считая себя недостойным, святой в течение
семи месяцев не решался принять столь ответственное служение, и
лишь уступая мольбам клира и паствы, принял посвящение.
Мудро
управляя Церковью, святитель Григорий неустанно насаждал Слово Божие.
Святой Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных
Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Утвержденный
Шестым Вселенским Собором, этот чин был принят всей Православной
Церковью.
Он
ревностно боролся с ересью донатистов; обратил истинной вере жителей
Британии - язычников и готов, приверженных к арианской ереси.
Святитель
Григорий оставил после себя многочисленные творения. После появления
его книги "Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских
отцов" Святителя стали называть "Двоесловом", то
есть "ведущим диалог, собеседником". Особенной известностью
пользуется его "Правило пастырское" (или "О пастырском
служении"). В этом творении святитель Григорий всесторонне
описывает образ истинного пастыря. До нас также дошли его письма
(848), содержащие нравственные наставления.
Святитель
Григорий возглавлял Церковь в течение 13 лет, заботясь обо всех
нуждах своей паствы. Он отличатся необыкновенным нищелюбием, за
которое сподобился зреть Самого Господа.
Скончался
Святитель в 604 году, мощи его почивают в соборе святого апостола
Петра в Ватикане.
Память
святителя Григория празднуется 12/25 марта, которое, как правило,
приходится на период Великого Поста.