Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
(Ин. 1, 43-51)
Ныне
евангелист Иоанн повествует нам о призвании Господом Иисусом Христом
Филиппа и Нафанаила в число Своих учеников.
Филипп,
полагают, был ранее учеником Иоанна Крестителя и потому оказался
настолько подготовленным к вере в Иисуса Христа, что достаточно
было одного слова Спасителя: Иди за Мною,— чтобы он последовал за
Христом. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того,
о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова,
из Назарета.
Нафанаил
сначала выразил сомнение, чтобы из Назарета могло быть что-либо
хорошее, но как только увидел в Иисусе Христе дар прозрения и всеведения,
тотчас исповедал Его Царем Израилевым. Христос похваляет веру Нафанаила
и как бы в награду дает обетование: Отныне будете видеть небо отверстым
и Ангелов Божиих .восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Этим Христос дает понять Своим слушателям, что они отныне будут
созерцать в Нем как Сыне Божием, ниспосланном на землю ради спасения
людей, неисчерпаемый источник чудотворений, приносящих небесную
помощь человечеству. Себя Он называет Сыном Человеческим применительно
к пророчеству Даниила, где пророк изображает бывшее ему видение
Мессии под образом Сына Человеческого, идущего на облаках небесных
(Дан. 7, 13). Этим Господь Иисус Христос, с одной стороны, выражает
мысль, что Он есть истинный Человек, а с другой — говорит о Себе
как о Мессии.
Итак,
Христос ясно Сам говорит о Себе, как о Мессии, и Нафанаил, не колеблясь,
исповедует: Равви! Ты Сын Божий.
Между
тем, нынешние рационалисты и сектанты рационалистического толка
истолковывают это Христово наименование Себя Сыном Человеческим
в прямом смысле: по естественному человеческому происхождению. Но
мы, скорбя об их заблуждении, будем твердо, во веки веков, исповедовать
Христа, как и Нафанаил, истинным Сыном Божиим, пришедшим спасти
род человеческий.
Так
и в первые века христианства умы многих христиан, подобно Нафанаилу,
смущались тайной воплощения Сына Божия. Каким образом Бог мог стать
Человеком? Как в Иисусе Христе Божество могло соединиться с человечеством?
И древние еретики, как и новые, своими лжеучениями пытались ниспровергнуть
Евангельское благовестие о Лице Господа Иисуса. Так, некоторые из
них стали признавать Иисуса Христа простым человеком,— и самое воплощение
Сына Божия, о котором мы читаем в Евангелии (Ин. 1, 1— 14; 1 Тим.
3, 16 и др.), понимали уже не в том смысле, что Бог Слово, или Сын
Божий стал плотию, стал Человеком, а что лишь человек Иисус получил
Божескую силу и стал Христом, Спасителем мира.
Будем
же со Святой Соборной Апостольской Церковью православно исповедовать
Господа нашего Иисуса Христа: “Верую... во Единого Господа Иисуса
Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде
всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна,
несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и
нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята
и Марии Девы, и вочеловечшася”.