История Храма ШколаФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Книги ПроповедиБогослужебные текстыЖития святыхРазное

Максимилиан Волошин (1877-1932)

СВЯТОЙ СЕРАФИМ

Пролог

« ...Когда я говорю о Боге, — слова,
как львы ослепшие, что ищут
источника в пустыне...»

У ступеней Божьего Престола
Волнами гудящих ореолов
Бьет ключом клокочущая бездна...
На закатах солнц в земных пустынях
Так кипят рубиновые ветры
Устремленных к солнцу облаков.
А когда стихают ураганы
Песнопений ангельских и хоров,
То со дна миров, из преисподней
Слышен еле различимый голос
К небесам взывающей Земли :
«Тайна тайн непостижимая,
Глубь глубин необозримая,
Высота невосходимая,
Радость радости земной!
Торжество непобедимое,
Ангельски дориносимая
Над родимою землей,
Купина неопалимая!
Херувимов всех честнейшая
Без сравнения славнейшая
Огнезрачных Серафим,
О, чистилище чистейшее!
Госпожа всенепорочная,
Без истленья Бога родшая
Незакатная звезда!
Радуйся, о Благодатная !
Ты молитвы влага росная
Живоносная вода!
Ангелами охраняемый,
Цвет земли неувядаемый,
Персть, сияньем растворенная,
Глина, девством прокаленная,
Плоть, рожденная сиять,
Тварь, до Бога вознесенная,
Диском Солнца облаченная,
На серпе луны взнесенная,
Приснодевственная мать !
Ты покров природы тварной
Свет во мраке, пламень зарный
Путеводного столба!
В грозный час, когда над нами,
Над забытыми гробами
Протрубит труба,
В час великий, в час возмездья,
В горький час, когда созвездья
С неба упадут,
И земля между мирами,
Извергаясь пламенами,
Предстанет на суд,
В час, когда вся плоть проснется,
Чрево смерти содрогнется,
Солнце мраком обернется,
И, как книга, развернется
Небо на-двое,
И разверзнется пучина,
И раздастся голос Сына :
« О, племя упрямое !
Я стучал — вы не открыли,
Жаждал — вы не напоили,
Я был наг — вы не одели... »
И тогда ответишь Ты :
«Я одела, Я кормила,
Чресла Богу растворила,
Плотью нищей дух покрыла,
Солнце мира приютила
В чреве темноты».
В час последний, в тьме кромешной,
Над своей землею грешной
Ты расстелишь плат —
Надо всеми, кто ошую,
Кто, во славе, одесную
Агнцу предстоят.
Чтоб не сгинул ни единый
Ком пронзенной духом глины
Без изъятья, — навсегда,
И удержишь руку Сына
От последнего проклятья
Безвозвратного суда ».
Со ступеней Божьего Престола
Смотрит вниз, на землю, Богоматерь .
Под ногами серп горит алмазный,
А пред Нею кольчатая бездна
Девяти небесных иерархий :
Ангелы, Архангелы, Архаи,
Власти, и Начала, и Господства,
Троны, Херувимы, Серафимы...
Дышит бездна, разжимаясь и сжимаясь ,
Поглощая свет и отдавая,
И дыханье бездны : « Аллилуйя !
Аллилуйя ! Слава Тебе, Боже ! »
И вокруг Господнего подножья
В самом сердце
Вечности и Славы
Чище всех и ближе всех к престолу
Пламенные вихри Серафимов
Веют вечной вьюгою любви.
И в плаще клубящихся сияний,
Звездных бурь и ураганов солнц,
В пламенах: гудящих шестикрылий
Весь пронизан зреньем и очами
Весь покрыт извне и изнутри,
Предстоит пред Девою Пречистой Серафим. И Серафиму Дева Молвит:
«Мой любимиче ! Погасни
В человеках, воплотись.
Сожги
Плоть земли сжигающей любовью !
Быть рожденным, значит быть извечно
Названным по имени Творцом.
Я — Мария, матерь и матерья,
Память мира, целокупность твари,
Я — сокровищница всех имен,
Из Меня возник и вновь в Меня вернется
Земный мир, пылающий страданьем,
Я — Мария, Роза всех молитв.
Мой любимиче! Молю тебя — умри
Жизнью человеческой, а Я пребуду
Каждый час с тобою в преисподней ».
И взметнув палящей вьюгой крыльев,
И сверля кометным вихрем небо
Серафим низринулся на землю.

3/XII-1919

I-я глава

Каждый сам находит пред рожденьем
Для себя родителей.Избравши
Женщину и мужа, зажигает
В их сердцах желанье и толкает
Их друг к другу. То, что люди
Называют страстью и любовью,
Есть желанье третьего родиться.
Потому любовь земная — бремя
Темное. Она безлика
И всегда во всех себе подобна.
И любовники в любови неповинны :
Нету душам в мир иного входа,
Как сквозь чрево матери.
Ключарь же Сам не знает, для кого темницу
Юдоли земной он отпирает.
Вечный дух, сливающийся с плотью,
Сразу гаснет, слепнет и впадает
В темное беспамятство; отныне
Должен видеть он очами плоти,
Помнить — записями вещества.
Потому входящий в жизнь, вначале
Пробегает весь разбег творенья:
В чреве матери он повторяет пляску
Древних солнц в туманных звездовертях
Застывая в черный ком земли,
Распускается животной, дремной жизнью
Незапамятного прошлого, покамест
Всё кипенье страстных руд и лав
Не сжимается в тугой и тесный узел
Слабого младенческого тела, И, прорвав покровы чревных уз, С раздирающим, бессильным криком Падает на дно вселенных — землю.
Богородица сама для Серафима
Избрала чету и час рожденья :
Сидора с Агафьей Мошниных,
В граде Курске, месяце июле,
Девятнадцатого дня,
За шесть лет до смерти
Государыни Елизаветы,
Дочери Петра Великого.
Сын рожденный наречен был Прохор.
Дремной жизнью жил младенец
Прохор-Дивные виденья озаряли
Детский сон. В душе звучали хоры
Ангельских далеких песнопений.
Жития подвижников пленяли
Детский дух преодоленьем плоти.
А о чудесах повествованья
Были милы, как напоминанья
Об утраченном живом законе жизни.
Лет семи с верхушки колокольни
Оступился он, но чьи-то крылья
Взвились рядом, чьи-то руки
Поддержали в воздухе, и невредимым
На землю поставили.
Мать шептала про себя : « Что убо будет
Отроча сие? » — И прозревая
Дивные предназначенья сына,
К жизненным делам не понуждала.
Прохор же читал святые книги,
В церкви служб не пропускал, и в храме
Чувствовал себя, как в отчем доме.
Вырос Прохор юношей и стал
Круглолицым, русым и румяным,
Статным русским молодцем. Славянство
Плоть имеет детскую, не тронутую тленьем,
Чистую от записей страстей,
И, как воск, готовую принять
Пламя духа и сгореть лучистым
Ярым светочем пред темною иконой.
Стало Прохора тянуть в пустыню,
Прочь от суеты, в лесные скиты,
К подвигам, к молчанью и к молитвам.
Девятнадцать лет имел он от рожденья
Дух небесный врос в земное тело,
Земный узел был затянут туго,
Духу наступало время снова
Расплести завязанное.

II-я глава

Богородица сама избрала место
На Руси меж Сатисом и Сарой
Для подвижничества Серафима.
Выгиб гор повит от века бором,
Дрёмный лес пропах смолой и зверем,
Жили по рекам бобры и выдры,
Лось, медведи, рыси, да куницы.
Место то незнаемо от человека.
Сотни лет безлюдья и пустыни,
Сотни лет молитвы и молчанья.
Разверзалось небо над лесами,
Звезды и планеты колдовали,
И струились пламенные токи,
И пронизаны неизреченным светом
Цепенели воды и деревья.
Раз пришел на гору юный инок.
Много лет провел один в молитвах.
И срубил из сосен церковь
В честь Пречистой Девы живоносных вод-
Основал обитель. Был над ней игумен.
В старости замучен был в темнице
Грешною императрицей Анной.
Так возник в лесах дремучих Саров.
Поздней осенью, замерзшими полями
Прохор шел в обитель.
Было ясно,
Изморозь березовые рясна
Убирала к утру хрусталями.
В Саров он пришел в канун Введенья
Слушал в церкви всенощное бденье,
Восторгаясь пенью и усердию
Иноков в молитве.
Прохор послушанье нес в столярне.
Сладок подвиг плотничьей работы,
Ибо плоть древесная — безгрешна,
И, не зная боли, радуется
Взмаху топора и ласке струга,
Как земля — сохе, как хворост — искре.
Плоть сосны благоухает солнцем,
Телом девичьим нежна береза,
Вяз и дуб крепки и мускулисты,
Липа — женственна, а клен — что отрок.
Больше всех других дерев любил он
Кипарис душистый, с костью схожий.
Резал крестики для богомольцев,
Всё же время — ни за отдыхом, ни за работой —
Умственной не прекращал молитвы.
Стала жизнь его одною непрерывной,
Ни на миг не прекращаемой молитвой :
« Господи Исусе Сыне Божий,
Господи, мя грешного помилуй ! »
Ею он звучал до самых недр,
Каждою частицей плоти, как звучит
Колокол всей толщей гулкой меди.
И, как благовест, тяжелыми волнами
В нем росло и ширилось сознанье
Плоти мира — грешной и единой.
Как ни туго вяжет плоть земная,
Как ни крепко выведены своды
И распоры тела, но какой темнице
Удержать верховный омут света,
Ураган молитв и вихри славословий ?
Тело Прохора не вынесло напора
Духа,Прохор слег в постель. Три года
Болен был, и Саровские старцы
От одра его не отходили,
Иноки служили литургии
И справляли всенощные бденья,
Чтобы вымолить его у смерти.
А когда больного причастили,
У одра явилась Богоматерь,
Протянула руку и сказала :
«Сей есть рода нашего. Но рано
Землю покидать ему ». Коснулась
Правого бедра. Раскрылась рана,
Вытекла.вода и исцелился Прохор.
Выздравев, был Прохор посылаем
По Руси за сбором подаянья.
Он ходил по городам, по селам,
По глухим проселочным дорогам,
По лесным тропам, по мшистым логам,
Голым пашням, пажитям веселым.
С нежной лаской лыковые лапти
Попирали и благословляли
Землю темную, страдальную, святую.
Так минули годы послушанья.
Возвратившись в монастырь, он вскоре
Удостоен был монашеского сана.
Старец же Пахомий, прозревая
Прохора божественную тайну,
Повелел, чтоб в иноческом чине
Он именовался Серафимом,
Что означает «пламенный».

III-я глава

Служба утром шла в Страстной Четверг.
Серафим-иеродьякон служит
Литургию. Воздух в церкви полон
Вещим трепетом незримых крыльев.
Молнийные юноши сверкают
В златотканных белых облаченьях
И звенит, сливаясь с песнопеньем,
Тонкий звон хрустальных голосов.
Говорит священник тайную молитву:
« Сотвори со входом нашим входу
Ангелов, сослужащих нам, быти! »
Вспыхнул храм неизреченным блеском.
В окруженьи света, сил и славы,
Точно в золотистом пчельном рое,
С западных церковных врат к амвону
Сын Господний в лике человечьем
К ним идет по воздуху. Вошел
В образ Свой. И все иконы церкви
Просветились и обстали службу
Сонмами святых. Преображенье
Было зримо только Серафиму.
Онемел язык и замер дух.
Под руки ввели его в алтарь.
Три часа стоял он без движенья.
Только лик — то светом разгорался,
То бледнел, как снег.

IV-я глава

Келья инока есть огненная пещь,
В коей тело заживо сгорает.
И пустынножительство избравший
Трудится не о своем спасеньи :
Инок удаляется в пустыню
Не бежать греха, но грех приняв
На себя, собой его очистить,
Не уйти от мира, но бороться
За него лицом к лицу с врагом,
Не замкнуться, но гореть молитвой
Обо всяком зле, о всякой твари,
О зверях, о людях и о бесах.
Ибо бесы паче всякой твари
Милосердьем голодны, и негде
Им искать его как в человеке.
Бес рожден от плоти человечьей :
Как сердца цветут молитвой в храме,
Как земля весной цветет цветами
Так же в мире есть цветенье смерти:
Труп цветет гниеньем и червями,
А душа, захваченная тленьем —
Бесами, — затем, что дьявол — дух
Разрушенья, тленья и распада.
Человек, пока подвластен миру,
И законам смерти и гниенья,
Сам не знает, что есть искушенье.
Но лишь только он засветит пламя
Внутренней молитвы, тотчас бесы,
Изгоняемые прочь, стремятся
Погасить лампаду и вернуться
В смрадные, насиженные гнезда.
Грешник ходит — и не слышно беса.
Вслед же иноку клубится стаей.
Потому что монастырь, что крепость,
Осаждаем бесами всечасно.
Бес уныния приходит в полдень
И рождает беспокойство духа,
Скуку, отвращение, зевоту,
Голод и желанье празднословить,
Гонит прочь от кельи точно хворост,
Ветрами носимый, иль внушает
То почистить, это переставить,
Дух бесплодным делая и праздным.
Бес вечерний сердце жмет и тянет
Горестной сладимою истомой,
Расстилается воспоминаньем,
Соблазняет суетою неизжитой.
Бес полунощный наводит страхи,
Из могил выходит мертвецами,
Шевелится за стеной, стучится в окна,
Мечет вещи, щелкает столами,
На ухо кричит, колотит в двери,
Чтоб отвлечь сознанье от молитвы.
Бес же утренний туманит мысли
Теплым телом, манит любострастьем,
Застилает мутным сном иконы,
Путает слова и счет в молитвах.
Хитры и проникновенны бесы-
Но в обителях со вражьей силой
Братья борются, как с голубями,
А пустынники, — те, как со львами
Или с леопардами в пустыне.
Ибо к тем, кто трудится в пустыне,
Дьявол сам с упорством приступает
Соблазнивши человека, Сатана
Исказил гниением и смертью
Божий мир
И, земною плотью
Сам себя связав,
Он должен
Вместе с ней спастись или погибнуть.
Посулил :
«Вы станете, как боги».
Донде ж слово это не свершится,
Он — невольник соблазненной твари.
Каждый день он всю обходит землю,
Всюду рыщет,
Ищет неустанно
Тех, кто плоть собой преодолели,
И найдя такого, испытует,
И вступает с ним в единоборство.
Дабы
Быть им побежденным,
Дабы
Семя Евы жало змия стерло.

VI-я глава

Серафим лицом к лицу боролся
С дьяволом и с бесами.
Нельзя
Ангелу в лицо взглянуть от блеска,
Так же нестерпимо видеть бесов.
Ибо бесы — гнусны. Всё, что скрыто
Человеку в собственной природе
Темного, растленного и злого
Явлено ему воочью в бесе:
Сам себе он в бесьем лике гнусен.
Серафим, приняв всю тягу плоти,
Чрез нее был искушаем бесом.
Русский бес паскудлив и озорист,
Но ребячлив, прост и неразумен.
Ибо плоть славянская незрела
И не знает всех глубин гниенья.
Бес сперва хотел его отвадить
От молитв посредством « страхований ».
Выл зверьми вокруг пустынной кельи,
Лез в окно ощеренным медведем,
В дверь швырял тяжелым корневищем,
То вздымал его высоко в воздух
И с размаха ударял о землю.
Эти искушения подобны
Паутине. Дунь и нет ее.
Перекрестишься, — и наважденья
Сразу кончатся.
Но вскоре дьявол
Приступил к святому самолично.
Тысячу ночей и столько ж дней
Серафим лицом к лицу боролся
С дьяволом — коленопреклоненный
На гранитном камне среди леса,
Лишь одно оружие имея
Против сил нечистого — молитву:
« Боже,
Буди милостив ко мне
Грешному ! »
И сей молитвой
Поборол его;
Отошел до срока
Сатана
И стал пытаться старца
Из пустыни выжить по-иному:
То придут просить его принять
Настоятельство
В обители далекой,
То внушит разбойникам,
Что старец
Укрывает в келье много денег.
Три разбойника его однажды
До смерти избили.
Еле жив приполз в обитель старец.
Но, восстав с одра,
Опять вернулся
В лес,
В пустыню,
К прерванным молитвам.
Он сосредоточился на новом
Подвиге:
На подвиге молчанья.
Угасил в себе все чувства
И все мысли,
Кроме мыслей, обращенных к Богу.
К посетителям не выходил.
Пред встречным
Падал ниц
И не вставал,
Пока
Тот не проходил.
В обитель
Не являлся далее в день воскресный.
Совершенное безмолвие есть крест,
На котором должен человек
Со страстьми
И с похотьми распяться.
Таинство есть будущего века.
Раз бродил в лесу
Захожий инок,
И набрел на келью Серафима.
Слышит — вихрь кругом гудит,
И видит —
Келья потрясается
И ходит
Ходуном.
А заглянул в оконце:
В воздухе,
Аршина два от пола,
Старец молится коленопреклоненный-
Ужаснулся инок
Этой тихой
И сосредоточенной молитве.
Рассказал в монастыре монахам.
Дьявол же пустил в умах соблазн :
Как мол старец там живет
В пустыне,
В праздники в обитель не приходит
И Святых Даров не принимает ?
Собирались старшие монахи,
Рассмотрели, обсудили и решили,
Чтоб ему в обитель возвратиться.
Старец молча выслушал и следом
Посланному в монастырь вернулся.
Он пятнадцать лет провел в пустыне
И теперь молчальничества
Не нарушил.
А замкнулся снова, усугубив
Прежний подвиг, подвигом затвора.
Вместо сосен —
Каменные стены.
Вместо неба —
Закоптелый полог,
Вместо синего, студеного простора —
Людный монастырь и келья с гробом.
Раньше он уста замкнул
А ныне
Скрыл лицо от человечьих взоров.
Пищу приносившего встречал он
Молча
И коленопреклоненный
Темной тканью голову покрыв.
Он в себя весь мир земной ,
С грехами,
С бесами,
Зверьми
И с человеком
В подвиге молчальничества принял.
А теперь,
Стерев лицо,
Он вспомнил самого себя
И свой небесный облик.
Прояснилось зеркало и стал он
До конца прозрачен
Всею плотью.
Дивное
Творилось в тесной келье :
Разверзались ангельские бездны,
Небо
Светами и славами кипело...
Серафим
Из преисподней бездны
Пламенем молитв
Святил слепую землю.
Сотни свеч горели в малой келье
За живых,
За мертвых,
За неживших.
Ураган ли к Сарову подходит,
Громоздя по лесу буреломы,
Он возжет свечу,
Помолится,
И буря
Сразу стихнет.
Он за души грешных
Состязался с Дьяволом :
Однажды
Умерла монахиня.
Он видел
Как душа по мытарствам водилась,
Истязаема была,
Судима,
И осуждена.
В когтях у Сатаны
Видел он потерянную душу.
Трое суток
Умолял он Богоматерь ;
Вымолил и выплакал прощенье.
Чистой голубицей
Из когтей бесовских
Вырвалась душа,
И не стерпев потери,
Сатана на старца ополчился,
Поразил его ударом в спину.
« Если б не Христос
Да Богоматерь » —
Старец говорил —
« Никто бы
Исцелить меня не мог...
Но уж стоять, —
До конца стоять
В борьбе с нечистым ».
Так
Еще пятнадцать лет в затворе
Он провел,
Уставы естества
Силою молитвы побеждая.
И еще семь лет
Ему осталось жизни
На земле.
И приказала Богоматерь
Быть ему с людьми
В людских делах.
И когда он вышел из затвора,
То увидели, что лик его
Стал сгущенным светом, всё же тело,
Что клубок лучей, обращенных внутрь.
В небе
Ближе всех он был у Бога .
Здесь же стал убогим Серафимом.
Был на небе он покрыт очами,
А теперь его покрыли раны.
Ибо раны — очи, боль есть зренье
Человеческой ослепшей плоти.
А над поясницей развернулось
Шестикрылье огненное, оку
Невидимое. И стал согбенен
Серафим под тягой страшной крыльев,
И ходил он, опираясь на топорик.
А затем, чтоб пламенным порывом
От земли не унестись, с тех пор
На плече носил мешок с камнями
И землей, а сверху клал
Самую большую тягу,
Приковавшую его к земле :
Евангелие Христово. А так как крылья
Не давали ему ни сесть,
Ни лечь, — он спал
Став на колени, лицом к земле,
На локти опершись
И голову держа в руках.

VII-я глава

Так, очищенный страданьем, прозорливый,
Растворил он людям двери кельи
И отверз уста свои, уча.
Хлынула вся Русь к его порогу.
В тесной келье, залитой огнями,
Белый старец, в белом балахоне
Весь молитвами, как пламенем, овеян,
Сам горел пылающей свечой.
Приходили ежеден толпами
Праведники, грешники, страдальцы,
Мужики, чиновники, дворяне,
Нищие, калеки и больные,
И несли ему на исцеленье
Плоть гниющую
И омертвелый дух.
Приводили ребятишек бабы,
Землю, где ступал он, целовали,
Лаяли и кликали кликуши,
В бесноватом бес в испуге бился
И кричал неистово : « Сожжет ! »
Серафим встречал пришедших с лаской,
Радостный, сияющий и тихий,
Кланялся иным земным поклоном,
Руки целовал иным смиренно,
Всех приветствовал « Христос Воскрес ! »
Говорил : « Уныние бывает
От усталости. Не грех веселость.
Весел дух перед лицом Творца!
Надо скорбь одолевать, нет дороги унывать,
Иисус — всё победил, смертью смерть Христос
убил,
Еву он преобразил и Адама воскресил ! »
Говорил, встречая темный народ:
«Ох, беда-то какая ко мне идет...
Люди с людьми-то что делают...
Что слез-то пролито, что скорби тут».
Матери, которой сын резвился
Средь лампад, стоявших пред иконой: « С малюткой Ангел Божий играет, матушка,
Дитя в беспечных играх
Как можно останавливать ! »
О свечах говорил он:
«Телом человек свече подобен.
Как она он пламенем сгорает.
Вера — воск. Светильник есть надежда
Огнь — любовь. Будь Господу свечой !
Если кто ко мне имеет веру,
За того горит перед иконой
У меня свеча. Потухнет — преклоняю
За него колени, ибо знаю,
Что он впал сегодня в смертный грех.
Как не может воск неразогретый
Оттиск дать печати, так и души
Не смягченные грехами и страданьем
Не воспримут Божию печать ».
Говорил монаху:
« Жизнь монаха
Есть смертельный бой
С собой и с миром.
На войну не ходят без оружья,
В монастырь
Не ходят без молитвы.
Послушанье, кротость и терпенье —
Вот нам истинная власяница.
Если кто нас оскорбляет,
Мы же
С радостью обиды переносим,
Вот нам подвиг,
Вот вериги нам.
Пост не только в изнуреньи плоти,
Но чтоб брату, алчущему хлеба
Дать кусок, который хочешь съесть »
Товорил игумену:
« Ты пастырь :
Не дерзай напрасно беспокоить
Путников, идущих в вечность.
Ибо
Слово — сильно,
Посох твой — как бич ! »
Девушку, просватанную замуж,
Уговаривал:
« Останься с нами,
Радость моя,
Твой жених Христос».
Говорил, желавшему постричься :
« Воздержись.
Ты должен ожениться.
Ныне вечером твоя невеста
Будет здесь.
Иди ее встречать ».
Прибежал однажды утром в Саров
Мужиченко
В зипуне, без шапки,
Спрашивал у встречных, у монахов :
« Батюшко, ты что ли Серафим ? »
Привели его.
Он бухнул в ноги,
Говорит:
« Украли лошадь.
Нищий я.
Семья...
Кормить чем буду ?...
Говорят, угадываешь ты... »
Серафим, за голову обнявши,
Приложил ее к своей и молвит:
« Огради себя молчаньем, сыне!
Поспеши в посад Борисоглебов,
Станешь подходить, сверни налево,
Да пройди задами пять домов.
Тут в стене калитка.
Против входа
Прямо у колодца конь привязан.
Отвяжи и выведи. Но молча! »
Как сказал, так и случилось всё.
Он входил во все дела людские,
Малые, житейские, слепые.
Говорил с душевным человеком
О мирском, с духовным — о небесном.
А таких, кому речей не надо,
Деревянным маслицем помажет,
Даст воды испить из рукавички,
Даст сухарик, напоит вином,
И с души весь слой дорожной пыли
Отряхнет и зеркало протрет,
Чтоб земные души отразили
Божий Лик в глубинах темных вод.

IX-я глава

Болен был помещик Мотовилов.
На руках был принесен он в Саров.
Старец строго вопросил больного :
« Веруете ль вы в Христа, что Он
Богочеловек, а Богоматерь
Истинно есть Приснодева ? » — « Верю ».
« Веруете ль, что Господь, как прежде
Исцелял, так и теперь целит?»
«Верую». — «Так, вот, извольте видеть:
Иисус целил больных, снимая
С них грехи, болезни принимая
На Себя, и есть Он — Прокаженный,
Всебольной, Всегрешный, Всестрадалец
Было так, так и поныне есть.
Коли верите, то вы здоровы».
« Как же я здоров, коль вы и слуги
Под руки поддерживаете меня ? »
« Вы совершенно здравы
Всем вашим телом. Крепче утверждайтесь
Ногами на земле. Ступайте смело.
Вот, Ваше Боголюбие, как хорошо пошли !
Божья Матерь Сына упросила.
Ей молитесь и благодарите ».
В ноябре приехал Мотовилов
Старца поблагодарить. Снежило.
День был пасмурный. Пошли по лесу.
Старец посадил его на пень,
Сам присел на корточки и молвит:
« Каждый человек есть Ангел,
Замкнутый в темницу плоти.
Если бы соизволеньем Божьим
Мы могли увидеть душу
Ничтожнейшего из людей такой,
Как есть она, мы были б сожжены
Ее огнем в то самое мгновенье,
Как если б были ввергнуты в жерло
Вулкана огнедышащего.
Был сотворен Адам
Неподлежащим действию стихий,
Ни огнь ожечь, ни потопить вода
Его не в силах были.
Каждой твари он ведал имена,
И понимал глаголы Господа и Ангелов.
Был Адам в раю подобен углю
Раскаленному. И вдруг погаснув,
Плотен стал, и холоден, и черен.
Но Христос вернул ему прообраз,
Дух Святой вдохнув в учеников».
« А что сие значит, быть в духе, батюшка ? »
А Серафим, взяв за плечи:
« Теперь мы оба в Духе.
Что ж ты не смотришь на меня ? »
«Не могу смотреть на вас... От лика
Точно молнии... Глаза от боли ломит».
« Не устрашайтесь, Ваше Боголюбие,
Теперь вы сами светлы, как и я.
Ибо тоже в полноте вы Духа Божьего,
Иначе вам меня таким не увидать.
Не бойтесь, смотрите прямо мне в глаза ».
Глянул, и ужас объял его: поляна
Белая и лес, крупа снежит,
А посреди поляны ярче солнца
В самом знойном блеске полуденных лучей —
Как вихрь сверкающий, клубится шестикрылье.
А в сердце света — лик Серафима,
Уста шевелятся, глаза глядят
Да руки поддерживают за плечи.
« Что чувствуете, Ваше Боголюбие ? » — « Мир
И тишину такую, что нету слов ».
«Се есть мир, о коем сказано: Мой мир даю вам ! —
А что еще вы чувствуете ? » — « Радость
Необычайную » — «Се есть радость
В духе рожденного. Жена, когда рождает
Терпит боли, а родив,
Себя не помнит от радости.
Еще что чувствуете?» — «Теплоту». —
«Какую ж теплоту-то, батюшка?
Ведь мы в лесу сидим. Теперь зима.
Под нами снег и снег на нас.
Какая ж теплота ? » — «А вот как в бане,
Как пару поддадут...» — «А запах тоже
Такой же, как из бани ? » — « Нет.
В детстве матушка, бывало, покупала
Духи в Казани в лучших магазинах,
Так даже в них благоуханья нет такого ».
— «Так, Ваше Боголюбие,
Я так же, как и вы, всё чувствую,
Но спрашиваю, дабы убедиться, так ли
Вы всё восприняли ? Нет слаще
Блахоухания Святого Духа.
Вот вам тепло, а снег на вас не тает,
3атем, что теплота не в воздухе, а в вас.
О чей же сказано, что царство Божье
Внутри нас есть. Сиянье же такое
От духа, если он просветится сквозь плоть.
Рассказывают о пустыннике Сысое,
Что перед смертью лик его
Как месяц просиял.
Он говорит:
« Вот лик пришел пророков... »
Потом лицо сильнее засияло :
« Вот лик апостолов... »
Вдруг стал он, точно солнце:
« Вот Сам Христос приидет !.. »
И предал дух, и стал
Он весь, как молния...
Вера, Ваше Боголюбие, не в мудрости,
А в сих явленьях духа.
Вот в этом состоянии
Мы оба и находимся.
Запомните сей час:
Для ради сокрушений сердца вашего
Предстательством самой Пречистой Девы
И по смиренным просьбам Серафима
Господь вас удостоил лицезренья
Великолепья славы ».
Так «Служке Божьей Матери и Серафима »,
Как звал себя до смерти Мотовилов,
Был явлен подлинный небесный облик Старца.

X-я глава

В очищенье и в преображенье плоти
Три удела емлет Богоматерь :
Иверский, Афонский и Печерский,
А теперь — Дивеевский — четвертый
Послан был устроить Серафим.
Как лампаду в древнем срубе старец
Женский монастырь возжег с молитвой
В самом сердце северной Руси.
Ни один был камень не положен,
Ни одна молитва не свершалась,
Ни одна не принята черница
Без особого соизволенья
Старцу Божьей Матери на то.
Каждый колышек был им окрещен,
Каждый камешек был им омолен,
И сама Небесная Царица
Собственными чистыми стопами
Всю обитель трижды обошла.
А отдельно, рядом с общим скитом,
Рядом с женской скорбною лампадой
Серафим затеплил скит девичий —
Ярый пламень восковой свечи
От сердец Марии и Елены —
Двух святых и непорочных дев.
Девочкой Мария увязалась
За сестрой монахинею в Саров.
Было ей тринадцать лет. Крестьянка.
Тонкая. Высоконькая. Волос
Золотой. Голубоглаза. Ликом
Нежная и строгая. Так низко
Над глазами повязь опускала,
Что видала лишь дорогу в Саров,
Кончики бредущих ног, а в мире
Только лик Святого Серафима.
В девятнадцать лет отроковица
И молчальница ушла из жизни.
Серафим ей тайны о России
Открывал. Пред смертию посхимил,
Называл ее своей невестой
И начальницей небесных дев.
Во миру была сестра Елена
Светской девушкой, любила танцы,
Болтовню, и смех, и развлеченья.
Раз в пути она ждала в карете
Лошадей. Раскрыла дверцу.
Видит в небе прямо над собою
Черный змий с пылающею пастью.
Силы нет ни крикнуть, ни позвать.
Вырвалось : « Небесная Царица,
Защити! » И сгинул змий. Воочью
Поняла она весь смрад и мерзость беса,
И решилась в монастырь уйти.
За благословеньем к Серафиму
Обратилась, а в ответ ей старец:
« И не думай, и никак нельзя.
Что ты — в монастырь? Ты выйдешь замуж».
Три зимы молила Серафима.
Он же всё: « Как в тягостях-то будешь,
Лишь не будь скора, ходи потише,
Понемногу с Богом и снесешь » —
Уж совсем отчаялась. Но старец
Ей пока дозволил поселиться
В общине Дивеевской. И снова:
« Ну, теперь пора и обручиться
С женишком». — «Я замуж не могу...»
« Всё еще не понимаешь, радость ?
Ты пойди к начальнице-то вашей,
Ксении Михайловне — скажи ей,
Что тебе убогий Серафим
С женихом велит, мол, обручиться,
В черненькую ряску обрядиться —
Вот ведь замуж за кого идти !
Вижу весь твой путь боголюбивый,
Здесь тебе и жить, и умереть.
Будь всегда в молитве и в молчаньи.
Спросят что — ответь. Заговорят — уйди ».
Слишком быстрою была Елена :
Вся — порыв, вся — пламень, вся — стремленье, Потому пред ней и обнажалась
Нежить гнусная и бесья суета.
Серафим же говорил: « Не бойся,
Львом быть трудно. Будь себе голубкой,
Я ж за всех за вас пребуду львом».
Раз, призвавши, он сказал Елене:
« Дать хочу тебе я послушанье :
Болен братец твой, а он мне нужен
Для обители. Умри за брата ».
Преклонясь, ответила: « Благословите,
Батюшка!» И вдруг смутилась : « Смерти
Я боюсь ». — « Что нам с тобой бояться ? »
Успокоил Серафим. Вернулась.
И слегла. И больше не вставала.
Перед смертью огнь неизреченный
Видела, и райские чертоги.
Так и умерла « за послушанье ».
И в гробу два раза улыбнулась.
Серафим же, зная час кончины,
Торопил сестер : « Скорей грядите,
Ваша госпожа великая отходит».
Плачущим же говорил :« Не плачьте !
Ничего не понимают — плачут.
Кабы видели — душа-то как взлетела:
Точно птица выпорхнула! Расступились
Серафимы с Херувимами пред нею ».

XI-я глава

В Благовещение к Серафиму
Евдокия старица пришла.
Светлый встретил инокиню старец:
« Радость-то нам, радость-то какая !
Никогда и слыхом не слыхалось:
«Божья Матерь будет в гости к нам».
« Недостойна я... » — « Хотя и недостойна,
Упросил я Деву за тебя.
Рядом стань и повторяй за мною:
« Аллилуйя ! Радуйся, Невеста
Неневестная ! » Не бойся, крепче
За меня держись. Нам Божья
Благодать является ! » Раздался
Шум, подобный шуму леса в бурю,
А за лесом ангельские хоры,
Распахнулись стены и под сводом
Затеплились тысячи свечей.
Двое ангелов вошли с ветвями
Расцветающими. Следом старцы,
И Сама Небесная Царица,
И двенадцать чистых дев попарно.
Говорит Царица Серафиму:
«Мой любимиче! Проси, что хочешь —
Всё услышу, всё исполню я».
Стал просить убогий о сиротах
Серафимовых и всем прощенье
Вымолил. А старица упала
Замертво. А после слышит, будто
Спрашивает Богоматерь :« Кто же
Это здесь лежит ? » А Серафим :
« Старица, о коей я молился ».
Божья Матерь говорит : « Девица,
Встань, не бойся, здесь такие ж девы,
Как и ты. Мы в гости к вам пришли.
Подойди сама и расспроси их
Кто они ». Сначала Евдокия
Светлых юношей спросила : « Кто вы ? »
« Божьи Ангелы ». — А после старцев...
— «Я — Креститель. Я на Иордане
Господа крестил. И обезглавлен
Иродом». — «Я — Иоанн, любимый
Ученик. Мне дано Откровенье».
После к девам подошла по ряду.
Назвались святые девы: Феклой,
Юлианией, Варварой, Пелагеей,
Ксенией, Ириной... Все двенадцать
Рассказали ей и жизнь, и муки,
Всё как писано в Четьи-Минеях.
После с Серафимом все прощались,
Рука в руку с ним поцеловались,
И сказала Богоматерь — « Скоро,
Мой любимиче, ты будешь с нами».
Старец стал готовиться к отходу.
Телом одряхлел. Ослабли силы.
Говорил : « Конец идет. Я духом
Только что родился. Телом мертв ».
Начал прятаться от богомольцев,
Издали и молча осеняя
Знаменьем собравшийся народ.
В Новый Год был чрезвычайно весел,
Обошел во храме все иконы,
Всем поставил свечи, приложился,
С братией простился, целовался,
Трижды подходил к своей могиле,
В землю всё смотрел, как бы ликуя.
После же всю ночь молился в келье,
Пел пасхальные, веселые каноны:
« Пасха велия... Священнейшая Пасха ! »
Духом возносясь домой, на небо.
И взнесенный дух не возвратился в тело.
Умер, как стоял — коленопреклоненный.
Только огнь, плененный смертной плотью,
Из темницы вырвавшись, пожаром
Книги опалил и стены кельи.
Но земли любимой не покинул
Серафим убогий после смерти.
Раз зимой, во время снежной вьюги,
Заплутал в лесных тропах крестьянин.
Стал молиться жарко Серафиму.
А навстречу старичок согбенный,
Седенький, в лаптях, в руках топорик.
Под уздцы коня загреб и вывел
Сквозь метель к Дивеевским воротам.
« Кто ты, дедушка ? » — спросил крестьянин.
« Тутошний я... тутошний... » и сгинул,
А зайдя к вечерне помолиться,
Он узнал в часовне на иконе
Давешнего старичка и понял,
Кто его из снежной бури вывел.
Всё с чем жил, к чему ни прикасался:
Вещи, книги, сручья и одежды,
И земля, где он ступал, и воды,
Из земли текущие, и воздух —
Было всё пронизано любовью
Серафимовой до самых недр.
Всё осталось родником целящей,
Очищающей и чудотворной силы.
« Тутошний я... тутошний... » из вьюги,
Из лесов, из родников, из ветра,
Шепчет старческий любовный голос.
Серафим и мертвый не покинул
Этих мест, проплавленных молитвой,
И великое имея дерзновенье,
Перед Господом заступником остался
За святую Русь, за грешную Россию.

30/XII-1919

Тварь

Не из ненависти к миру инок
Удаляется в пустыню : русла
И пути ему видней отсюда.
Здесь он постигает различенье
Всех вещей на доброе и злое —
На поток цветенья и распада.
Мир в пустыне виден по-иному:
За мирским виднее мировое,
Мудрость в нем рождается иная,
Он отныне весь иной, он — ИНОК.
Серафим из монастырской кельи
Жить ушел в пустыню со зверями,
Сам себе в лесу избу построил
На речном обрыве возле бора.
Огород вскопал, поставил ульи,
(Пчелы в улье то же, что черницы),
Мох сбирал, дрова рубил, молился,
По пустынножительскому чину.
Раз в неделю он ходил за хлебом,
И, питаясь крохами, делился
Со зверьми и птицами лесными.
В полночь звери к келье собирались,
Зайцы, волки, лисы да куницы,
Прилетали вороны и дятлы,
Приползали ящерицы, змеи,
Принимали хлеб от Серафима.
Тишину и строгость любят звери,
Сердцем чтут молитву и молчанье.
Раз пришла монахиня и видит : —
Серафим сидит на пне и кормит
Сухарями серого медведя.
Онемела и ступить не смеет.
Серафим же говорит: « Не бойся, —
Покорми его сама ». — «Да страшно —
Руку мне отъест». — Ты только веруй —
Он тебя не тронет... Что ты, милый,
Сирот моих пугаешь-то ? Не видишь —
Гостью-то попотчевать нам нечем?
Принеси ж нам утешеньица ».
Час спустя медведь вернулся к келье.
Подал старцу осторожно в пасти
Пчельный мед, завернутый в листы.
Ахнула монахиня, а старец :
« Лев служил Герасиму в пустыне,
А медведь, вот, Серафиму служит...
Радуйся... Чего нам унывать,
Коли нам лесные звери служат.
Не для зверя, а для человека
Бог сходил на землю. Зверь же раньше
Человека в Нем Христа узнал.
Бык с ослом у яслей Вифлеемских
До волхвов Младенцу поклонились.
Не рабом, а братом человеку
Создан зверь. Он преклонился долу,
Дабы людям дать подняться к Богу!
Зверь живет в сознаньи омраченном,
Дабы человек мог видеть ясно.
Зверь на нас взирает с упованьем,
Как на Божиих сынов. И звери
Веруют и жаждут воскресенья...
Покорилась тварь не добровольно,
Но по воле покорившего, в надежде
Обрести через него свободу.
Тварь стенает, мучится и ищет
У сынов Господних откровенья,
Со смиреньем кротко принимая
Весь устав жестокий человека.
Человек над тварями поставлен
И за них ответит перед Богом.
Велика вина его пред зверем,
Пред домашней тварью — особливо».

1 апр. 1929 г.

 

Примечания.
-Повидимому, это — окончательный текст, значительно более полный и во многом иной, чем тот, который был напечатан в кн. 72 « Нового Журнала » (июнь 1963 г.). Только недавно дошедший за границу из Самиздата, он любезно предоставлен нам Р.Б. Гулем. — Ред.
-С нумерацией глав что-то случилось : V и VIII отсутствуют, — по недосмотру ли самого поэта, или, вернее, по ошибке самиздатского переписчика, как будто и кроме того допустившего кое-какие неточности. Мы весь этот текст печатаем так, как его получили, в надежде, что со временем появится и еще более исправный экземпляр. — Ред.

Назад в содержанию журнала  В начало

Опубликовано в журнале "Русское Возрождение" за №3 1978 г Святой Серафим. Поэма Максимилиана Волошина. Журнал Русское Возрождение. Библиотека храма Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских в Бирюлеве.

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта







TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU