Немного из
"негатива", не включенного в книгу "Преподобный Серафим,
Царь и народ". Альманах "Голос минувшего" за 1918
год. Курсивом предисловие и примечания составителей (то есть мои).
Привожу лишь небольшие фрагменты довольно специфического текста...
Елена Викторовна Тростникова
А.
Савельев
Николай II в Саровской пустыни
(Из воспоминаний земского деятеля)
Резким диссонансом
рядом с предшествующими воспоминаниями звучат эти, опубликованные
в 1918 году в Советской России и как нельзя более подходившие к
моменту, когда свирепейшая «борьба с самодержавием и поповщиной»
велась штыком и пулей. «Самодержавие и поповщина» в этих воспоминаниях
рядом. И в строках, написанных человеком, который ненавидит Царя
и Церковь, презирает свой народ и чужд преподобному Серафиму,— и
в них преподобный Серафим оказывается в сердце народной жизни. Со
скрежетом зубовным, с оговорками, с уничтожающим выводом о «невежестве»
народа вынужден признать мемуарист огромную любовь простых людей
к Царю-Батюшке, полное единства народа в этой любви… Замечательно,
что статья и обширные комментарии к ней, выдержанные в самом злопыхательском
тоне, показывают великолепную подготовку и организацию гигантского
всенародного торжества всей российской имперской мощью (ненавистной
публикаторам). Впрочем, из фактов, известных ему, мемуарист делает
фантастически смехотворный вывод о том, что чуть ли не половина
участников торжеств была «платными агентами тайной полиции», что
стотысячное и миллионное людское море можно было собрать едва ли
не происками «хитреца Плеве»… «Просветители» народа в упор не видят
его и презирают его святыни… Как не вспомнить слова Христа: Итак,
если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?(Мф. 6, 23).
Схимник Саровской
пустыни, отец Серафим, был давно известен в Нижегородской губернии;
около 50 лет назад, во время моего детства, в народе уже были распространены
картинки из его жизни, изображающие, как отец Серафим кормит медведя,
стоит на камне и молится Богу и проч. В народе ходили разные рассказы
о его подвижнической жизни. Он был очень почитаем, вследствие чего
издавна в Саровский монастырь стекались толпы богомольцев, хотя
Серафим и не был признан святым официально. Немало привлекала в
монастырь богомольцев (главным образом из простонародья) и редкая
красота местоположения его на берегу светлой речки, окруженного
вековыми нетронутыми лесами.
Здесь не место распространяться о ходе всего дела о канонизации
Серафима. Из брошюр, изданных по этому случаю, видно, что данных,
подтверждающих его святость, было долгое время недостаточно, мощей
же его, т. е. тела, не подвергнувшегося гниению, не оказалось, а
только кости, лапти, борода и другие предметы, не поддающиеся скорой
порче. Проезжая летом невдалеке от Сарова в 1902 г. я слышал рассказы,
что как-то в монастырь приезжал Тамбовский архиерей и с местным
настоятелем монастыря и еще другим ночью, секретно от всех, осматривали
могилу, а потом опять ее заделали и уехали. Зимой вновь осматривали
могилу Московский митрополит еще с другими архиереями, после чего
стали распространяться слухи о том, что мощей нет. Тем не менее
канонизация Серафима и открытие его якобы мощей состоялась в 1903
году.
Бросается
в глаза это всевыручающее «якобы». Но редакции альманаха недостаточно
скептического тона воспоминателя, и она снабжает заметку огромным
комментарием со ссылкой на левоэмигрантскую печать:
Открытие мощей Серафима Саровского дало повод и создало благодарную
среду для всевозможных легенд о чудесах. Приводим в добавление к
рассказу А. А. Савельева сообщения, в свое время напечатанные в
заграничном «Освобождении» (1903 г., № 30).
«Чудеса совершались во множестве, чуть не на каждом месте саровской
земли, по 10, по 15 в день. Обыкновенно для объяснения чудесных
исцелений привлекаются случаи внезапного прекращения истерического
паралича; может быть, подобные случаи имели место и в Сарове, но
по наблюдениям очевидцев и по тому, что рассказывают они, надо думать,
что большая часть саровских чудес являлась или довольно грубой подделкой,
или плодом непосредственного творчества стоустой фантазированной
толпы. Далее в негативистском духе описываются чудеса якобы мнимых
исцелений... Тут я в сноске привела для сравнения текст из других
частей книги: «Приходилось мне наблюдать, как и другие расспрашивали
исцеленных. Невольно вспоминалось мне евангельское повествование
об исцелении слепорожденного — так уж прилежно старались интересовавшиеся
или сомневающиеся выведать все подробности того или другого чудесного
исцеления; переспрашивали родных исцеленного или чужих ему, но бывших
очевидцами исцеления; сопоставляли показания, делали выводы, снова
спрашивали и переспрашивали. Иные из исцеленных отвечали коротко
и видимо без охоты, точно они подозревали праздное любопытство вопрошавших
или недоверие их к тому, что с ними, исцеленными, случилось»… (И.
В. Преображенский, в данном издании). Интересно сопоставить брезгливый
рассказ заграничного журнала с искренними и радостными описаниями
исцеленных от немоты: мальчика Миши из Воронежской губернии у о.
Василия Тигрова и в разделе «Чудеса исцелений» и мальчика Васи из
Енисейской — у священника-нижегородца.
...А между тем настроение толпы делалось все более и более подходящим
для восприятия всяческих чудес, психическая зараза все сильнее овладевала
толпою и отдельными лицами. В купальне у источника Серафима... сидит
бледный молодой человек, с блаженным выражением лица, очевидно,
в состоянии высокой степени экстаза. Вокруг него толпа, все толкуют
о только что совершившемся чуде, толпа взвинчивается сама и еще
более взвинчивает молодого человека. У него туберкулез костей, он
сошел в воду на костылях, вышел без костылей. Толпа расходится,
разнося весть о чуде, когда же молодой человек оделся, он продолжает
ковылять без костылей, но так плохо подвигается с места, что ясно,
что ни о каком исцелении нет речи; через несколько дней его опять
видят на костылях, но самый факт уже зарегистрирован в общих списках
жандармов и владыки Антония и — что еще важнее — уже успел прибавить
некоторый плюс к той сумме влияний, которою создается атмосфера
чудесного... «Как, однако, ни поразительны были чудесные исцеления, творившиеся
по молитвам к угоднику Божию, мы все-таки думаем, должны думать,
что они не в состоянии были препобедить все сомневающиеся умы и
покорить все загрубевшие от неверия сердца. Границы неверия, можно
сказать, необъемлемы, как то и указывает-ся в святом Евангелии.
В притче о богаче и убогом Лазаре Авраам самым решительным образом
высказал богачу, что не верующие Моисею и пророкам не поверят словам
даже и из мертвых воскресшего» (И. В. Преображенский).
Так обстояло дело по отношению к простым богомольцам и обывателям.
“Наверху” в это самое время происходило использование саровских
чудес в целях развлечения самого самодержца и направления его чувств
и мыслей в духе желательном г. Плеве». А мемуарист продолжает:
Не последнюю роль в этом деле, несомненно, играли соображения хитреца
Плеве, поставившего целью показать, что простой народ доволен самодержавием,
предан ему, и что стремление к свободе и к участию общественных
сил в государственном управлении есть измышления небольшой кучки
интеллигенции и не имеют опоры в простом народе. Мемуарист скучно описывает, как он поднес Государю, прибывшему
в Арзамас, хлеб-соль и какими словами перемолвился с ним Царь. Не
только счастье, заполняющее воспоминания священников и несомненно
охватывавшее простой народ при виде Царя, но и какой-либо живой
интерес ему чужд... А вот дальнейший текст представляется мне весьма
интересным, если не сказать больше... Интересно именно даже и самой
серостью, тупостью, "тенденцией"...
В Саров я не ездил и очевидцем того, что там происходило, не был.
По слухам, была страшная толкотня и давка, народу набралось множество,
и внутри и вне монастыря. По моему мнению, все рассказы важны лишь
в одном отношении, что доказывают, что слабую волю царя окончательно
подчинили, внушив ему ко всему прочему еще и ханжество. Приведу
еще любопытные замечания писателя В. Г. Короленко. Обратный отъезд
царя со свитой был назначен 20 июля. К этому дню мы опять приехали
в Арзамас и ждали в том же павильоне. Ровно в 12 час., как было
назначено, царь приехал, весь в пыли, так как жара стояла страшная.
Поговорив немного с губернским предводителем дворянства Нейдгардтом
и некоторыми другими, он сел в вагон и уехал, а мы отправились в
город и в тот же вечер уехали. Вот после проводов царя я и видел
В. Г. Короленко в гостинице Стрегулина. Оказалось из его рассказа,
что он пешком с одной из станций железной дороги, вместе со своим
родственником Малышевым, в качестве паломника, отправились в Саров,
чтобы видеть и изучить толпу и проявление народного движения в этот
редкий момент. Он передавал, что по его мнению около монастыря было
до 150 000 человек. Толпа была настроена фанатично и с особой преданностью
царю. Надо заметить, что незадолго до открытия мощей, в виду циркулировавших
уже слухов, что мощей нет, было обнародовано разъяснение петербургского
митрополита Антония, из которого видно, что мощей (в смысле тела,
оставшегося нетленным) действительно не было — нашли кости, бороду,
лапти и только. Короленко говорил нам, что однако разговаривать
об этом или по поводу оглашенного Антонием сведения можно было лишь
с большой осторожностью, и не со всяким, а иначе можно было нажить
большие неприятности. Толпа была настроена фанатично, а преданность
к царю, по его наблюдению, была так велика, что, если бы кто-нибудь
сказал, что царя монахи убили, то от монастыря не осталось бы камня
на камне (Фантастическое, потрясающее предположение, характеризующее
и, своей абсурдностью, интеллигентское безумие, и, предполагаемой
реакцией народа — настроение народа!) Вот каково было настроение,
по словам такого опытного и вдумчивого наблюдателя, как Владимир
Галактионович.
А между тем в несколько лет все это резко изменилось.
Надо впрочем заметить, что в Саров шел лишь известный элемент народа
немолодого уже возраста; в среде же молодого поколения все больше
и больше начал проявляться дух критицизма. Что же касается высших
интеллигентных классов, то беря также более зрелый возраст, надо
отметить одну особенность. В душе и на словах в частных беседах
и дух критики и отрицательное отношение к самодержавию были развиты
очень сильно, но раз дело доходило до таких моментов, когда эти
чувства должны были выразиться, шло наоборот — выходило так что
высказывалось противоположное, вопреки внутреннему чувству, притом
без всяких укоров совести, как нечто неизбежное. Только молодежь
высказывалась смело, открыто, и действовала честно, но конечно,
далеко не вся. Может быть, и здесь имеют значение те же причины,
как и относительно народной массы, но примеров, подтверждающих высказанное
выше, предо мной прошло не мало.
Печатается
по изданию: Голос Минувшего. 1918, № 4/6. С. 211–217.
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской Православной Церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи