Слово в понедельник
первой седмицы Великого поста на повечерии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Великий
Канон преподобного Андрея Критского Иерусалимского сам по себе является
необыкновенной, возвышенной, богомудрой проповедью покаяния и образцом
высочайшего богомыслия. Преподобный Андрей на многочисленных примерах
из Ветхого и Нового Заветов показывает нам, как, размышляя над Священным
Писанием, мы можем находить бесконечное число образцов покаяния
и возвышенных уроков и деятельной, и созерцательной жизни. Но ради
нашей немощи, возможно даже ради того, что мы не совсем точно, правильно
понимаем церковно-славянский язык, остановим свое внимание только
на некоторых тропарях из канона преподобного Андрея Критского и
попытаемся объяснить их душеполезный смысл.
Во
второй песне Великого Канона преподобный Андрей говорит: "Согреших
паче всех человек, един согреших Тебе, но ущедри яко Бог, Спасе,
творение Твое". Когда святые отцы, подражая апостолу Павлу,
говорят о том, что они грешнее "паче всех людей", более
всех людей, то это вызывает в нас некоторое недоумение, - конечно,
если мы искренне, просто подходим к подобным их мыслям и чувствам,
к их душевному состоянию. Как может человек праведной жизни, думаем
мы, иногда даже такой, который творит многие великие чудеса (такими
были и апостол Павел, и многие преподобные отцы), считать себя грешным
более всех людей? Невозможно, чтобы такая мысль, такое чувство по-настоящему
в нем пребывали; он говорит это, как нам кажется, не от чистого
сердца, а лишь использует литературный прием. Человек не способен
искренне думать, что он один только согрешил и больше никто нигде
не грешил. Но вспомним поучения святых отцов, вспомним их душевное
состояние. Они понуждали себя к тому, чтобы на самом деле иметь
в душе такое ощущение, ибо понимали, что считать себя худшим всех
и даже единственным грешником на земле есть величайшая и нужнейшая
для нашего спасения добродетель.
Всем
вам известно, что отцы говорили о необходимости понуждать себя к
этой мысли. Конечно, не всякий способен сразу поднять столь тяжелый
груз, и к этому нужно подходить постепенно. В том, чтобы видеть
себя хуже всех людей и ниже всей твари, отцы полагали идеал монашеской
жизни. Вы знаете, что преподобный старец Силуан Афонский говорил
о себе: "Когда я умру, то душа моя сойдет во ад и я буду там
один плакать и искать моего Господа". Обратите внимание на
его слова: "я буду там один". Вам известен так называемый
помысел преподобного Антония Великого, который он перенял, ни много
ни мало, от простого кожевника, сапожника, жившего как будто бы
мирской суетной жизнью и притом стяжавшего глубочайшее смирение,
а ради него - великую благодать. Сапожник говорил: "Все в этом
городе спасутся за свои добрые дела, один я за свои грехи погибну".
И Антонию в откровении было сказано: "Ты совершил много подвигов
и немало имеешь добродетелей, но такого смирения, как у того кожевника,
у тебя нет". Тогда Антоний, который не брезговал учиться даже
у мирян, если видел в них что-то доброе, постарался перенять у кожевника
этот помысел и усвоил его себе. И с тех пор такую добродетель, такое
чрезвычайное смирение стали называть "помыслом Антония".
Преподобный Пимен Великий говорил о себе: "Поверьте, чада,
где сатана, там и я буду". То есть пытался уверить своих духовных
чад, которые смотрели на него с любовью, с благоговением и видели
в нем пример святости, и справедливо, что он столь же грешен, как
и сам дьявол, и что он будет там же, где дьявол. Вспомнив многие,
многие другие примеры чрезвычайного смирения, мы бы изумились, кбк
возможно человеку искренне так о себе думать? Конечно, мы можем
объяснить это просто: сказать, что это действие Божественной благодати
и что, когда благодать приходит в душу человека, она так смиряет
его сердце, что он даже сам часто не понимает, каким образом в нем
появляется и пребывает такое чувство. Известен эпизод, о котором
повествует преподобный авва Дорофей. Он был свидетелем беседы знаменитого
в те времена и в тех краях подвижника - преподобного Зосимы с одним
философом, или, как их тогда называли, софистом. Этот софист, человек
интеллектуальный, при помощи разума пытался постичь добродетель
смирения. Он спрашивает у Зосимы: "Как ты можешь считать себя
грешным, когда ты видишь в себе явные добродетели?" Тот не
смог ему ответить. Тогда преподобный авва Дорофей, присутствовавший
там, попытался выручить его и сказал софисту, что, когда у человека
в каком-нибудь деле появляется навык, он сам не в состоянии объяснить,
почему он совершает это дело тем или иным образом, почему у него
получается, допустим, что-либо в каком-то ремесле. Однако навык
у человека есть и он действует согласно ему. Так и смирение, приобретаемое
подвижником, не всяким может быть объяснено, но оно, как некий благодатный
навык в добродетели, присутствует в человеке, и он воистину является
смиренным, хотя и сам, возможно, этого не понимает. В приведенном
повествовании нет объяснения тому, как приходит смирение, но говорится
о другой существенной вещи: важно, чтобы смирение было не только
в уме, но, главное, - в сердце, в душе человека. Он должен быть
смирен потому, что сердце его смирилось; и не всякий способен объяснить,
какова причина смирения и откуда оно приходит, однако необходимо
его иметь. Есть люди, которые разбираются, например, в экономике,
много об этом теоретически рассуждают, в действительности же являются
всего лишь рядовыми сотрудниками в каких-либо экономических институтах.
И есть люди, которые не имеют никаких ученых степеней, но которые,
занимаясь делом, приобретают большое имущество и становятся богатыми.
Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Можно прекрасно отвлеченно
рассуждать, но не иметь добродетели смирения, и можно не понимать,
не уметь объяснить, как она появляется, но стяжать эту великую и
необходимейшую добродетель в своем сердце.
В
тропаре другой песни Великого Канона Андрея Критского есть слова,
вероятно до некоторой степени объясняющие, каким образом в душу
подвижника Христова приходит такое глубочайшее, искреннее смирение.
Андрей Критский говорит так: "Не бысть в житии греха, ни деяния,
ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших, умом и словом, и произволением,
и предложением и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда".
Когда мы читаем первые слова тропаря, нам кажется странным то, что
человек заявляет о себе: "Не бысть в житии греха, ни деяния,
ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших..." Мы думаем: "Как
же может человек согрешить всеми грехами, какими только грешат люди
на земле, и достигнуть самой великой злобы, какая только возможна?"
Но далее Андрей Критский поясняет, как это происходит: "...умом
и словом, и произволением, и предложением и мыслию, и деянием согрешив..."
Деяние, то есть дело, он ставит на последнее место. Быть может,
деянием (делом) и немного было сотворено, а вот умом, словом, произволением,
предложением и мыслью человек действительно способен сделать все
самое страшное, что происходит на земле. Мы знаем, что иногда к
нам приходят такие чудовищные, отвратительные мысли, что мы сами
смущаемся и приходим в ужас, но, если мы смогли это помыслить, значит,
в нас есть такая страсть. И, когда человек внимает себе, следит
за своей душой и при содействии благодати Божией, словно некоего
луча, некоторого света, проникающего в душу, начинает видеть все
то, что в нем происходит, тогда он, так же, как и преподобный Андрей
Критский, который не явился первым и каким-то исключительным человеком
в этом отношении, но уподобился многим другим подвижникам, в самом
деле понимает, что нет такого греха, какого бы он не сотворил умом,
словом, произволением, предложением и мыслью. От сознания, что в
нем живут все эти грехи и страсти, все чудовищное и бесконечное
изобретенное дьяволом зло, которому последовали люди, человек начинает
смиряться. Он начинает приходить в такое состояние, что уже не видит
в окружающих его людях никаких грехов, но он так поглощен созерцанием
этой бесконечной бездны зла, обнаруженной им в себе, что от всей
души может сказать, что он один согрешил - един согреших Тебе. Он
уже не замечает, что рядом кто-то не только по отношению к нему
делает что-либо плохое, но даже совершает что-то злое вообще, в
принципе. И от этого осознания, от этого опыта он действительно
приобретает такое душевное расположение, что может сказать: "Согреших
паче всех человек и един согреших Тебе..." Нужно лишь помнить,
что такое познание самого себя приходит не только при помощи нашего
собственного понуждения, но, в особенности, при содействии Божественной
благодати, и, как правило, это бывает постепенное духовное изменение,
а не какое-то молниеносное открытие и мгновенное перерождение человека.
Ведь, если бы не было утешающей и укрепляющей человека благодати
Божией, никто не смог бы выдержать этого страшного зрелища - своей
бесконечной греховности, того ада, который видит в своей душе подвижник,
всеми силами, с чрезвычайным напряжением стремящийся исполнить всякую
заповедь. Потому преподобный Андрей Критский тропарь этот заканчивает
словами: "...но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое".
Да, он считает себя грешнейшим паче всех людей, более того, единственным
грешником, но в то же самое время надеется, что Бог его ущедрит,
- не потому, что он имеет какую-либо заслугу перед Ним, а потому,
что он - Его творение. Аминь.