Есть
места в Священном Писании, которые часто вызывают у начинающего
читателя Вечной Книги по меньшей мере недоумение. Как некогда апостолы
Христовы, неофит думает: «какие странные слова! кто может это слушать?»
(Ин.6.60). Эти «странные слова» странны именно потому, что противоречат,
казалось бы, очевидному опыту повседневной человеческой жизни, ибо
этот наш опыт жизни – ни что иное как опыт грехопадения. Вот почему
апостол и говорит: «слово о кресте для погибающих юродство есть»
(1.Кор.1.18). В нашей греховной повседневности Крест – символ страдания
и скорби, недаром, поэтому к нам в храм, что ни день приходят люди,
нашедшие чьи-то потерянные нательные крестики, не зная, что с ними
делать, как от них избавиться, полагая, видимо, что эта находка
– явно не к добру. Понятно, что люди эти от Церкви далеки, и Крест
для них чуть ли не пугало. Для нас же, православных христиан, Крест
– реальность иного мира, другой, вечной жизни. Той жизни, где любовь
– жертва, а не похоть; той жизни, где «смерть – приобретение» (Фил.1.21);
той жизни, где, наконец, «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20.35),
а когда тебя ударят в правую щеку, положено не отвечать злобой на
злобу, но подставить левую (Мф.5.39)! И там, в этой иной, вечной
жизни Крест – не символ ужаса и кошмара, а знак надежды и любви.
Вот
почему в жизни земной и грешной так трудно, так мучительно больно
принять слова Христовы, обращённые к каждому из нас: «кто хочет
душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради
Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8.35). Чтобы победить этот
мир, поражённый грехом, как «победил мир» (Ин.16.33) Сын Человеческий,
оказалось необходимым «потерять душу» – то есть лишиться жизни на
позорном орудии казни и при этом ещё плакать и молиться не только
о Своей горькой участи, но и о погибающих душах распинателей: «Отче!
прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23.34). И только тогда
случается главное чудо: смерть попирается смертью; «печаль ваша
в радость будет» (Ин.16.20), а крестное древо позора и погибели
становится Древом Жизни! И всё потому, что Сын Божий стал Сыном
Человеческим и пришёл на эту землю «не для того…, чтобы Ему служили,
но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20.28).
Воистину,
чтобы воскреснуть, зерно должно умереть (Ин.12.24)! Так и каждый
из нас призван нашим Богом уничтожить в себе самом «смертию смерть»,
то есть отказаться решительно и безвозвратно оттого, что в нашей
душе принадлежит не Жизни, а смерти, не Небу, а земле.
Астрономы
полагают, что во Вселенной существуют объекты гигантских размеров
и плотности, которые когда-то были сияющими светилами, но в результате
гравитационного сжатия превратились в невидимые звёзды. Невидимые
потому, что ни один лучик света не может вырваться с их поверхности,
удерживаемый чудовищной силой притяжения. Эти астрономические объекты
не излучают свет, подобно звёздам, но как бы вбирают в себя всё,
что попадает в сферу их притяжения. Учёные назвали их зловеще и
живописно «чёрными дырами». И если звёзды, изливающие свет, можно
уподобить сияющим ангелам и праведным людям, то такую вот извратившую
свою прежнюю природу бывшую звезду, а ныне «чёрную дыру», стоит
сравнить, пожалуй, с мрачным и злобным князем тьмы, с дьяволом.
Чтобы
человек, созданный по образу и подобию Божию, не исказил свою изначальную
природу, чтобы он не превратился в такую «чёрную дыру», пожирающую
пространство и время и неудержимо стремящуюся к своему концу, Господь
говорит ему: «отвергнись себя» (Мк.8.34)! Отвержение это потребно
не для смерти, а для жизни, потому что живёшь до той поры, пока
светишь для других и согреваешь тех, кто рядом. Стоит только забыть
об этом, стоит только начать жить для себя, как неизбежно и стремительно
превратишься в «чёрную дыру», ибо, как кажется, нравственные законы
столь же неотменимы, как и физические, и «какая польза человеку,
если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8.36.).
Таким
образом, попытка отказаться от креста, желание «сберечь свою душу»
(Мк.8.35), защитив её от скорбного труда покаяния, от тяжкой работы
сочувствия ближнему, от заповеданного апостолом «несения бремени»
друга своего (Гал.6.2), такая попытка приведёт нас к своеобразному
«гравитационному коллапсу», превратит сотворённого по образу Того,
Кто был и есть Свет миру (Ин.8.12) в подобие самодовольного и самодостаточного
ангела преисподней. Стоит ли рождаться на свет Божий, стоит ли жить,
чтобы уподобиться вечно несытой, вечно алчущей «чёрной дыре»?
Вот
для чего посередине Великого поста Святая наша Церковь воздвигает
Крест Христов. Он светит нам во мраке нашей скорбной жизни как источник
тепла и надежды, как сияющая путеводная Звезда, приведшая некогда
волхвов, ищущих истины и правды, к убогим Вифлеемским яслям. Он
указывает нам путь к вечной Жизни, которая восторжествует в каждом
тогда, когда каждый научится «отвергаться себя». Отвергаться сначала
в малом, настолько же малом, как ничтожно мал, скажем, отказ от
мяса в постные дни. Но, возрастая в этом отвержении себя, каждый
из нас сможет, я верю, достичь уровня, о котором напомнил нам сегодня
Спаситель: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь,
которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее
в силе» (Мк.9.1). Аминь.
30
марта 2003 г.
КРЕСТОПОКЛОННАЯ
НЕДЕЛЯ.
Неделя
3-я Великого Поста, Крестопоклонная.
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа!
От
стародавних времен и до сего дня, в любую эпоху несется к небу,
к престолу Господню вопль-мольба, вопрос, на который преподобный
Антоний Великий тщился получить Божественный ответ. "Отчего
один родится в богатстве и знатности, другой в нищете, в среде людей
презираемых и угнетаемых, обреченных на всежизненный телесный труд
в поте лица, лишенных средства к развитию умственному? Отчего иной
умирает дряхлым старцем, иной в цвете юношеского или мужеского возраста,
иной дитятею или даже краткодневным младенцем? Отчего один пользуется
постоянно здравием и благополучием, другой томится в болезнях, передается
скорбями скорбям, бедствиями бедствиям как бы с рук на руки?"
И самое, может быть, мучительное недоумение: отчего злодей процветает,
а праведник скорбит и болеет?
Сегодня,
когда Церковь покланяется Кресту нашего Спасителя, воздвигнутому
посреди Поста, для укрепления духовного, для мужественного утешения
христиан, сегодня этот вечный вопрос находит прямой и неожиданный
ответ в Священном Писании. Неожиданный, потому что редко бывает
так, чтобы Крестопоклонная неделя совпала с днем памяти сорока мучеников,
в Севастийском озере мучившихся, как это случилось сегодня. В день
молитвенной памяти сорока мучеников 9 (22) марта на Божественной
литургии читается фрагмент из послания к евреям святого апостола
Павла, который, как мне кажется удивительным образом разрешает это
и подобные недоразумения. Конечно, каждый из нас внимательно слушал
сегодня это апостольское послание, но я хочу еще раз напомнить вам
его, чтобы подумать о павловых словах как об ответе на роковой вопрос:
отчего злодей процветает, а праведник скорбит. Этот ответ "апостола
языков" поразительно созвучен тому призыву Спасителя, который
сегодня звучал со страниц Евангелия от Марка: "...отвергнись
себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною."(Мк.8,34)
Итак,
вот послание апостола Павла к евреям, которое мы уже читали сегодня.
Вслушайтесь в него еще раз: "Посему и мы, имея вокруг себя
такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий
нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей
Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел
одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою
поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами
вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и
забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не
пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына,
которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает
с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал
бы отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то
вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы
плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли боле должны
покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу
для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в
святости Его. (Евр.12,1-10)
Вот
и ответ. Бог наказывает, тех, кого любит. Бог испытывает тех, кому
доверяет! Бог верит в нас, Бог верит в наше доверие к Его спасительному
о нас, грешных, Промыслу, Бог верит в то, что мы, если посмели назваться
христианами, понесем свой крест, то есть испытания, скорби, боль
и обиды. Понесем, не ропща и не унывая, постоянно вспоминая о Спасителе
нашем, Который, как сказал апостол: "...вместо предлежавшей
Ему радости, претерпел крест..." Вы послушайте только: "...вместо
предлежавшей Ему радости..."
Однажды
пришла к преподобному Амвросию Оптинскому некая крестьянка и сказала
ему со слезами: "Батюшка, меня Бог забыл! Все у меня хорошо
в жизни, даже куры не мрут! Как же спастись мне?"
Как
же спастись нам, которые "еще не до крови" сражались с
грехом, которые сегодня, в самой середине Великого Поста, вдруг
поняли, что они и поститься-то еще не начинали, как подобает? А
все просто - пока еще есть время. Сегодня и сейчас можно начать
благое дело своего спасения, сегодня и сейчас можно и нужно опомниться
среди унылой нашей и приблизительно духовной жизни, отвергнуться
себя, и хоть бы попытаться взять крест свой! А вдруг получится?
Вдруг удастся, не сразу, но шаг за шагом, начать одолевать путь
за Христом!
Господь
же наш, Который "приемлет последнего, как и первого; ...награждает
в одиннадцатый час пришедшего, так же, как и трудившегося с первого
часа ", милосердый Господь наш, я верю, помилует и спасет нас!
Аминь.