История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

В е л и к и й  П о с т
"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..."

Слово в Вербное воскресенье о Входе Господнем в Иерусалим



Увеличить

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы вспоминаем торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, когда после воскрешения праведного Лазаря — а об этом чуде узнали уже многие жители Иерусалима — Господь со славой, при народном ликовании вошел во врата Святого града. И по сей день известно место, через которое Спаситель прошел в город. Сейчас городские стены там совершенно другие: они построены в XVI веке, но тем не менее, это место, называемое «златые врата», в них отмечено (ныне оно заложено камнем). Кроме того, совсем недавно, в конце XIX века, были проведены раскопки на Елеонской горе, стоящей между Вифанией и Иерусалимом, и найдены остатки той самой древней дороги, вымощенной камнем, по которой Спаситель спускался из Вифании и, при народном ликовании, шел в Святой град.

Как говорит Евангелие, толпа, бывшая со Спасителем, свидетельствовала, что Господь наш Иисус Христос вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо (ст. 18) — воскрешение четырехдневного мертвеца было событием столь необыкновенным, непостижимым и одновременно реальным и ощутимым, что народ с ликованием встретил Господа Иисуса Христа, воспевая и выкрикивая: «Осанна в вышних! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (ст. 13). Этот крик как бы невольно вырывался из сердец людей. Мы не знаем точно, кто так прославлял Спасителя, может даже и те, кто недавно относился к Нему враждебно. Но несомненно, что любящие Спасителя и верующие в Него восклицали так, а Его непримиримые враги не смели в это время даже возвысить голоса и высказывали свое неудовольствие тихо, потому что всеобщее ликование вызвало в них страх. Они боялись, что если скажут что-либо против Иисуса, народ возмутится, отринет их, и авторитет их окончательно упадет; может быть, боялись даже и физической расправы.

К сожалению, страх их оказался напрасен. Прошло совсем немного времени, и те же толпы народа, которые с такой славой и восторгом встречали Спасителя, теперь о Нем забыли или даже переменили свое настроение, поддавшись интригам и внушениям правящей партии фарисеев и архиереев. Те были лицемерами и из-за зависти желали избавиться от Господа, чтобы не лишиться почета и материальных выгод, которые они имели благодаря народному почитанию и уважению. Какие же размышления это у нас вызывает? Вот люди видят необыкновеннейшее, непостижимое чудо: воскрешен мертвый — четверодневный, плоть которого уже распадалась, в особенности если учитывать, что все это происходило в жарком климате Палестины. Казалось бы, слава этого чуда столь велика, что уже никто не должен сомневаться в том, что Иисус есть Сын Божий и действительно Царь Израиля — Царь духовный, вечный. Обычно бывает, что по окончании земной жизни одного государя престол занимает новый правитель. Члены одной династии, одного рода более или менее длинной чередой сменяют друг друга, пока и сама династия не сменится другой. Значит, никого из людей нельзя назвать истинным царем, например избранного народа Израиля (в то время избранным народом был еврейский, а ныне — всякий православный народ, будь то русские, румыны или греки. Православная Церковь есть новый Израиль). И этим чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос показал, что именно Он и есть истинный Царь Израилев — Царь вечный.

Но прошло совсем немного времени, все было забыто, и, может быть, та же самая толпа кричала Пилату: «Распни, распни Его» (Лк. 23, 21; Ин. 19, 6). Хотя Пилат больше думал о своем благополучии и карьере, но тем не менее, он не хотел наказывать столь очевидно ни в чем не повинного человека и желал все-таки отпустить Спасителя. Он стал возражать иудеям, говоря: «Я чист от крови Праведника Сего». Они воскликнули: «Кровь эта на нас и на детях наших» (см. Мф. 27, 24-25) — то есть призвали проклятие не только на себя, но и на своих потомков. Как же это объяснить: вера в величайшее чудо воскресения из мертвых, ведь Господь сотворил то, что никакой ученый, или мудрец, или государственный деятель никогда не мог сделать и не сделает, — и тут же забвение? Оказывается, веры только умственной еще не достаточно для нашего спасения.

В Евангелии есть и другой пример, когда человек, верующий в воскресение из мертвых, тем не менее оставался тяжким грешником, усугублявшим свои грехи все новыми и новыми согрешениями, и умер нераскаянно, — это Ирод. Услышав о чудесах, которые творили ученики Спасителя — а к этому времени Ирод уже казнил Иоанна Крестителя, — он с уверенностью сказал, несмотря на то, что ему пытались возражать: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому такие чудеса совершаются им и его учениками» (см. Мф. 14, 2; Мк. 6, 14-16; Лк. 9, 7-9). Конечно, Ирод ошибался — это ученики Спасителя творили чудеса. Но для нас показательно то, что он твердо верил в воскресение из мертвых, — и тем не менее эта вера никак не удерживала его от совершения беззаконий, в том числе и по отношению к Спасителю.

Понтий Пилат, желая снять с себя ответственность за суд над Спасителем и узнав, что Иисус родом из Галилеи и как бы является подвластным Ироду человеком, послал Спасителя к нему. Но Ирод, вместо того чтобы отпустить невиновного человека, проявил подобострастие по отношению к Пилату: до того времени они были в плохих отношениях и Ирод решил воспользоваться случаем, чтобы извлечь из происходящего политические выгоды и ради собственного блага и блага своего крошечного государства примириться с Пилатом. Он отослал Иисуса обратно к Пилату, не желая взять ответственность на себя и даровать Ему свободу, хотя бы просто поступить справедливо по отношению к совершенно невиновному человеку, пусть он даже и не считал Спасителя пророком.

Итак, мы видим, что вера в воскресение из мертвых ничего не принесла ни Ироду, ни евреям, уже не просто веровавшим, но даже знавшим, что Лазарь воскрешен из мертвых. Поэтому мы должны ужаснуться, посмотреть на себя и проверить, живем ли мы согласно своей вере в то, что Иисус есть пришедший в мир Сын Божий, Одно из Трех Лиц Пресвятой Троицы. Мы веруем в то, что Он пришел спасти грешников от их грехов и погибели, что Он явится и в последний день, когда все по Его зову восстанут из мертвых и Он будет судить каждого из нас по нашим делам. Мы верим, но наша вера нас как будто бы ни к чему не обязывает: не потому, что она ошибочна — умом мы веруем правильно, но потому, что сердце наше либо вовсе холодно, либо испытывает религиозный восторг лишь в какие-то мгновения, подобно тому, как происходило с евреями, современниками Спасителя. Проходит немного времени, этот восторг исчезает, и мы вновь погружаемся в суету.

Пусть на словах мы не отрекаемся от Господа, но своими делами показываем, что мы ничем не лучше людей неверующих, а подчас и хуже них. Наша вера настолько слаба, что может дать нам силы лишь для какого-то краткого религиозного взлета. Например, пришел праздник — Вербное воскресенье, Пасха или Крещение. Мы хотим приобщиться к святыням, которыми Церковь благословляет своих чад. Может быть, кто-то раз в году — в Великий пост — исповедуется, искренно кается и причащается. Но потом эта поднявшаяся волна небольшого религиозного взлета опадает, и человек испытывает душевное состояние, подобное тому, что моряки называют «мертвой зыбью»: нет никакого движения, никакого ветра, который бы наполнил паруса ладьи нашей души, чтобы она устремилась к Богу. Потому постараемся подчиниться нынешнему искреннему взлету нашей души и увлечься им.

Кроме того, мы должны иметь терпение и трудиться духовно. Все понимают, что такое лень, и общеизвестно, что трудолюбивого человека окружающие уважают, а ленивого — презирают. Но есть и духовная лень, которая обычно святыми отцами называется унынием: лень к молитве, к посещению храма Божия, к чтению Священного Писания и святоотеческих книг. Мы знаем, что все это нужно, но все откладываем, откладываем, откладываем эти занятия, и сами себя доводим до такого противоестественного душевного состояния, что уже и совесть перестает нас укорять, настолько к этому своему состоянию мы привыкаем. Душа наша окаменела. Однако это не значит, что мы не способны к покаянию. Даже и в таком состоянии мы обязаны себя заставить делать то, что положено, хотя бы нам и не хотелось.

Вы прекрасно понимаете, что в обыденной жизни не все делают то, что нравится, — не всякий занимается таким трудом, который ему по душе. Даже если мы исполняем какое-то любимое, приятное нам дело, то и тогда бывают периоды каких-либо трудностей, возникают препятствия, и в это время мы испытываем неудовольствие. Однако никто не бросает начатого предприятия, но доводит его до конца, потому что человек знает, что иначе он просто не получит хлеба насущного. Он трудится невзирая на то, нравится ему это или не нравится, и на то, что периоды удовольствия от труда сменяются неприятными ощущениями. Здравый смысл говорит ему, что это необходимо для содержания и его самого, и его семьи.

Такое же здравое чувство должно у нас быть и при духовном служении. Мы должны заставлять себя, хотя бы нам и не нравилось, трудиться духовно. Поэтому Спаситель и сказал: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» - по-русски, усилием берется, и употребляющие усилие приобретают его (см. Мф. 11, 12). Усилие нужно во всем: и в телесном, и в духовном. После падения первых людей Господь сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» (Быт. 3, 19). Мы видим, что эти слова сбываются на всех людях, и жить иначе нам не возможно, — и при своих духовных занятиях мы также должны проливать пот, пот духовный.

Преподобный Исаак Сирин премудро рассуждает, что Господь наш Иисус Христос, пролив кровавый пот во время молитвы в Гефсиманском саду, заменил пот телесных трудов потом молитвенным. И отныне для того, чтобы насытить свою душу небесными, духовными благами — благодатью Божией, мы должны также проливать молитвенный пот. Трудиться необходимо для поддержания не только нашего телесного существования, но и нашей духовной жизни. Иначе с нами может случиться то же, что произошло с иудеями, современниками Спасителя: после воскрешения Им праведного Лазаря они восторженно встречали Господа Иисуса Христа, когда Он входил в Иерусалим, а через некоторое время отвернулись от Него и впали в полное безразличие и равнодушие к Его судьбе. Некоторые из них, может быть, даже участвовали в том страшном осуждении Спасителя на смерть, когда толпа кричала Пилату: «Распни, распни Его!» (Лк. 23, 21; Ин. 19, 6).

Пилат желал отпустить Спасителя, сначала наказав Его, но иудеям этого было мало, они желали Ему смерти, и притом смерти мучительной и позорной. И мы так же: сначала приходим в религиозный восторг, а потом остываем и, пренебрегая заповедями Божиими, становимся распинателями Спасителя. Чтобы такого с нами не происходило, мы должны этот восторг, охватывающий нас в праздники, — а правильнее, эту благодать Божию, как бы простирающуюся из храма и привлекающую в Церковь даже тех, кто почти никогда не думал о вере, — сохранить и трудами укоренить в своем сердце. Вот тогда наша жизнь преобразится и мы, несмотря на свои греховные немощи, станем людьми искренно верующими, а не такими, которые сначала восторженно приветствуют Спасителя, а спустя немногое время совершенно забывают о том, как еще недавно с восторгом восклицал: «Осанна! Благословен Грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» (Мф. 21, 9; Мк. 11, 9-10; Ин. 12, 13).
Аминь.

Вернуться на первую страницу В начало страницы

Источник: "Ново-Тихвинский женский монастырь" г.Екатеринбург

Великий Пост.Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче... Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Неделя 6-я Великого поста (ваий).

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU