Неделя 6-я Великого поста (ваий).
Вербное воскреснье
(Ин. 12, 1-18)
Вход Господень в Иерусалим
За
шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший,
которого Он воскресил из мертвых.
Пасха
в тот год совершалась в пятницу вечером; следовательно, пришествие
Господа в Вифанию за шесть дней до пятницы падает на предшествующую
субботу.
Там
(то есть в Вифании) приготовили Ему вечерю.
Его
вифанские друзья — Лазарь, Марфа и Мария — приготовили ее, конечно,
в своем доме, чему подтверждением служат следующие за сим слова,
что Марфа служила как хозяйка дома, а Лазарь был одним из возлежащих
с ним. Указание на Лазаря евангелист делает, несомненно, ради напоминания
о недавно случившемся великом чуде Господа, совершенном над Лазарем.
Мария
же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги
Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием
от мира. На Востоке был обычай возливать на почетных гостей миро,
и Иисус во время Своей земной жизни (по крайней мере, как сообщают
евангелисты) был трижды помазан миром на вечерях в разных домах.
Иуда
Искариотский, бывший также на вечери, сказал: Для чего бы не продать
это миро за триста динариев и не раздать нищим? Евангелист замечает,
что Иуда лгал, когда говорил так. Истинное же побуждение Иуды заключено
было в его сребролюбии. Иуда заведовал денежным ящиком в малом обществе
Иисусовом, и из подаяний, какие опускали в него, крал. Приношения
эти со стороны расположенных ко Господу лиц назначались на обыденные
нужды малого общества Христова, а равно для раздачи нищим...
Толпы
богомольцев, шедшие в Иерусалим на праздник Пасхи так же, как и
Иисус, узнав, что Он находится в Вифании, зашли туда, чтобы посмотреть
и послушать Его, а также и для того, чтобы увидеть воскрешенного
Лазаря, ибо слава о чудесном событии облетела уже далеко окрестности
Вифании. Многие, увидев Лазаря живым, уверовали в Иисуса, а старейшины
и представители синедриона еще более усилились в своей вражде к
Нему. Ослепленные злобою, они решили убить и Его и воскрешенного
Им Лазаря, дабы стереть даже всякие следы совершенного Иисусом Христом
чуда...
На
другой день после субботы Господь пошел в Иерусалим. Множество народа
(то есть, главным образом, пришедшие на праздник, а не жители Иерусалима,
которые были запуганы синедрионом и фарисеями) взяли пальмовые ветви
и пошли к Иисусу навстречу. Пальма на Востоке служит символом крепости
и красоты, ветви ее в руках — символ радости и торжества. Шествие
получилось очень торжественное. К Вифании шли огромные толпы вышедшего
навстречу из Иерусалима народа. Все восклицали: Осанна! благословен
грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна — собственно значит
“спаси, даруй спасение”. Это слово иудеи употребляли как народное
восклицание, выражавшее радость, особенно при празднествах; этим
народ изъявлял свою радость и благожелания Сыну Давидову, то есть
Мессии.
Иисусу
подвели осла и Он, воссевши на него, продолжал путь по дороге, усеянной
пальмовыми ветвями и покрытой одеждами народа...