Из первых же слов сегодняшнего Евангелия мы узнаём, что чувствовали,
что переживали ближайшие ко Христу люди, Его любимые ученики и апостолы,
когда шли с Ним вместе в последний Его путь в Иерусалим. Мы с изумлением
понимаем, что им было страшно: «Когда были они на пути, восходя
в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за
Ним, были в страхе» (Мк.10.32). Через много-много лет после описываемых
событий, видимо вспоминая эти дни, переживший всех своих собратьев
девяностолетний старец, апостол и евангелист Иоанн Богослов, напишет
в своём послании: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет
страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»
(1.Ин.4.18).
И,
в самом деле, чем, как ни страхом, можно объяснить эту суетливую
заботу о гарантиях, эти почти неприличные, на фоне только что проречённых
Спасителем откровений о Своей смерти, эти попечения о будущих наградах:
«Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону,
а другому по левую в славе Твоей» (Мк.10.37). Он им – об «избиении
и оплевании»; они в ответ – «о восседании во славе»!
И
всё же воздержимся от осуждения «несовершенных в любви» учеников!
Воздержимся, потому что и евангелист Марк и евангелист Иоанн сохранили
этот эпизод в своей памяти и записали в своих Благовествованиях
для нас, столь же несовершенных в любви, столь же, если не больше,
дрожащих от страха, столь же пекущихся о своих выгодах во дни, когда
пришло время «посещения твоего» (Лк.19.44), как сказал Господь о
Своём народе, во дни, когда заканчивается наше постное странствие,
когда мы, вместе со всей Церковью «восходим в Иерусалим», приближаясь
к Страстным дням.
И,
самое главное, воздержимся от лёгкого суда над трусливыми апостолами
ещё и потому, что и нам Пост дан был для того, чтобы мы научились
хоть чуть-чуть меньше заниматься своим телом, которое всё равно
истлеет, хоть на самую малость больше заботиться о своей вечной
и бессмертной душе. Реальным показателем того, как мы преуспели
в этом непростом труде души, может стать степень нашего бесстрашия,
или, по слову святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, наше
совершенство в любви. И вот спросим себя: правда ли, что мы смелее
и проще смотрим в будущее, не страшась завтрашнего дня, не опасаясь
его темноты и непредсказуемости, правда ли, что мы в результате
наших постнических трудов научились любить так, что способны забыть
о своих страхах, о своих печалях, о своих болезнях и обидах? Правда
ли, что в сердцах наших поселилась новая отвага, и мы теперь не
трепещем в ужасе за тех, кого любим, за самих себя, наконец, потому
что научились такому доверию, выросли в такую меру любви к Богу,
что примем от Него, всё что Он пошлёт нам для нашего спасения без
страха и без трепета?
Ведь
нам доподлинно известно, какая Жертва за нас принесена нашим Богом,
ведь мы и сами помним, и апостол Павел нам сегодня напоминает, что
«Христос, Первосвященник будущих благ,… не с кровью козлов и тельцов,
но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное
искупление» (Евр.9.11.12). Чего ж теперь бояться? Из-за чего дрожать?
А поди ж ты, и страшимся, и унываем, и печалимся так, как будто
не про нас эта великая Жертва, так, будто не нам сказано: «Всегда
радуйтесь» (1.Фес.5.16)!
Только
победившие свои бесконечные опасения, только преодолевшие рабскую
зависимость от ничтожных, в общем, но так цепко держащих нас, страхах
лишиться малого в жизни сей, только они способны, как преподобный
Иоанн Лествичник, память которого мы совершали неделю назад, или
как преподобная Мария Египетская, воспоминаниям о чьём небывалом
подвиге посвящено сегодняшнее богослужение, отказаться от всего,
что сладкими цепями сковывает душу, отринуть «запинающий нас грех»
(Евр.12.1), и, «взяв крест» (Мк.10.21), следовать за Христом, не
страшась и ужасаясь, но радуясь и ликуя.
Бесстрашие
– вовсе не оголтелая и вполне безумная решимость рвануться за Христом,
не помышляя о последствиях. Мы знаем печальный пример апостола Петра,
мы помним его решительно-бесстрашные слова: «если и все соблазнятся
о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф.26.33). И мы так же хорошо
помним, что произошло, прежде, чем прокричал петух. Но мы знаем
и другое: можно и трижды, и четырежды, и несметное количество раз
предать своего Господа. Предать из страха, предать из жадности,
предать, потому что трудно отказаться даже от малого в нашей не
такой уж благоустроенной и спокойной жизни. Предавать без счёта,
но однажды всё-таки остановиться, и без страха и сомнения уйти в
жуткую и безжизненную пустыню, не задавая себе и Богу вполне, казалось
бы, разумных вопросов: «А что я буду есть? А как я буду жить? Кто
защитит меня от диких зверей и лихих людей?». Уйти от греха, как
это сделала преподобная Мария.
Бесстрашие
– это доверие Богу. Бесстрашие – это такая любовь к Нему, когда
вслед за апостолом можно сказать: «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы,
ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина,
ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе
Иисусе, Господе нашем» (Рим.8.38,39).
И
сегодня, на грани страстных дней, напоминаем об ужасающихся и трепещущих
апостолах, шедших за Христом в Иерусалим, Церковь указывает нам
меру нашего духовного возрастания за время Великого поста: правда
ли, что мы победили наши страхи и усовершенствовались в любви? Нужны
ли нам, на самом деле, иные гарантии безопасности, чем те, которые
нам предлагает сегодня наш Бог: «чашу, которую Я пью, будете пить,
и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк.10.39). Аминь.
13 апреля
2003 г.
ЧАША, КОТОРУЮ НАМ ПИТЬ…
Неделя
5-я Великого Поста, прп.Марии Египетской.
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Умирающая
от тяжкой болезни женщина говорит своему духовнику: “Бог не помог
мне”. И священник молчит в ответ, потому что сердце его духовной
дочери, душа её так и не смогла вместить такую меру доверия Богу,
которая принимает всё, Им посланное, как благой дар, как залог Вечной
жизни. Священник молчит не потому, что слов нет. Он молчит потому,
что все слова давно сказаны, все семена посеяны, но взойти и окрепнуть
они так до сих пор и не смогли. Это не значит, что жизнь прожита
впустую. Всегда есть время, пока дышишь.
Вот
и разбойник благоразумный на кресте успел перед последним вздохом
попросить Христа о милости, о спасении. Попросил, и был спасён.
А вот апостолы Христовы, которые за три года странствования вместе
со своим Спасителем и Богом много чего повидали и, казалось бы,
многому должны были научиться, многое понять, просят Спасителя не
о милосердии, а о награде. Страшась и ужасаясь, на последнем, смертном
пути в Иерусалим, они, услышав горькие слова Иисуса о предстоящем
Ему испытании поруганием, избиением, оплеванием и, наконец, позорной
смертью на Кресте, они почему-то не восскорбели о предстоящей страсти,
они почему-то решили, что именно сейчас самое время попросить о
награде, о воздаянии за трёхлетнее служение Спасителю. “Смотри,
Господи, не забудь! Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону,
а другому по левую в славе Твоей” (Мк.10.37). Вот как! Ещё бесконечно
далеко до славы, ещё между просьбой этой и Царством Божиим, которое,
между прочим, “не от мира сего” (Ин.18.36), кровь и страдания, слёзы
и смертный пот, ещё услышат солдаты римской стражи на Голгофе хриплый
крик: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф.27.46),
а самые любимые, самые приближённые уже просят о награде. Им не
терпится.
Чего
же от нас-то ждать, если и самые лучшие ученики таковы? В чём упрекать
тяжко страдающую женщину? В том ли, что она, как и апостолы Иаков
и Иоанн, надеялась на то, что её молитва о помощи исполнится именно
так, как ей, бедной, представляется правильным и справедливым? Но
Царство Небесное – не удел, где реализуются честолюбивые мечты,
а жизнь наша – вовсе не место бесскорбного блаженства. Скорее наоборот,
из того, что сказал нам Христос мы знаем: “В мире будете иметь скорбь”
(Ин.16.33).
Вот
почему и Своих учеников, и, вместе с ними, нас, христиан, Господь
спрашивает сегодня: “Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься
крещением, которым Я крещусь?” (Мк.10.38). Можете ли вы разделить
со Мной муку и боль Креста? Захотите ли вы испить горькую чашу предательства
самыми дорогими и самыми близкими, да что там предательства! Захотите
ли вы пойти со Мною до конца, и оказаться в ситуации, когда станет
отчётливо ясно, что Бог вас оставил? Что больше вам надеяться не
на кого? Можете ли вы пить эту чашу? Можете ли вы не умереть от
отчаяния, оставшись без надежды?
Легко
ответить “можем” в тот момент, когда Господь спрашивает об этом,
гораздо труднее добровольно взойти на Крест. Не трудно оставаться
верным Христу, когда ни боль, ни страх, ни похоть, ни обида не терзают
твою душу и тело. Куда как труднее сохранить верность Богу в смертной
безнадёжности, куда как мучительнее подниматься из бездны очередного
падения. Подниматься, всякий раз наперёд зная, что как ни старайся,
всё равно придётся умереть одному, наедине со своими страхами, наедине
со своими страстями. И только одна надежда на то, что среди страхов
и тоски последнего пути, последнего “восхождения в Иерусалим”, Иисус
будет идти впереди нас, как Он шёл среди Своих учеников тем весенним
днём, потому что по слову апостола Павла: “Если же мы умерли со
Христом, то веруем, что и жить будем с Ним” (Рим.6.8). И вот, задача
жизни состоит в таком устроении души, чтобы, умирая на своём кресте,
чтобы оказавшись, подобно Ему, Иисусу из Назарета, в крайней богооставленности,
всё-таки не забыть о Нём, не отказаться от Него, но умереть, если
не во Имя Его, то, по крайней мере, с Его Именем, каким бы далёким,
каким бы недостижимым не представлялся Бог в этот момент.
Вот
почему Спаситель говорит нам эти страшные слова, которые едва ли
утешат малодушных, которые вряд ли подбодрят маловерных: “чашу,
которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете
креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не
от Меня зависит, но кому уготовано” (Мк.10.39,40).
Если
мы хотим воскреснуть, нам придётся понести Крест, но сколько бы
мы его не несли, надо помнить, что никто не может дать нам гарантий
спасения. Никто, ниже Сам Спаситель, не сможет упразднить для нас
подвиг веры, “Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему
служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”
(Мк.10.45), не рассчитывая при этом на благодарность этих самых
“многих”. И не только не рассчитывая, но и заранее зная, что эти
“многие” при всяком удобном случае отведут глаза в сторону и скажут:
“Не знаю Человека Сего, о Котором вы говорите” (Мк.14.71).
И
если мы хотим быть со Христом и в этом веке и в будущем, надо быть
готовым любить без надежды на взаимность, надо решиться служить
ближнему, не рассчитывая на благодарность, надо принять крестную
скорбь и жизни и смерти, не требуя гарантий и не ожидая награды.
Аминь.