Какая
теперь радость на небе! Отец Небесный со святыми Ангелами радуется
о кающихся грешниках! Иисус Христос сказал, что бывает радость у
Ангелов Божиих и об едином грешнике кающемся (Лк. 15,10).
Все вы как дети Отца Небесного пришли в дом Божий и Отчий, чтобы
испросить себе прощение. Если вы плачете, вам страшно, больно и
стыдно, тем лучше, ибо радость у Ангелов Божиих полнее и совершеннее.
Если вы смущены холодностию сердца вашего, неимением духа покаяния,
недостатком слез или неуверенностию, что ваше сокрушение и покаяние
истинное и будет спасительное, то не отчаивайтесь, будьте только
искренними детьми своего Отца Небесного. Смущение есть уже недовольство
собой, а детская робость — признак смирения.
Спасительно
то, что вы себя сознаете и чувствуете детьми Божиими, но не мечтайте
при таком чувстве быстро вырасти духовно, ибо вам неизбежно пройти
еще юношество, чтобы войти в зрелый, духовный возраст. В духовной
жизни требуется постепенный рост, как и во всякой другой жизни,
но еще более осторожный, ибо сила духовная возрастает только соразмерно
собственным трудам и зависит от укрепления добродетелями и развития
чистоты в сердце. Чем чище сердце, свободнее от страстей, тем оно
ближе к Богу, тем благодатнее и дерзновеннее в мольбах и прошениях
ко Господу. Если же вы будете продолжать работать на духовном пути,
без само-жаления, то сокрушение и дерзновение сами явятся в вас.
Что
требуется от приступающего к таинству покаяния? Требуется главным
образом твердое намерение впредь исправить свою жизнь. Такое намерение
может явиться только тогда, когда человек ясно сознает весь ужас
своих грехов. Поэтому свт. Василий Великий и говорит, «что не тот
исповедует грех свой, кто сказал-, я согрешил — и потом остается
во грехе, но тот, кто, по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел!»
Следовательно, для покаяния нужно обрести или сознать свой грех
и его возненавидеть! Но кто возненавидел грех, тому нетрудно сказать
искренно своему любящему Отцу: прости, не буду! Какие же дети затруднятся
произнести эти два слова, а они быстро пройдут небеса и явятся ходатаем
у Престола Божия!
Кто
предстоит Отцу Небесному с детскою робостью, тот должен сознавать,
что ему не утвердиться своей силою в намерении исправить свою жизнь.
Некоторые люди думают, что от нас самих зависит жить праведно и
не совершать беззаконие, так как человеку даны и воля и свобода;
грех же не отымает свободы. Но так размышляют только те, которые
не принимались еще за духовную жизнь, не испытали скорбен и болезней
и не чувствовали на себе силу покаяния. Влечение к страстям до
такой степени извращает человеческую волю, что люди часто не могут
отказаться от греха. Хотя грех не отымает свободы, но он делает
из человека слабого ребенка, своего раба, и для него невозможно
без чужой помощи не только восстать, но и помыслить об исправлении.
Те
же люди, которые чувствуют свое бессилие, начинают понимать истину
Святого Евангелия, и им ясно представляется, что человек своей силой
ничего не может достигнуть, а только одному Богу все возможно. И
намерение исправиться заставляет их неотступно просить силы и помощи
у Христа Спасителя и Его Пречистой Матери. Какое дитя убоится взывать
о помощи и спасении, когда находится в опасности, и каким родителям
было бы трудно кинуться на родной и дорогой зов?!
Покаянию
мешает еще иногда сознание, что вслед за прощением неизбежно новое
падение. Но Господь допускает падения только тех людей, которых
труд был недостаточен и они прибегали к Его помощи с маловерием
и без упования. Кто еще несовершенно познал свою немощь, тот непременно
совершит падения, ибо надеется еще на себя, свой ум, свои силы.
Но
если вы сознаете себя детьми в духовной жизни, то боязнь упасть
и согрешить снова не должна смущать вас. Это неизбежно. Кто же опытен,
возрос духовно, тот хорошо понимает, что от падения зависит преуспеяние,
восстание и, наконец, совершенное освобождение от страсти.
О, безумие! У многих сила покаяния уничтожается чувством страха
и стыда пред духовным отцом. Это последнее средство борьбы врага
спасения. Кто же не знает, что непризнание греха пред духовным отцом
ведет к неизбежному признанию его пред всем миром на Страшном Суде!
Кто может сомневаться, что за собственное присуждение себя к малому
наказанию, уязвлению самолюбия мы немедленно получаем оправдание
и свободу! Этот безумный страх пред духовным отцом является лишь
у тех, кто плохо приготовился к исповеди. Но верьте, возлюбленные,
что пребывшие в посте, в уединении, в бдениях и молитвах, без чего
нельзя приобрести сокрушение и покаяние, готовы всегда объявить
свои, оплаканные и возненавиденные грехи, не только пред духовником,
но и пред целым светом!
Пред
смиренным и немощным человеком восстает образ Спасителя, единой
Надежды, единой Истины, единой Любви, и тогда он говорит: «Ты Сам,
Отче, знаешь и видишь, что я бессильный и немощный, ненавижу свои
страсти, свои грехи, что искренно хочу победить себя, что я плачу
и все-таки оскорбляю Тебя своею нечистотою, неисправимостью! Сколько
раз я решался не повторять греха ради Тебя, Твоей любви, Твоего
неизреченного милосердия ко мне! Сколько раз я временно удерживался
и затем как бы еще с большею силою и страстию совершал падения.
Все мои слезы, просьбы, страхи за будущую жизнь, боязнь наказания
и болезней — все было напрасно, грех победил меня! Не остави же
мя, Твое создание, Твое дитя! Ты в одно мгновение можешь меня сделать
сильным, любящим и праведным!»
О,
если бы мы все молились так, со слезами и искренним покаянием, то
велика была бы радость святых Ангелов на небеси! Аминь.
Слово священномученика Серафима (Чичагова) о покаянии.