Слово в четверг
первой седмицы Великого поста на повечерии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В
четвертый день Великого поста мы читали последнюю часть канона преподобного
Андрея Критского. И сегодня, по обыкновению, также остановимся лишь
на двух тропарях, из второй и третьей песней канона. Преподобный
Андрей говорит и размышляет так: «Столп умудрила еси создати, о
душе, и утверждение водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель
удержал советы твоя, и низвергл на землю ухищрения твоя». Здесь
он сравнивает свое душевное состояние со столпом, то есть с вавилонской
башней. И не только свое, но и, конечно же, каждого читающего или
слушающего канон, ибо у всех нас одна природа, общее для всех падение,
а грехи человеческие столь подобны и близки, что тот, кто проник
в сущность человеческой жизни, в смысл грехопадения и уклонения
от заповедей, может говорить от лица всякого человека. И слова эти
окажутся более искренними, чем если бы сам неопытный в духовном
отношении человек попытался сказать что-либо о своем внутреннем
состоянии. Итак, преподобный Андрей Критский сравнивает здесь свое
душевное состояние со столпом. «Столп умудрила еси создати, о душе,
и утверждение водрузити твоими похотьми». То есть уподобилась древним
людям, которые еще до вавилонского смешения решили построить башню,
чтобы посредством этого деяния, казавшегося им великим, создать
себе имя, прославиться и перед самими собой утвердиться, как говорят
- чтобы чувствовать себя что-то собой представляющими. Иначе говоря,
эти люди через свое, как нам теперь кажется, безумное, неосуществимое
действие искали самоутверждения. Сейчас мы смотрим на это событие
как бы с насмешкой, оно представляется нам до такой степени странным
и нелепым, что мы даже сомневаемся в самой его действительности.
Мы или колеблемся, или вовсе его отрицаем, или считаем, что повествование
о вавилонском столпотворении представляет собой некую притчу: невозможно,
чтобы все человечество того времени (практически все, за исключением,
может быть, немногих благоразумных людей) желало совершить такую
вещь - построить башню до самых небес. Но мы немногим удалились
от тех людей. И Господь, видя таковое наше душевное устроение, расположение
к подобного рода злым делам, разделил народы, чтобы не позволить
осуществиться нашим намерениям. Действительно, мы легко объединяемся
для совершения злых и безумных поступков, а когда дело касается
чего-либо доброго, то и два человека с трудом находят между собой
согласие. Если бы сейчас человечество соединилось, то опять соединилось
бы на злое. Пусть это была бы не Вавилонская башня, а какое-нибудь
другое безумное действие, какие-то иные неосуществимые планы. Например,
наш ученый, правильнее сказать мечтатель, - Циолковский задумывался
над тем, как освоить космическое пространство. Вот ради чего люди
пытаются соединиться, хотя на самом деле вещь эта совершенно неисполнимая
и ненужная. Можно было бы найти много других примеров - из общественной
и политической жизни, из экономики, из научной деятельности, из
искусства, - когда люди соединяются на злое и пытаются совершить
некий безумный поступок - что-то абсолютно невероятное. Современникам
тех людей кажется, что еще чуть-чуть и им удастся осуществить свой
замысел, например построить справедливое общество, но через одно-два
поколения все это выглядит уже смешным и нелепым. Потому не будем
слишком скептически относиться к повествованию о сотворении вавилонской
башни. То, что сейчас, с точки зрения наших познаний, кажется нелепым,
людям того времени, обладавшим и соответствующими знаниями, казалось
весьма вероятным и возможным.
Но
какое отношение все это имеет к нам, к душе каждого человека? Мы
также желаем исполнить какие-то свои греховные, безумные планы и
намерения и прикладываем к тому огромные усилия, крайне напрягаем
свои силы, для того чтобы осуществить их. Нам кажется, что вдохновляют
нас какието благие мысли, а на самом деле - страсти и похоти. Похоти
не в узком смысле слова, а в широком: всякую страсть, всякое чувство,
каким мы не в состоянии владеть, - будь то гнев, тщеславие, другие
страсти (а не только блудная) - можно назвать похотью. И мы, движимые
этими чувствами, совершаем безумный поступок, для того чтобы исполнить
свое греховное желание. Причем мы облекаем эти чувства в какую-
то приличную, иногда даже возвышенную, форму и таким образом лукаво
скрываем то, что это страсть, и выдаем ее, сознательно или бессознательно,
за какое-то чуть ли не вдохновение. Подчас мы создаем целый проект:
когда хотим удовлетворить не один только порыв какой-то страсти,
мы строим огромные разработанные планы, и, чтобы их осуществить,
нужно предпринять много разных действий. Проходит немного времени
и мы отрезвляемся, поскольку Господь не допускает, прежде всего
ради нас самих, исполниться этим нашим желаниям - нелепым и вредным.
Но мы начинаем думать, что это мы благоразумно поступили, отказавшись
от своего злого замысла. На самом же деле нам не позволил осуществить
его промысел Божий - ради нашего спасения, ради того, чтобы мы не
погрязли в грехе окончательно. И то, что в древности пытались совершить
все люди вместе, сейчас стремится сделать каждый из нас. И мы бы
действительно предприняли тот или иной безумный поступок и погубили
бы себя, если бы… как говорится в этом тропаре, аще не бы Зиждитель
удержал советы твоя (то есть «замыслы твои», «твои планы», «намерения»,
названные здесь советами), и низвергл на землю ухищрения твоя. Когда
произошло вавилонское смешение и люди перестали друг друга понимать
(поскольку появились разные языки), они не смогли исполнить то,
что хотели, что внушал им вождь совершавшегося в то время действия
- Нимрод, но разошлись в разные стороны и расселились по всей земле.
Тогда и возникли национальности. Такое же непонимание происходит
и внутри нас: одно чувство как будто бы ясно подсказывает нам, чту
необходимо делать, а другая мысль или страсть борется с ним, и мы
ничего не можем довести до конца. Потом же мы ставим себе в заслугу,
что удерживаемся от греха, от зла. Если бы Господь не расстраивал
наши планы, сколько зла мы бы наделали! Сколько вреда принесли бы
и другим людям, и себе! В какую бы бездну зашли, и никто нас от
нее не спас бы. Мы должны помнить об этом и сознавать это. Каяться
в этом и благодарить Бога за то, что Он не дает осуществиться нашим
неразумным, душевредным, пагубным, прежде всего для нас самих, планам.
Есть
в каноне еще один тропарь, где говорится о столпе, но уже о другом.
Если в том, какой я пытался только что объяснить, речь идет о столпе
вавилонском, о Вавилонской башне, то в тропаре из третьей песни
канона - о столпе сланом. «Не буди столп сланый, душе, возвратившися
вспять, образ да устрашит тя содомский, горй в Сигор спасайся».
Здесь преподобный Андрей напоминает о жене Лотовой. Сам Спаситель,
когда говорит о кончине мира, для всех нас приводит этот пример
из древней-древней истории. Он говорит: «Поминайте жену Лотову»
(Лк. 17, 32). Почему мы должны вспоминать ее? В чем для нас заключается
пример? Пример этот - отрицательный. Пример того, чего ни в коем
случае нельзя делать. Когда Лот со своей женой и дочерями был выведен
из Содома, на город пал огненный дождь. И Лоту, и его родственникам
было сказано, чтобы они не смели оглядываться назад, и они исполняли
приказание выводивших их ангелов, только жена Лотова оглянулась.
Оглянулась не потому, что жалела погибавших там людей, или по какой-либо
другой извинительной причине, а потому, что ей жаль было того благополучия,
той роскоши, той городской жизни и земных наслаждений, которые они
оставили вместе с Содомом. И вот, с сожалением оглянувшись, она
превратилась в соляной столб, то есть окаменела - в самом буквальном
смысле слова. Мы не можем объяснить это явление: чудесное ли оно
было или чисто физическое, но даже в четвертом столетии по Рождестве
Христовом некоторые духовные писатели, бывшие в Палестине, видели
этот соляной столп, и им указывали, что это - окаменевшая жена Лота.
Итак, Спаситель предостерегает нас, чтобы мы не оглядывались назад.
Когда мы убегаем, уходим от греха, может быть даже с явной помощью
Божией, пусть мы чуть ли не силой спасаемся от погибели, не будем
оглядываться и сожалеть о том, что мы оставляем. Ведь если Лот еще
до какой- то степени был сознательным и бежал из Содома потому,
что верил ангелам, то и жена, и дочери делали это исключительно
из послушания своему мужу и отцу, совершенно не понимая, чту происходит.
Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять, то есть «обращаясь
и разглядывая то, от чего ты отреклась». Потому что, когда мы оглядываемся
и сожалеем об этом, тогда в нашу душу сходит ужасное свойство -
каменносердечие, мы становимся безразличными и бесчувственными ко
всему духовному. Из Содома мы как будто бы вышли, но ничего не можем
обрести - душа наша неподвижна и не способна воспринять в себя что-либо
духовное. В таком положении она и остается: и до Сигора - того места,
где спасся Лот от гибели содомской, - не дошла, и Содом оставила.
То есть она ничего не получила от своего бегства. Потому не будем,
с одной стороны, слишком хвалиться тем, что мы избегаем каких-то
грехов, так как по большей части нас не допускает впасть в них промысел
Божий, и в то же самое время не будем оглядываться назад, не будем
сожалеть об оставленном нами, потому что иначе бегство от мира,
отречение от мира, от грехов и мирских страстей не принесет нам
никакой пользы.Аминь.