Царь
вступает в свой город, как победитель и триумфатор. Ликующие горожане
встречают своего Царя, как освободителя, как оправдавшего надежды.
Вот они: слава, честь, победа! В восторге и торжествующей радости
они срывают с себя одежды и бросают под ноги Грядущего. Вездесущая
ребятня, которая всегда обо всём узнаёт первая, шныряет под ногами
взрослых, ничего ещё толком не понимая, но радуясь, но ликуя, но
восторгаясь вслед за отцами. Они пронзительно кричат это искрящееся
слово: “Осанна”, - может быть, не отдавая себе отчёт, чему это все
так радуются, но охваченные всеобщим ликованием, они вопят, как
вопят мальчишки всех времён и всех народов, когда мужественные воины
возвращаются с победой домой, когда некто, давно ожидаемый с радостной
вестью возвращается в свой город…
Античный
мир, как и наш современный мир, умел встречать героев. Строились
триумфальные арки, величественные и помпезные, улицы украшались
гирляндами цветов, толпы людей стекались к дороге, по которой, предшествуемый
колонной оборванных и израненных пленников, верхом на роскошной
колеснице, запряжённой кавалькадой коней, торжественно выступал
он – победитель и триумфатор, увенчанный лавровым венком славы,
ликующий и гордый.
Что
же произошло с глазами добрых иерусалимских жителей? Разве они не
заметили, что Царь и Мессия, Которого они так ждали, явился пред
ними не в торжественной тоге победителя, а в пыльном плаще странника,
разве не удивились они, увидев вместо кавалькады грызущих удила
арабских скакунов, серого вислоухого ослёнка с печальными глазами?
Вы только представьте: герой войны, генерал-победитель, въезжает
в ожидающую его столицу не на сверкающем лаком лимузине, а на… велосипеде.
Где же были глаза их? Воистину, сбылось над жителями славного города
Иерусалима давнее слово пророка Исайи: “И сказал Он: пойди и скажи
этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть
будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами
с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат
ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их”
(Ис.6.9,10).
Устами
русского святого, воина и схимника, благоверного князя Александра
Невского, сказалось то, чего не могли понять и принять иудеи, искатели
силы и славы земной: “ Не в силе Бог, а в правде”, - сказал наш
святой, потому что он понял, что не сила силу ломит, не горделивая
мощь победит мир, а любовь и жалость. Ибо правда не в способности
силой покорять других, но в желании, но в стремлении, но в решимости
за других умереть. Для того умереть, чтобы они, другие, жили. Господь
Вседержитель предстаёт иерусалимским жителям незлобивым и кротким.
Они-то ждали генерал-губернатора, а явился друг мытарям и блудницам,
врач душ и телес. Они-то надеялись, что Он изгонит врагов, освободит
землю от оккупантов, а Господь сказал им: “любите врагов ваших,
благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и
молитесь за обижающих вас” (Лк.6.27,28).
Вот
на чём преткнулись иудеи: они ожидали царя земного, а явился Царь
Небесный. Они надеялись удобно устроиться на земле, а Он позвал
их на Небо. Он всем Своим видом показывал им, что Царство Его –
не от мира сего, а им, видимо, ничего кроме этой земли не было нужно.
Есть,
всё-таки, существенная разница между теми жителями Иерусалима и
нами, христианами. Они заботились об освобождении и процветании
своего государства. Мы “едиными устами и единым сердцем” каждую
литургию исповедуем в слух всего мира нашу надежду на “воскресение
мертвых и жизни будущего века”, мы знаем, что человек в этом мире
– странник, а Отечество его на небесах. Нам известно, что хлеб насущный
– дар нашего Бога, а лакомства – выдумки сатаны. Потому нам не страшно
потерять земной комфорт, что никакие мягкие диваны, никакие достижения
цивилизации не могут насытить душу, ищущую счастья, то есть со-частия,
со-участия, со-причастия со своим Богом.
И
когда мы лишимся всего, что согревает нас здесь, на земле: общественного
положения, имущества, друзей, любимых и самой свободы, а мы рано
или поздно лишимся всего этого в любом случае, - так вот, тогда
никто не сможет отнять у нас надежды на вечную жизнь, которую обещал
нам Христос. И пока эта надежда жива в наших сердцах, нам не страшны
никакие штрих-коды и идентификационные номера. Вся эта шелуха современной
цивилизации имеет значение и ужасает лишь тех, кому есть, что терять
на земле. Но тем, чьё сокровище на Небе бояться нечего, как бы ни
стращали его профессиональные рассказчики страшилок, эти предтечи
антихриста. “Не бойся, только веруй” (Мк.5.36) Не бойся, христианин:
“Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле,
сыне подъяремной” (Мф.21.5). Благословен Грядый во имя Господне!
Аминь.
23
апреля 2000 г.
СЕ, ЦАРЬ ТВОЙ
ГРЯДЕТ
Неделя
6-я ваий, Цветоносная. Вербное воскресенье
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вот
и кончился Великий пост. Сегодня - канун Страстных дней, а через
неделю вся Церковь запоёт среди других ликующих пасхальных песнопений
и это: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся",
запоёт, не только отдавая дань древнему обычаю - крестить новообращённых
на Пасху, но, главным образом, напоминая верным, что облечься в
сияние славы Христовой, воссесть по правую и по левую сторону от
Христа в славе Его (Мк.10.37), как просили об этом апостолы, можно
только "крестившись", погрузившись в скорбь Страстей Господних,
в ужас богооставленности, в горечь "оплеваний и заушений".
Вот
почему Иисус плачет, глядя на Святой Град, плачет среди ликования
и радости народа Божия, плачет, потому что этот народ так и не понял
смысла и значения сегодняшнего события: Сын Человеческий шёл "на
вольную страсть", а они, было, решили - царствовать, как и
прочие "князи и сыны человеческия". Им не нужен был "журавль
в небе", им вообще было не до "неба" - столько дел
на земле! Потому-то они так и не узнали "что служит к миру"
(Лк.19.42), что им потребно для истинного спасения.
По
человеческим меркам прогнать, то есть, победить "полки чужих"
(Евр.11.34) можно только уничтожив этих самых "чужих".
Скажи кому, что для победы над врагом необходимо врага возлюбить
- на смех поднимет! Правда Закона не смогла вместить Правды Благодати,
как "ветхие мехи" не смогли вместить "нового вина"
(Мф.9.17).Потому же и "нищелюбивый" Иуда не понимает,
зачем такая расточительная трата мира. Ведь подумать: почти годовое
жалование наёмного работника можно было бы выручить за эту маслянистую
жидкость весом всего около полукилограмма, которую безумная, с его
точки зрения, женщина выливает практически на землю! Все соплеменники
этого хранителя денежного ящика, за исключением "малого стада"
(Лк.12.32) апостолов, потому и разразились злобными проклятьями,
потому и завопили вскоре "распни Его", что никак не могли
взять в толк: зачем Тот, Кто ещё вчера воскресил четверодневного
покойника, не хочет воспользоваться Своим могуществом, чтобы решить
проблемы государственные, проблемы освобождения целого народа от
чужеземного ига. Они ведь завопили "Распни!", когда поняли,
что их надежды не исполнятся, что Царь, въезжающий в Иерусалим на
вислоухом ослёнке, зовёт их не на пир победителей, а на мучительное
сораспятие, на покаяние, на погружение в скорбь Своего Крещения.
За
триста лет до ошеломляющего видения Константину Великому, когда
на небе он увидел знамение Креста Господня и слова "Сим победишь",
народу было явлено, что Сила Божия "совершается в немощи"
(2.Кор.12.9) и в немощи Креста! Непостижимым для современников шествием
Спасителя в Иерусалим верхом на ослике человечеству было открыто,
что не военным давлением, не вооружённым принуждением занимаются
этой "силой" города и страны, что, наконец, не сокрушающий,не
попирающий, не угнетающий чужую волю, но "претерпевший до конца"
будет торжествовать со своим Богом в Его Вечном Царстве.
"Друг
мытарям и грешникам" (Мф.11.19) остался верен Себе, да вот
беда: те, кто почитал себя достойнейшими, те, кто превозносился
десятиной "с мяты, аниса и тмина" (Мф.23.23) сочли Его
обманувшим надежды. Нет ничего обиднее для гордеца, чем оказаться
свидетелем краха своей излюбленной мечты. И виноватым у него, конечно,
становится не он сам, возмечтавший о земном величии, а Тот, Кто
эту горделивую мечту посрамил и уничижил. Они всё искали знамения,
они всё ожидали знака Его избранничества, доказательств царского
достоинства, а Он въезжает в город на осле, и, ожидавшие вождя,
понимают, что обознались: "искали землю, а встретили Небо".
Чего
ищем мы, ныне стоящие в храме? Успеха, бесскорбного жития, здоровья?
Разве не успели мы заметить за долгие или короткие наши церковные
годы, что чем ближе Господь, тем сильнее противостояние сил зла?
Тем мощнее, тем интенсивнее их напор? И это не удивительно. Что
диаволу стараться, когда мы и без всяких его усилий с головой погрязли
в грехе! Когда мы и так с руками и ногами принадлежим страстям?
Однако стоит только попытаться хоть на мгновение избавиться от их
насилующего контроля, как все силы ада восстают на нас, и в результате
те, кто ещё вчера кричал "осанна", ныне скрежещут зубами.
Недаром протоиерей Александр Ельчанинов заметил: "Только первые
шаги приближения к Богу легки; окрылённость и восторг... сменяются
постепенно охлаждением, сомнением, и для поддержания веры нужны
усилия, борьба...". Кто-то и начинает бороться, а кто-то -
почитает себя обманутым, "не получившим знамения", покинутым
на произвол судьбы.
Наш
Бог не обещал нам лёгкой жизни. Но именно потому, что мы хотим быть
с Ним, нам придётся "креститься Его крещением". Не забудем
об этом, когда испытания и соблазны встретятся на нашем пути на
Небо. Не станем обольщаться ложными надеждами, когда нам, не дай
Бог, запоют "осанну", но и не остановимся на нашем скорбном
пути, как не остановился Тот, с Кем мы входим ныне в Иерусалим.
Аминь.