История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Немного из "негатива", не включенного в книгу "Преподобный Серафим, Царь и народ". Альманах "Голос минувшего" за 1918 год. Курсивом предисловие и примечания составителей (то есть мои). Привожу лишь небольшие фрагменты довольно специфического текста...
Елена Викторовна Тростникова

А. Савельев
Николай II в Саровской пустыни
(Из воспоминаний земского деятеля)

Резким диссонансом рядом с предшествующими воспоминаниями звучат эти, опубликованные в 1918 году в Советской России и как нельзя более подходившие к моменту, когда свирепейшая «борьба с самодержавием и поповщиной» велась штыком и пулей. «Самодержавие и поповщина» в этих воспоминаниях рядом. И в строках, написанных человеком, который ненавидит Царя и Церковь, презирает свой народ и чужд преподобному Серафиму,— и в них преподобный Серафим оказывается в сердце народной жизни. Со скрежетом зубовным, с оговорками, с уничтожающим выводом о «невежестве» народа вынужден признать мемуарист огромную любовь простых людей к Царю-Батюшке, полное единства народа в этой любви… Замечательно, что статья и обширные комментарии к ней, выдержанные в самом злопыхательском тоне, показывают великолепную подготовку и организацию гигантского всенародного торжества всей российской имперской мощью (ненавистной публикаторам). Впрочем, из фактов, известных ему, мемуарист делает фантастически смехотворный вывод о том, что чуть ли не половина участников торжеств была «платными агентами тайной полиции», что стотысячное и миллионное людское море можно было собрать едва ли не происками «хитреца Плеве»… «Просветители» народа в упор не видят его и презирают его святыни… Как не вспомнить слова Христа: Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?(Мф. 6, 23).

Схимник Саровской пустыни, отец Серафим, был давно известен в Нижегородской губернии; около 50 лет назад, во время моего детства, в народе уже были распространены картинки из его жизни, изображающие, как отец Серафим кормит медведя, стоит на камне и молится Богу и проч. В народе ходили разные рассказы о его подвижнической жизни. Он был очень почитаем, вследствие чего издавна в Саровский монастырь стекались толпы богомольцев, хотя Серафим и не был признан святым официально. Немало привлекала в монастырь богомольцев (главным образом из простонародья) и редкая красота местоположения его на берегу светлой речки, окруженного вековыми нетронутыми лесами.
Здесь не место распространяться о ходе всего дела о канонизации Серафима. Из брошюр, изданных по этому случаю, видно, что данных, подтверждающих его святость, было долгое время недостаточно, мощей же его, т. е. тела, не подвергнувшегося гниению, не оказалось, а только кости, лапти, борода и другие предметы, не поддающиеся скорой порче. Проезжая летом невдалеке от Сарова в 1902 г. я слышал рассказы, что как-то в монастырь приезжал Тамбовский архиерей и с местным настоятелем монастыря и еще другим ночью, секретно от всех, осматривали могилу, а потом опять ее заделали и уехали. Зимой вновь осматривали могилу Московский митрополит еще с другими архиереями, после чего стали распространяться слухи о том, что мощей нет. Тем не менее канонизация Серафима и открытие его якобы мощей состоялась в 1903 году.

Бросается в глаза это всевыручающее «якобы». Но редакции альманаха недостаточно скептического тона воспоминателя, и она снабжает заметку огромным комментарием со ссылкой на левоэмигрантскую печать:
Открытие мощей Серафима Саровского дало повод и создало благодарную среду для всевозможных легенд о чудесах. Приводим в добавление к рассказу А. А. Савельева сообщения, в свое время напечатанные в заграничном «Освобождении» (1903 г., № 30).
«Чудеса совершались во множестве, чуть не на каждом месте саровской земли, по 10, по 15 в день. Обыкновенно для объяснения чудесных исцелений привлекаются случаи внезапного прекращения истерического паралича; может быть, подобные случаи имели место и в Сарове, но по наблюдениям очевидцев и по тому, что рассказывают они, надо думать, что большая часть саровских чудес являлась или довольно грубой подделкой, или плодом непосредственного творчества стоустой фантазированной толпы. Далее в негативистском духе описываются чудеса якобы мнимых исцелений... Тут я в сноске привела для сравнения текст из других частей книги: «Приходилось мне наблюдать, как и другие расспрашивали исцеленных. Невольно вспоминалось мне евангельское повествование об исцелении слепорожденного — так уж прилежно старались интересовавшиеся или сомневающиеся выведать все подробности того или другого чудесного исцеления; переспрашивали родных исцеленного или чужих ему, но бывших очевидцами исцеления; сопоставляли показания, делали выводы, снова спрашивали и переспрашивали. Иные из исцеленных отвечали коротко и видимо без охоты, точно они подозревали праздное любопытство вопрошавших или недоверие их к тому, что с ними, исцеленными, случилось»… (И. В. Преображенский, в данном издании). Интересно сопоставить брезгливый рассказ заграничного журнала с искренними и радостными описаниями исцеленных от немоты: мальчика Миши из Воронежской губернии у о. Василия Тигрова и в разделе «Чудеса исцелений» и мальчика Васи из Енисейской — у священника-нижегородца.
...А между тем настроение толпы делалось все более и более подходящим для восприятия всяческих чудес, психическая зараза все сильнее овладевала толпою и отдельными лицами. В купальне у источника Серафима... сидит бледный молодой человек, с блаженным выражением лица, очевидно, в состоянии высокой степени экстаза. Вокруг него толпа, все толкуют о только что совершившемся чуде, толпа взвинчивается сама и еще более взвинчивает молодого человека. У него туберкулез костей, он сошел в воду на костылях, вышел без костылей. Толпа расходится, разнося весть о чуде, когда же молодой человек оделся, он продолжает ковылять без костылей, но так плохо подвигается с места, что ясно, что ни о каком исцелении нет речи; через несколько дней его опять видят на костылях, но самый факт уже зарегистрирован в общих списках жандармов и владыки Антония и — что еще важнее — уже успел прибавить некоторый плюс к той сумме влияний, которою создается атмосфера чудесного...
«Как, однако, ни поразительны были чудесные исцеления, творившиеся по молитвам к угоднику Божию, мы все-таки думаем, должны думать, что они не в состоянии были препобедить все сомневающиеся умы и покорить все загрубевшие от неверия сердца. Границы неверия, можно сказать, необъемлемы, как то и указывает-ся в святом Евангелии. В притче о богаче и убогом Лазаре Авраам самым решительным образом высказал богачу, что не верующие Моисею и пророкам не поверят словам даже и из мертвых воскресшего» (И. В. Преображенский).
Так обстояло дело по отношению к простым богомольцам и обывателям. “Наверху” в это самое время происходило использование саровских чудес в целях развлечения самого самодержца и направления его чувств и мыслей в духе желательном г. Плеве».
А мемуарист продолжает:
Не последнюю роль в этом деле, несомненно, играли соображения хитреца Плеве, поставившего целью показать, что простой народ доволен самодержавием, предан ему, и что стремление к свободе и к участию общественных сил в государственном управлении есть измышления небольшой кучки интеллигенции и не имеют опоры в простом народе.
Мемуарист скучно описывает, как он поднес Государю, прибывшему в Арзамас, хлеб-соль и какими словами перемолвился с ним Царь. Не только счастье, заполняющее воспоминания священников и несомненно охватывавшее простой народ при виде Царя, но и какой-либо живой интерес ему чужд... А вот дальнейший текст представляется мне весьма интересным, если не сказать больше... Интересно именно даже и самой серостью, тупостью, "тенденцией"...
В Саров я не ездил и очевидцем того, что там происходило, не был. По слухам, была страшная толкотня и давка, народу набралось множество, и внутри и вне монастыря. По моему мнению, все рассказы важны лишь в одном отношении, что доказывают, что слабую волю царя окончательно подчинили, внушив ему ко всему прочему еще и ханжество. Приведу еще любопытные замечания писателя В. Г. Короленко. Обратный отъезд царя со свитой был назначен 20 июля. К этому дню мы опять приехали в Арзамас и ждали в том же павильоне. Ровно в 12 час., как было назначено, царь приехал, весь в пыли, так как жара стояла страшная. Поговорив немного с губернским предводителем дворянства Нейдгардтом и некоторыми другими, он сел в вагон и уехал, а мы отправились в город и в тот же вечер уехали. Вот после проводов царя я и видел В. Г. Короленко в гостинице Стрегулина. Оказалось из его рассказа, что он пешком с одной из станций железной дороги, вместе со своим родственником Малышевым, в качестве паломника, отправились в Саров, чтобы видеть и изучить толпу и проявление народного движения в этот редкий момент. Он передавал, что по его мнению около монастыря было до 150 000 человек. Толпа была настроена фанатично и с особой преданностью царю. Надо заметить, что незадолго до открытия мощей, в виду циркулировавших уже слухов, что мощей нет, было обнародовано разъяснение петербургского митрополита Антония, из которого видно, что мощей (в смысле тела, оставшегося нетленным) действительно не было — нашли кости, бороду, лапти и только. Короленко говорил нам, что однако разговаривать об этом или по поводу оглашенного Антонием сведения можно было лишь с большой осторожностью, и не со всяким, а иначе можно было нажить большие неприятности. Толпа была настроена фанатично, а преданность к царю, по его наблюдению, была так велика, что, если бы кто-нибудь сказал, что царя монахи убили, то от монастыря не осталось бы камня на камне (Фантастическое, потрясающее предположение, характеризующее и, своей абсурдностью, интеллигентское безумие, и, предполагаемой реакцией народа — настроение народа!) Вот каково было настроение, по словам такого опытного и вдумчивого наблюдателя, как Владимир Галактионович.
А между тем в несколько лет все это резко изменилось.
Надо впрочем заметить, что в Саров шел лишь известный элемент народа немолодого уже возраста; в среде же молодого поколения все больше и больше начал проявляться дух критицизма. Что же касается высших интеллигентных классов, то беря также более зрелый возраст, надо отметить одну особенность. В душе и на словах в частных беседах и дух критики и отрицательное отношение к самодержавию были развиты очень сильно, но раз дело доходило до таких моментов, когда эти чувства должны были выразиться, шло наоборот — выходило так что высказывалось противоположное, вопреки внутреннему чувству, притом без всяких укоров совести, как нечто неизбежное. Только молодежь высказывалась смело, открыто, и действовала честно, но конечно, далеко не вся. Может быть, и здесь имеют значение те же причины, как и относительно народной массы, но примеров, подтверждающих высказанное выше, предо мной прошло не мало.

Печатается по изданию: Голос Минувшего. 1918, № 4/6. С. 211–217.

 

 В начало Оглавление книги  К оглавлению книги

См.также:

Из не включенного в книгу Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU