Неделя
2 Великого Поста, святителя Григория Паламы.
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Только
ещё начался Пост, только ещё вторая седмица наших малых аскетических
подвигов завершилась, и каждый из нас ещё не отчаялся в своих усилиях
подвизаться решительно, до конца выстоять, начать, наконец, новую,
святую жизнь, а Церковь предлагает нам, своим чадам, повествование
о расслабленном, которого четверо друзей принесли к ногам Иисусовым.
Отчего это? Какое “послание”, выражаясь современным языком, заключено
для нас в этой истории о несчастном больном и его друзьях? Может
быть, стоит оглянуться вокруг себя, чтобы усмотреть вблизи или вдали
кого-то, кто не в состоянии сам приблизиться к Спасителю? Усмотреть,
да и взяться за него со всей решительностью: дело ведь не шуточное,
речь-то идёт о спасении души того, кто нам дорог, нашего ближнего!
Однако,
скорее всего, сегодняшнее евангельское чтение указывает нам на наше
собственно положение в мире сем. Если мы так сильны, что не только
сами себя уже устроили и спасли, но и другим, слабым и жалким, в
состоянии помочь, зачем тогда нам спасительные усилия Поста, зачем
тогда нам утеснения плоти и скорбные просительные слова великопостных
песнопений: “Множество содеянных мною лютых, помышляя окаянный,
трепещу страшнаго дне суднаго”? Если про нас, здесь стоящих христиан,
этот рассказ о четырёх сильных, решительных и мужественных людях,
которые верой своей, своей непоколебимой решимостью спасли своего
расслабленного друга, тогда, можно считать, наша жизненная задача
выполнена! Это ведь потому Христос исцелил болящего, что увидел
веру его друзей (Мк.2.5). Так говорит нам Евангелие.
Есть
такое место в Священном Писании, когда Господь говорит Своим ученикам:
“если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей:
"перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет
невозможного для вас” (Мф.17.20). Может быть, только сейчас и понятно
становится, что дело вовсе не в “движении гор”! Не о перемещении
же скальных пород говорит Христос. Он говорит о способности так
любить, так жертвовать собой, как это сделали четверо друзей.
А
наша вера способна двигать горы? А наша надежда на Бога способна
заставить нас забыть о себе, чтобы спасти другого? Если так, тогда
нам и в самом деле не в чем каяться, и место наше – на Небе. Однако,
годы идут, а мы из раза в раз, из поста в пост – всё те же. И грехи
у нас всё те же, столь же тяжкие, и надежда наша столь же скудная…
Вот почему мне кажется, что правильнее было бы нам отождествить
себя не с тем, кто может помочь другим, а с тем, кто сам нуждается
в помощи. Да и Сам Бог наш ясно и недвусмысленно говорит нам о том,
кто может спастись, кто может надеяться наследовать Царство, уготованное
нам от создания мира (Мф.25.34). Это – “нищие духом”, это – “плачущие”,
это “кроткие” (Мф.5.3-5). Одним словом, это те, кто не помышляет
себя способными помочь другим, это те, кто сами только потому и
живут, что надеются и уповают на помощь. Так что нечего нам искать
расслабленных окрест себя, а стоит, может быть, заглянуть в зеркало
или, что ещё лучше, вглядеться в собственную душу, не способную
устоять в соблазне, неготовую к “огненному искушению” (1.Пет.4.12).
И тогда становится понятным, что это о каждом из нас сегодняшнее
евангельское повествование. И это нам впору искать помощника и покровителя,
способного понести наши болезни и взять на себя наши немощи (Ис.53.4).
Блажен, кто это понял! Блажен, кто осознал свою немощь, свою порабощённость
греху, блажен, кто вслед за апостолом Павлом завопит, закричит,
заплачет о себе: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела
смерти?” (Рим.7.24). Блажен, кто поймёт однажды: слабость и порождённая
ею надежда – спасительны, а сила и свойственная ей самонадеянность
– погибельны.
Потому-то
и счастлив капернаумский расслабленный! Счастлив тем, что Господь
простил ему грехи. Счастлив и тем, что нашлись добрые люди, ради
бесхитростной и горячей веры которых стало возможным это чудо. А
как же быть тем, у кого не сыщется не то что четверых, но и одного
друга, способного взвалить на себя тяжкий груз чужих проблем, чужих
грехов, чужих болезней? Кто понесёт мой одр, кто раскопает крышу
дома для меня, кто опустит меня, одинокого и беспомощного, к ногам
моего Спасителя? Если вся моя жизнь была посвящена служению самому
себе, если ни жертвенной любовью, до которой так и не дорос, ни
золотом, которому тоже неоткуда взяться, мне не купить дружбы, любви,
привязанности, благодарности? Если я остался один на одре своего
расслабления и “не имею человека, который опустил бы меня в купальню,
когда возмутится вода” (Ин.5.7), неужто же и мне, одинокому, не
осталось надежды? И сколько вместе со мной таких же одиноких, никому
не нужных, всеми забытых, лежат сейчас на своих скорбных одрах!
Неужели и этим несчастным, неужели и нам, грешным, случись что,
не на кого будет надеяться, не от кого ждать сочувствия и помощи?
Нет!
Наш Бог, “Который не смотрит на лица и не берёт даров” (Втор.10.17),
наш Бог никого не оставит Своим милосердием. Он, Который “сира и
вдову приимет”, также приимет и нас, одиноких и беспомощных. Приимет,
даже если у нас и не окажется четырёх друзей, четырёх поручителей,
четырёх заступников. Приимет, потому что “в доме Отца Моего обителей
много” (Ин.14.2). Приимет, потому что, даже если и суждено нам умереть
в одиночестве, всеми забытыми, наш Бог нас не забудет и не оставит!
Только бы нам самим не забыть о Нём за житейскими попечениями, только
бы нам самим из всех манящих удовольствий и наград выбрать “единое
на потребу”: слова нашего Спасителя, которыми он встретил бедного
больного: “Чадо! прощаются тебе грехи твои” (Мк.2.5). Аминь.
11
марта 2001 г.
КТО МОЖЕТ ПРОЩАТЬ ГРЕХИ.
Неделя
2 Великого Поста, святителя Григория Паламы.
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда
мы доживём до Пасхи, когда мы все вместе пройдём долгим покаянным
путём Великого поста и достигнем вожделенной пристани Светлого Христова
Воскресения, мы услышим слова, которые радостно благовествовал в
далёкие времена «городу и миру» святой Константинопольский архиепископ
и которые доныне звучат на каждой пасхальной заутрене: «Никто пусть
не оплакивает грехов своих, потому что прощение воссияло из гроба!».
Вот диво! В Церкви Христовой, в этом спасительном ковчеге, нарочно
устроенном для покаяния, может настать время, когда плач покаянный
должен будет пресечься, перестать! Когда можно будет, наконец, забыть
о «множестве содеянных мною лютых», потому что «прощение воссияло
из гроба»!
Вы
скажете: не рано ли, батюшка? Ещё и половины дороги не пройдено,
время ли помышлять о финале? Время, дорогие мои! Нельзя одолеть
долгий и мучительный путь, забыв о цели. И когда Церковь говорит
нам: «Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир.7.39), – она
не ужасом небытия пугает нас, но одушевляет надеждой на вечную жизнь!
Бессмысленно стращать упавших и порабощённых: ни к чему кроме уныния
и безнадёжного отчаяния такая тактика не приведёт. Но человек поднимется
из затягивающего его болота греха, если блеснет ему луч надежды,
если поманит его вера в избавление.
Поднимется
человек, когда скажет ему Господь: «чадо! прощаются тебе грехи твои»
(Мк.2.5), потому что покаяние рождает радость, а прощение творит
тихий свет в душе. Вот почему сегодняшнее воскресенье церковная
традиция называет неделей светотворных постов. «Бог есть свет, и
нет в Нем никакой тьмы» (1.Ин.1.5), и всякий, кто милостью Божией,
чудом милосердия Божьего очистил душу свою в таинстве Покаяния,
не только приобщается к Тому, Кто творит свет, но и сам становится
светотворным, светящимся, сияющим. И кажется ему, что никогда уже
мрачная тягость страстей не будет властна над ним. И верит он, что
восстав от одра греховного, сможет с лёгким сердцем пройти не только
предстоящее поприще Поста, но и целую жизнь свою.
Вот
когда «и невозможное возможно, дорога долгая легка», вот когда понимаешь,
что Пост на самом деле – не время уныния и слёз, а время радостного
ожидания. Как же плакать на пасхальном рассвете о грехах своих,
когда они отброшены и забыты, как отброшена и забыта старая, истлевшая
одежда, как отброшены и забыты, оставлены в невозвратном прошлом
истинные и мнимые обиды, настоящие и придуманные несчастья.
«На
миру» – не только «смерть красна»! Среди кающихся и оживающих в
покаянии собратьев – «красна», то есть, прекрасна, удивительна,
– прежде всего, жизнь. Ибо когда на моих глазах меняется, становится
лучше, чище, добрее мой ближний, то и для меня это – знак обнадёживающий
и радостный. Он смог – смогу и я! В этом смысле, все мы по отношению
друг ко другу, как те четверо, которые помогли своему расслабленному
товарищу. Не забудем, что, когда мы падаем в грех, мы губим не только
себя самих, но и тех, кто вокруг. Они тоже ведь пытались устоять,
они тоже старались стать другими, и, кто знает, может быть, именно
моё падение лишило брата моего надежды на спасение! Может быть именно
мой грех стал последней каплей в чаше его отчаяния! Но точно так
же верно и обратное: если я устоял в своей борьбе, глядишь – и ему
легче будет бороться с собой. И он устоит, и он – спасётся.
Для
того, чтобы победить нашу греховную расслабленность мы и собираемся
все вместе, для того, чтобы добраться до цели нашего постного путешествия
мы и складываем не только свои молитвенные усилия, но и свои немощи,
свои слабости, свои страсти. Мы верим нашему Богу. Мы знаем, что
это для нас, расслабленных, Он сказал однажды «где двое или трое
собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18.20). И вот, мы собрались
все вместе, чтобы спастись самим и дотянуть, дотащить к ногам Христовым
тех, кто изнемогает, кто сам уже идти не может. И смотрите, какими
бы слабым, немощным, больным, воистину расслабленным, ни казался
каждый из нас самому себе, а всё-таки мы – рядом! А всё-таки мы
– вместе! И потому, что мы вместе – нас не оставила надежда, нас
не покинула вера! И при всём нашем маловерии, при всей нашей греховности,
нас не покинула любовь, ибо если бы мы не любили друг друга, если
бы мы не дерзали возлюбить Бога, что собрало бы нас здесь сегодня?
Так
же, как и в тот дом в городе Капернауме, к нам в храм иногда трудно
войти. Так же, как и там, иногда хочется «разобрать крышу», потому
что трудно стоять, трудно дышать, трудно слушать Слово Божие, трудно
молиться. Однако мы не отчаиваемся и не оставляем наших усилий.
Потому что впереди – Свет Воскресения, потому что впереди – Пасха!
Потому что впереди – Жизнь Вечная! Потому что Тот, Кто умер за нас,
смертью Своей и Воскресением Своим получил право прощать нам наши
грехи. Аминь.