Неделя
4-я Великого Поста, прп.Иоанна Лествичника.
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Зачем
простому смертному недолгое время своей и так уж скудной жизни по
доброй воле оскудевать ещё более? Разве постятся “сыны чертога брачного”
(Мф.9.15)? Зачем утеснять плоть, и в течение более чем полугода
в общей сложности отказывать себе в том, что Богом дано на законном
основании? Или, может быть, тот, кто мяса не ест, только за это
получает гарантированный билет в Царство Небесное? Едва ли. Слишком
уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял
страшную смерть на Голгофе. А в самом деле, для чего мы постимся?
Не ради же стройной талии! И почему сегодня, посреди Великого поста,
в евангельском повествовании об исцелении бесноватого отрока Господь
неожиданно горестно и жёстко указывает нам, с одной стороны, на
наше предательство и лукавство и, одновременно, на поражающее воображение,
но всё же уникальное свойство постных подвигов – изгнание бесов?
Не для того же, чтобы научить нас при случае суметь воспользоваться
эффектной способностью.
Видимо,
всё-таки цель поста – иная. Понятно, что постимся мы, чтобы научиться
отказываться от того, что положено по закону, научиться добровольно
жертвовать собой, своими желаниями, своими интересами, своими удобствами.
Но и это умение приносить в жертву самих себя ещё не итог наших
усилий. Кажется мне, что главная цель постных ограничений – любовь,
способность забывать о себе, умение жить для других. Понятно, что
сразу, сходу этих вершин не достигнуть. Очевидно, что для совершенствования
необходимо начинать с малости. Вот такой малостью, таким началом
самопожертвования, такой школой любви и является пост.
Чтобы
убедиться в том, как мало мы умеем любить даже самых близких людей,
достаточно вспомнить самые простые, самые незатейливые житейские
ситуации. Очень уж часто бывает так, что в обычном разговоре, в
повседневном общении мы, неожиданно для самих себя и совершенно
того не желая, горько обижаем наших близких. Обижаем насмешливым
словом, ироническим взглядом, просто небрежностью. Мы же не хотели
обидеть! Чего же они обиделись? И тут же готов все объясняющий ответ:
всё от того, что очень уж они гордые! Слова им не скажи!
Или
вот ещё пример. Сколько раз каждый из нас сталкивался с ненавистью
и раздражением тех же самых близких, когда мы пытались говорить
им, непутёвым безбожникам, о вере и Церкви. Отчего это? Мы им о
добре, о смысле жизни, о Боге, а они – в ярость впадают. Ответ и
в этом случае тут как тут: это всё от того, что они, наши сродники
и знаемые, бесом противления одержимы, вот они и ярятся на наши
слова, полные благодати и истины…
Давно
замечено, что первый ответ, приходящий в голову, совсем необязательно
– правильный. Стоит подумать, стоит поразмышлять, стоит попытаться
найти ещё несколько вариантов объяснений этих обид, как становится
ясно: мы обижаем близких не обидными словами, а отсутствием в этих
словах любви, жалости, сочувствия. Оскорбляют не слова, а холодная,
надменная, чванливая душа. Её ведь ни улыбками, ни словами не замаскируешь.
Потому и неуспешна наша проповедь, потому и вызывают раздражение
наши призывы к покаянию, что делаются они с сомнительной высоты
самодовольной спеси. Мы не родственников своих спасаем, а собой
любуемся! А уж родные наши, чувствуя ложь всей этой проповеди, понятно,
не спешат бежать в храм.
Вот
вам и причина неудачи апостольской, описанной в сегодняшнем евангельском
чтении. Как дети обрадовались ученики Христовы своим новым способностям
и талантам: “Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили:
Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я
видел сатану, спадшего с неба, как молнию;… однакож тому не радуйтесь,
что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны
на небесах” (Лк.10.17,18,20). Не жалость к несчастному бесноватому
отроку руководила ими, не любовь и трепетное сочувствие, но представившаяся
возможность продемонстрировать всем свои новые ошеломительные способности.
Каждый
из нас хорошо знает, как по-разному можно произнести простое и ясное
слово “Покайтесь!” Самодовольный гордец так скажет, что иному захочется
плюнуть да и уйти. Святой Иоанн Предтеча тем же самым простым словом
собрал на Иорданском берегу целые сонмища, потому что его призыв
был растворён слезами любви и сочувствия к ним, заблудшим, к ним
несчастным, которые, как овцы, не имеющие пастыря, спрашивали его:
“что же нам делать” (Лк.3.10)?
Вот
почему впервые за всё время Своей проповеди Господь наш был так
горестно-резок со своими учениками, вот почему такие горькие слова
сорвались с Его пречистых уст: “о, род неверный! доколе буду с вами?
доколе буду терпеть вас?” (Мк.9.19), - не скорбь отца, не болезнь
несчастного бесноватого занимали их, а демонстрация собственного
могущества.
Вот
почему Господь говорит о посте и молитве. Ученики, начинающие свой
крестный путь, не способны ещё брать на себя чужую боль, принимать
в сердце чужую скорбь, им, помышляющим о том, чтобы сесть одному
по правую сторону, а другому по левую в Царстве Божьем (Мф.20.21),
ещё далеко до совершенства, поэтому Спаситель и говорит им о посте
и молитве. То есть о том, с чего начинается любое духовное делание.
Он говорит им о самой первой жертве, об отказе от скоромных яств
и таком же решительном отказе от пребывания в расслабленном покое
дремлющего ума. Наш Бог говорит им, Своим апостолам и нам, грешным,
о том, что начинать надо не со спасения других, а с простых, но
необходимых мер собственного спасения. Он говорит о лучшей и самой
надёжной школе любви и самоотречения, о посте и молитве. Аминь
25
марта 2001 г.
ОДЕРЖИМЫЕ
ДУХОМ НЕМЫМ .
Неделя
4-я Великого Поста, прп.Иоанна Лествичника.
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа!
Евангелист
Марк поведал нам сегодня о мальчике, одержимом «духом немым», который
повергал несчастного больного на землю, заставлял его скрежетать
зубами и цепенеть (Мк.9.17,18). Подробное описание страшных симптомов
этой жуткой духовной болезни ужасает и, как ни странно, одновременно
успокаивает: со мной, – думает каждый из нас, – при всех моих грехах,
ничего подобного не происходит, значит, и тяжкая духовная болезнь
– одержимость «духом немым» – мне покуда не грозит. Я здоров!
Видимо,
так же примерно рассуждали и апостолы, когда взялись врачевать несчастного
бесноватого: «и бесы повинуются нам» (Лк.10.17), – говорили они
с восторгом детей, получивших новую игрушку. А бес взял, да и не
согласился повиноваться! «Род неверный» (Мк.9.19) оказался одержим
тем же духом немоты и глухоты, и потому, конечно, не сумел произнести
слова, которое могло бы связать бесовскую злобу, парализовать бесовское
насилие. Оглушённые собой неверные ученики не услышали то, что сказал
Господь скорбящему родителю бесноватого отрока: «если сколько-нибудь
можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк.9.23). Они пропустили
мимо ушей и ошеломительный ответ несчастного отца, ответ-крик, ответ-исповедь,
ответ-молитву: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9.24).
Они, ближайшие ученики Христовы, в своей безупречной вере не сомневались,
а потому и потерпели поражение в схватке с бесом. Если бы не так,
им не было бы нужды вновь спрашивать своего Спасителя и Господа,
уже наедине, вдали от посторонних глаз и ушей: «почему мы не могли
изгнать его?» (Мк.9.28). Потому и не могли изгнать, что оказались
одержимы тем же «духом немым и глухим», потому и «удостоились» горьких
слов Христовых.
Не
обязательно, оказывается, испускать пену и скрежетать зубами, чтобы
понять, что сам одержим этим духом немоты и глухоты. Достаточно
просто не слышать ближнего, когда он молит о помощи. Потому и не
слышать, что слышишь только самого себя, и занят только самим собой.
Достаточно забыть, что молчание не всегда – золото, забыть, что
мы, христиане, по слову апостола Петра, постоянно должны быть «готовы
всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с
кротостью и благоговением» (1.Пет.3.15). При этом надо помнить,
что ответ этот недостаточно всего лишь сформулировать словами. Верующему
не в Бога, а в себя всё кажется, что должно же иметься в наличии
некое «волшебное слово», зная которое враз обратишь неверующего
атеиста, и сходу изгонишь любого беса.
Вот
почему, отвечая на вопрос о способе помощи ближнему, Господь напоминает
Своим ученикам о посте и молитве. И пост, и молитва – всего лишь
способы отказа от самого себя. Воздержание от пищи теряет смысл,
если постящийся по-прежнему, как и до постного периода, глух к страданиям
ближнего и нем, когда страждущий ждёт от него утешения и сочувствия.
Молитва – это ведь тоже отказ от собственных прав, скажем, на сон,
на отдых, на общение с друзьями. Молитва – это время принадлежащее
Богу, это период, когда собственно время-то и кончается, и в нашу
обезбоженную жизнь входит Вечность. Мы ведь ровно столько и принадлежим
Вечности, сколько покаянно и сокрушённо молимся Богу, потому что
остальное время короткой нашей жизни так или иначе мы тратим на
самих себя. Вернее сказать, на самую любимую, самую лелеемую часть
самого себя – на свою грешную плоть.
Молитва
и пост определённо и ярко напоминают, прежде всего, нам самим, что
состоим мы не только и не столько из соматических клеток, чья неизбежная
судьба – истлеть в небытии. Молитва и пост возвращают нас в реальность
Духа, который один наследует Вечность, который один нетленен и по-настоящему
реален. Поэтому и с духами злобы успешно может сражаться лишь тот,
кто научился отказываться от своих «законных прав» на отдых и еду,
на признательную благодарность и воздаяние по заслугам. Молитва
и пост – это то самое «отвержение себя» (Мф.16.24) о котором мы
с вами читали неделю назад, поклоняясь Животворящему Кресту нашего
Спасителя.
Вот
почему и молитва, и пост должны быть делом, безусловно, тайным,
ибо те, кто постятся и молятся так, что подвиги их становятся известны
всем, рискуют уподобиться фарисеям, о которых Господь наш сказал:
«все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют
хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят
предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия
в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!»
(Мф.23.5-7).
Сам
Господь, молящийся наедине (Мф.14.23), преодолевающий искушения
в иерихонской пустыне (Мк.1.13), запрещающий облагодетельствованным
разглашать о Нём народу (Мк.3.12), только однажды позволил восторженной
толпе возгласить Себе торжествующую «Осанну». Только однажды Он
возразил тем, кто хотел заставить замолчать ликующие крики: «Он
сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни
возопиют» (Лк.19.40). Мы знаем, чем всё это кончилось. Камни и на
самом деле возопили, когда «завеса в храме раздралась надвое, сверху
донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись;
и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении
Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф.27.51-53).
Вспомним
об этом «во дни печальные Великого поста», «свергнем с себя всякое
бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее
нам поприще» (Евр.12.1), не забывая строгого предупреждения нашего
Спасителя: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука
твоя не знает, что делает правая» (Мф.6.3). Только тогда есть надежда,
что «дух немой и глухой» покинет и нашу душу, и души тех, кто нам
дорог. Аминь.