“Лучше
один раз увидеть, чем сто раз услышать”, – говорит нам пословица.
“Вера от слышания” (Рим.10.17), – утверждает апостол Павел. Не лжёт
пословица, прав и апостол. Сам Господь наш Иисус Христос, когда
хочет указать на помрачение ума человеческого, замечает: “Имея очи,
не видите? имея уши, не слышите?” (Мк.8.18), - ясно давая понять,
что прежде рассуждений и умозаключений необходимо просто и смиренно
вглядеться и вслушаться в Божий мир, в удивительный Образ Создателя,
который в этом тварном мире отразился. Потому что, если у нас достанет
ума и благодарности аплодировать таланту и мастерству человека,
то “кольми ж паче” стоит восхищаться совершенством и красотой тварного
мира, который понятным всякому языком повествует о Творце: “Ибо,
что можно знать о Боге,… Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная
сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений
видимы” (Рим.1.19,20).
Бога,
Которого “не видел никто никогда” (Ин.1.18), каждый может увидеть,
взирая на дивное совершенство мира: на небо и звёзды, на реки и
деревья, на радость любви и на чудо прощения. Лик Божий отобразился
и в зримых нами лицах святых Божиих человеков, и даже в лице каждого
грешника, если и когда он молится и прощает, отказывается от своих
законных прав из жалости к ближнему или просто наблюдает за младенческой
вознёй. “Пойди и посмотри” (Ин.1.46), - как говорит апостол Филипп
Нафанаилу. Пойди и посмотри, и ты увидишь за частностями быта, за
повседневными скорбями, за морщинами и немощью плоти, ты увидишь
блистающий Лик Христов. Этот Лик сияет нам не только с полотна Туринской
Плащаницы, чудесно сохранившегося для грядущих поколений, не только
с дивных икон, написанных великими мастерами-боговидцами. По утверждению
апостола Павла, образ Божий, “вечная сила Его и Божество” явлены
нам в каждой былинке, в каждом изумительном кристаллике снега и,
уж конечно, в каждом человеке, сотворённом по образу и подобию Божию.
Язычники
и люди от Церкви далёкие, созерцая прекрасный мир, их окружающий,
впадают в горестную ошибку, в тягостное заблуждение. Все они совершают
вольную или невольную подмену: одни упрекают православных за то,
что мы, якобы, молимся деревянным раскрашенным доскам, а другие
и сами покланяются твари вместо Творца, обожествляя всякую былинку
и бабочку или сам принцип порядка и гармонии, который они называют
важно и загадочно Космосом. Всё это от того, что наши пристрастные
судьи не хотят видеть разницы между Богом и образом Божьим и, конечно,
ещё и от того, что в их скорбные головы не вмещается великая истина
Боговоплощения. Бог и образ Божий – не одно и то же, как не одно
и то же я сам и моё отражение в зеркале. И если в человеке подлинно
“нет лукавства”, как не было его в Нафанаиле, то он, конечно, увидит
истину о Творце, отражённую во всём творении, как увидел простодушный
израильтянин в страннике из Назарета “Того, о Котором писали Моисей
в законе и пророки” (Ин.1.45).
Но
если для того, чтобы, увидев творение, признать, что у него есть
творец, достаточно быть простодушным и честным, то уверовать в воплощённого
Бога много труднее. Для этого необходимо смирение гордого ума, покорная
готовность согласиться с непостижимым и, наконец, то что апостол
Павел назвал “уверенностью в невидимом” (Евр.11.1), то есть вера.
Только
потому, что “Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати
и истины” (Ин.1.14), только потому, что Бог “уничижил Себя Самого,
приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став
как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти
крестной” (Флп.2.7,8), только потому, что все эти удивительные вещи,
о которых мы читаем в Евангелии, следует понимать буквально и точно,
только потому, что Бог стал человеком, – каждый человек может спастись,
может жить вечно, может не бояться смерти во веки!
При
всей важности проблемы, которую Церковь решила, победив иконоборческую
ересь, торжествует она не столько потому, что её враги оказались
посрамлены, а иконы вновь водворились в православных храмах. Настоящее
торжество Православия совершается ежедневно и ежечасно: народ Божий,
святая православная Церковь свидетельствует самим фактом своего
бытия, своей верой, своим Преданием, своими иконами истину Воплощения
Божия. Церковь торжествует, созерцая совершенство Творца, отразившегося
в твари.
Для
атеиста небо пусто. Для язычника Бог высок и далёк, и к Нему нельзя
прикоснуться с доверчивой надеждой. Для нас, православных христиан,
по неложному обетованию нашего Спасителя небо отверсто и Ангелы
Божии восходят и нисходят к Сыну Человеческому (Ин.1.51). Аминь.
4 марта 2001 г
ПОБЕЖДАЮЩИЕ ЦАРСТВА.
Неделя 1 Великого Поста, Торжество православия.
Во
имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы
отправились в странствие Великого поста не для того, чтобы поставить
рекорды пощения и таким образом прославиться. Мы возложили на себя
«легкое бремя» (Мф.11.30) постных трудов не затем, чтобы доказать
окружающим свою способность воздерживаться от скоромных яств, чтобы
утвердиться в горделивой самооценке. Мы празднуем сегодня Торжество
Православия, отчётливо сознавая, что сила Божия «совершается в немощи»(2.Кор.12.9).
Конечно же мы помним о том, что нашу Вечную и Святую Церковь строили
те, которых хоть и не был достоин целый мир, но каковые, тем не
менее, «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли»
(Евр.11.38), и так же, как и их Божественный Учитель, не имели,
«где приклонить голову» (Мф.8.20). Мы стремимся не превозноситься
«чрезвычайностью откровений»(2.Кор.12.7), но надеемся свергнуть
с себя «всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением… проходить
предлежащее нам поприще» (Евр.12.1), потому что великая и вечная
наша цель – не доказательство собственной правоты, а обретение Того,
о Ком Филипп сказал Нафанаилу: «пойди и посмотри» (Ин.1.46).
Для
того, чтобы «посмотреть» нет нужды ехать за тридевять земель, для
того, чтобы обрести Бога едва ли необходимо перечитывать сотни книг.
Такие попытки совершались в прошлом, совершаются и теперь, но не
книжная мудрость и не дальние паломничества дарят человеку радость
обретения Бога, а чистое сердце и смиренный ум. Простота и отсутствие
лукавства позволили Нафанаилу первому из рода людского исповедать
Богом Того, Кто Сам Себя именовал Сыном Человеческим: «Равви! Ты
Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин.1.49). И, напротив, горделивая
спесь и самодовольная уверенность в собственной правоте и непогрешимости
были основанием всех нестроений, всех церковных расколов, всех бесчисленных
ересей, терзавших тело Церкви Христовой.
Церковь
побеждала, когда верные её чада, по слову апостола Павла, которое
мы слышали сегодня за литургией: «были побиваемы камнями, перепиливаемы,
подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих
кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр.11.36,37). И так
же как «сила Божия»(2.Кор.12.9) совершалась в немощи, так же как
победа Христова, по слову Златоуста, «воссияла из гроба», так же
и Православие торжествует свою победу всякий раз, когда, несмотря
ни на какие внешние неудачи, не взирая ни на какие кажущиеся поражения,
не отчаиваясь во время гонений и испытаний, когда всякий раз хотя
бы «двое или трое» (Мф.18.20) собирались вместе во имя Христово.
Но
стоило только совершить подмену и поставить во главу угла не «камень,
который отвергли строители»(Мф.21.42) – Христа Спасителя, а свои
собственные интересы: экономические, политические, национальные,
как община, прежде бывшая частью, членом Тела Христова, превращалась
в еретическое сообщество, которое заботиться не о Правде Христовой,
а о своей правоте, в котором побеждает не Христос, а человеческая
гордыня, где торжествует не православие, а высокомерная спесь и
чванство.
Разве
ликующие победители добровольно лишают самих себя плодов победы?
А мы, христиане, – отказываемся не только от скоромной пищи, но
почитаем «поругания и побои, а также узы и темницу» (Евр.11.36),
о которых напоминал нам сегодня апостол Павел, способом «подражания
Христу» (1.Кор.4.16). Для того, чтобы понять, что такое победа Христа,
что такое торжество Православия не обязательно быть избитым в кровь,
но обязательно «отвергнуться себя»(Мф.16.24), обязательно отказаться
от всего, что приятно тешит самолюбие, что сладостно ласкает гордыню,
от всего, что привязывает нас к земле и разлучает с Небом!
Эка
доблесть – мяса не есть! Да за всю долгую историю человечества столько
явилось миру вегетарианцев, которые умудрялись при всей своей жалости
к животным быть отменными людоедами (вспомнить хотя бы Гитлера),
что сама идея отказа от мясной пищи может вызвать ироническую усмешку.
И, однако, мы отказываемся от скоромных трапез. Отказываемся не
для того, чтобы надмеваться собственным постным усердием, но для
того, чтобы, научившись быть «верным в малом»(Лк.16.10), достичь
когда-нибудь и верности Христу в главном: в искании «Царства Божия
и правды Его»(Мф.6.33). Но как невозможно ступить сразу на седьмую
ступень, миновав первую, так невозможно «побеждать царства»(Евр.11.33),
не одержав победу над собственными похотями.
Вот мы и постимся, чтобы победить себя. Вот мы и ограничиваем законные
желания собственной природы, чтобы не забывать о том, к чему мы
призваны нашим Богом. А призваны мы Святою нашей Православной Церковью
следовать за Тем, Кто Сам о Себе свидетельствовал: «Я есмь путь
и истина и жизнь»(Ин.14.6)! И для того, чтобы верно и прямо следовать
за Господом будем помнить слова Его первоверховного апостола, которыми
он напутствует нас сегодня: «Посему и мы… свергнем с себя всякое
бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее
нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который,
вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление,
и воссел одесную престола Божия» (Евр.12.1,2). Аминь.