История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

О блаженной Матроне



         Дорогой Александр! Вы знаете, она могла иметь к нему [наше примечание -покойному ныне митрополиту Сурожскому Антонию] очень простое отношение (и я почти уверена, что она его имеет): она очень любит Владыку Антония. И этой своей иконочкой, через чьи-то руки, святая выразила свою любовь и близость Владыке, который теперь там, где и она...

         Тема побуждает меня засвидетельствовать о Матроне. Когда-то я прочитала ту самую книжку, о которой тут пишут, и ругала себя: ведь знала уже, что за книжка - зачем прочитала? Почитание блаженной Матроны (к которой все ездили сперва на Даниловское кладбище, потом в Покровский - а я вот не успела съездить!) было для меня после книжки закрыто. Это смущало меня, я не разрешала себе дурно думать о святой, но полюбить ее уже не могла. Проходя мимо ее иконки в нашем храме, я иногда мысленно просила у нее прощения: "Святая блаженная Матрона! Ты там, где Любовь, где всё шире нашей узости! Ты больше умеешь любить, чем я, грешная! Прости меня, что я не чту тебя! Переступи через эту мою узость, и если захочешь, помоги мне и исцели меня от этого недоброго..."

         Святые действительно шире нас: ближе к Любви. "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас…" (1 Ин. 4, 10). В том Любовь Божия, что святые - больше нас любят, чем мы их. И могут первый шаг к нам сделать - сами. Так пришла ко мне Матрона. Думаю, что если хорошо поспрашивать тех, кто стоит в очереди к мощам в Покровском монастыре - немало найдется таких же, как я...
Если коротко: на новом и ответственном месте зав. отдела детской литературы я долго не могла найти авторов и художников для таких детских книг, какие считала нужными Церкви. После периода надежды и наскоков я оказалась в полной беспомощности... И вот - о, как выяснилось, вследствие ряда очень неслучайных и просто внутренне красивых этой своей случайностью событий! - книга о блаженной Матроне "сама" (вместе с автором и картинками) пришла ко мне в издательство, уже практически готовая, очень хорошая, душевно верная книга (ее можно посмотреть на сайте Алексея Толстых, он дал в теме ссылку), с совершенно изумительными рисунками. Книгу "организовала" сама Матрона: она нашла прежде и автора (который сперва так же недолюбливал ее. как и я), и художницу, для которой эта книга стала осуществлением мечты делать книги церковные, православные. Книгой она сперва примирила меня с собой - и стала с того дня подавать мне повсюду нежные, деликатные, но совершенно явные знаки (то в самом неожиданном, но очень важном для меня месте встречу икону, то "ни к селу ни к городу" в ответственный момент ее кто-то помянет - и так далее. Автор книги стал моим лучшим другом, какого у меня не было за всю жизнь, а художницу Олю Подивилову я считаю лучшим в мире художником детской православной книги (сейчас она рисует "Чудеса Христовы", но у нее двое младенцев, и нескоро она закончит работу...). И вся моя жизнь с того дня выстроилась иначе.

         Вообще-то отношение к блаж. Матроне немножко нездоровое. Почему-то молебны ей предпочитают заказывать либо слегка больные психикой люди, либо "ультраправославные".
Вы подметили довольно точно, но... я лишь недавно поняла, почему так, и почему и зачем нужна та нездоровая книга (теперь очень хочу перечитать ее, да руки не доходят). Я однажды - и надолго - оказалась в положении "ненормальном", когда не имела дерзновения обратиться к святым - моя "кривизна" невольно отторгалась их правотою и праведностью; любой священник, да и внутренний мой "праведник" отверг бы то, чем жила и росла моя душа, я понимала свое калечество, но четко чувствовала, что просто "распрямить" меня нельзя, не убив, что самое мое живое и святое неотторжимо от теперешней "неправоты". И вот в этом неразрешимом противоречии, в этой кривизне - к Матроне я могла и могу взывать, приближаться и чувствовать ее любовь. Вот тут-то я, "интеллигентная женщина", "ответственный работник", "активная церковница" и т. д. и т. п. - поняла, что величие блаженной Матроне, невероятная мощь ее святости и заключаются в том, что она этих душевных и духовных калек, от которых, может быть, даже святитель Николай отвернулся бы - смердят-с! - ВЫТАСКИВАЕТ! ЛЮБИТ! МОЛИТСЯ ЗА НИХ! Делает это юродно, "нетрадиционно", с великим дерзновением и самоотвержением! И мы, кривые, хромлющие, гугнивые (душой) - ни у кого как у нее не найдем помощи! А стройным нашим, добрым. умным и правильным собратьям есть кому помочь и без Матроны.
Я думаю, это как дар "любить бомжей". Люди входят в вагон метро кольцевой линии, где спит бомж, и на следующей остановке пробкой вылетают в соседний вагон: ВОНЯЕТ НЕВЫНОСИМО! Бомж сам привык к своей вони и не тяготится ею. Ангел-хранитель, как рассказывают(это хорошее подобие), "не может преодолеть" душевной, духовной вони подопечного грешника и тихо плачет вдалеке... (в молитве ему об этом говорится...). А Христос пришел спасти и бомжа. Но мы с Вами не сумели бы этого бомжа привести ко Христу. Это не просто "отмыть, накормить, вылечить, научить". Это... не знаю как. Никто, почти никто не знает.
Так вот. Матрона - прежде всего "бомжей", хотящих или не хотящих вернуться ко Отцу - фантастически, непостижимо берется и умеет возвращать к нему. Вот почему она "восьмой столп" (не знаю, кто семь...), великая святая, может быть, ТАКАЯ - единственная за всю историю святости. И свидетельством этого ее непостижимого подвига может стать правильно прочитанная дурацкая книжка о ней.
В Неделю о блудном сыне образ этой святой воспринимается особенно. Блудный сын вернулся - тем самым бомжом, смердящим и грязным, с растресканными пятками (у Рембранта самая пронзительная деталь, вместе с неровно обстриженной головой из "приемника-распределителя"). Так вот, бомжующих вонючих и кривых детей к Отцу умеет приводить блаженная Матрона.

         О святая блаженная Матрона! Моли Бога о нас.

PS А еще - у нее удивительное и животворящее чувство юмора, пронзительный ум и невероятная деликатность. Как ни странно, без этого не справиться с одичалыми, полусумасшедшими "фруктами", про которых она могла бы сказать: "мой контингент".
Зато и им порой не трудно было прийти в сомнительный дом, где жила беспаспортная грузная слепая обезножившая тетка, говорившая странные и дикие вещи... К ней не надо было "подыматься" - она спускалась в грязь и тащила из нее!

Елена Викторовна Тростникова

На первую страницу В начало страницы

О КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ

Досточтимые отцы.
Дорогие братия и сестры.

Все святые (прославленные общецерковно и местно-чтимые) ЕДИНЫ в лике святых, и это - главное! Только в лике всех святых мы и почитаем каждого отдельного святого. И это чудесное свойство святости открывает нам тайну Единой Церкви. Святым было бы неприятно, если бы из-за них у нас начались разделения. Правильное православное почитание святых подразумевает и наше единомыслие и единодушие в их почитании.

Не будем забывать, что имеющее католическое происхождение слово "канонизация" , хотя и привилось у нас , но не приобрело все же законнически-схоластического смысла.

Мы верим в то, что святых прославляет не кто иной, как Сам Бог, в угодное Ему время, и угодным Ему способом. Церковь же только свидетельствует о том, что она несомненно удостоверилась в этом факте.

В этом плане НЕТ никакой правильной и неправильной, полноценной и неполноценной канонизации. Все состоявшиеся в православной Церкви канонизации правильны и полноценны.
А иначе что было бы?
Сколько святых (и великих!) нам потребовалось бы вычеркнуть из святцев, поскольку они "не прошли" в свое время Синодальную Комиссию по канонизации?! А были (волюнтаристски что-ли?)
введены в лик святых архиерейским указом?

Стоит нам дать волю своему дремлющему рационализму..., - так мы такого натворим...
Сомневаться ДО ФАКТА прославления иногда даже полезно... Именно через чудесное преодоление таких сомнений обнаруживалась несомненность Божией воли во многих случаях . Но ПОСТФАКТУМ - любые сомнения для нас крайне неполезны! Сами себя грабим. А наш скептический ум - чего не изобретет? Вот, скажем , преп. Серафим... Уж он ли не свят? При всех чудесах-то?! Ан, нет... А чего это архиереи были против? А чего это царь настоял?

А ведь все это, дорогие мои, - проказа.
И она способна постепенно, как негашеная известь, разъесть наше духовное родство со святыми.
Не с одним каким-нибудь, а со всеми! Ведь они - ЕДИНЫ. Они (по словам преп. Симеона Нового Богослова) - " неразрываемая золотая цепь"! Кто одно звено разорвал (пусть из последних), - тот и от всех остальных звеньев отчуждился.

То правда, что сегодня мы имеем примеры каких-то "революционных" требований снизу канонизировать лиц , которых Бог отнюдь не прославлял, хотя определенные заслуги (на фоне беззаконий) у них, возможно, и имеются, что предстоит непредвзято оценить историкам.
И поэтому вполне понятно (по-человечески) возникающее, как противовес этому нездоровому явлению, наше стремление буквализировать свое послушание Церкви применительно к почитанию святых. Но у этого стремления есть и опасная "изнанка". СВЯТЫХ НЕВОЗМОЖНО ПОЧИТАТЬ ПО ИНСТРУКЦИИ! В почитании святых ум обязательно участвует. Но не "голый", а стоящий в сердце.

Поэтому, самое главное: давайте не разъединяться по полноте доверия к отдельным святым.

А я лично, с положительным результатом, проверил на себе такой прием: в отношение кого из святых испытываешь некие соблазнительные прилоги - тому ОСОБО почтительно и молишься.
И все сразу становится "на свои места".

Спаси Господи. В.

Мальцев Вячеслав Георгиевич

По материалам форума о.Андрея Кураева

На первую страницу В начало страницы

О блаженной Матроне и канонизации.Святая блаженная Матрона Московская. Хpaм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево.

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU