Ныне
Неделя святых жен-мироносиц. Святая Церковь по окончании пасхальных
торжеств прославляет тех святых, которые за их любовь и преданность
ко Христу, за их искренность, самопожертвование, страдания и слезы
Удостоились первыми лицезреть воскресшего Спасителя. Это были святые
жены-мироносицы. Они особенно дороги Православной Церкви по воспоминаниям
о событиях земной жизни Иисуса Христа. Как ближайшие спутники возлюбленного
Учителя, они прислуживали и помогали во всем Божественному Страдальцу,
заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали
всем Его испытаниям и мукам. И вечно будут они служить всему христианскому
миру примером сильной и живой любви, образцом совершенного покаяния!
Святая любовь возродила их к новой, благочестивой жизни, открыла
им цель земного существования и дала разумение тайн Божиих, приучила
к лишениям и подвигам, примирила со скорбями и испытаниями, привлекла
к делам милосердия и трудолюбия, довела до спасительного, совершенного
покаяния и прославила на всю вселенную по пророческому Слову Сына
Божия. Каждая любящая, христианская душа, помышляя о земной жизни
Господа своего, неизбежно созерцает при этом и дивные образы жен-мироносиц,
столь близких ее сердцу, как-то: Марии, сидящей у ног Спасителя
и внимающей всем существом своим учению Его о жизни вечной, или
другой Марии — Магдалины, пома-зующей драгоценным миром ноги возлюбленного
Учителя и утирающей их своими длинными, чудными волосами, а затем
плачущей на пути к Голгофе и бегущей на рассвете дня воскресения
ко гробу замученного Иисуса, или, наконец, всех их, испуганных исчезновением
Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и еще более пораженных
явлением им Распятого на пути, когда они бежали возвестить апостолам
о случившемся. Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу,
что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими
слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно
возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали
на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением
свв. жены-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям
Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно
им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается
благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления,
одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают
Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святе.
Путь
свв. жен-мироносиц был не загадочен, не сложен, вполне прост и понятен
нам. Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершенным
покаянием избавились и исцелились от страстей. Чтобы следовать их
живому примеру, необходимо нам ясно понимать: что такое совершенное
покаяние, в чем оно состоит, как его достигнуть. Но благовременно
ли нам говорить ныне о покаянии? Ведь только две недели прошло после
Великого поста; все мы недавно говели, исповедовались, приобщались
Святых Тайн и в радости встретили великий праздник Воскресения Христова.
Ведь только что кончился пост, и опять говорить о покаянии?
Действительно,
в наше время упадка религии и веры при существующих настроениях
в образованном обществе и при установившихся порядках и обычаях
в светской жизни вообще сделалось невозможным говорить с церковного
амвона во всякое время о покаянии, как о самом важном и необходимом
для настоящей и будущей человеческой жизни. Светские люди до такой
степени углубляются в свои заботы и дела, отвлекаются мирскими интересами
и развлечениями от высших целей человеческого духа, что теряют способность
вмещать в себе духовное слово. Только к Великому посту они приобретают
соответственное настроение духа. Весь строй светской жизни как бы
намеренно создается с целью уверить возрастающее поколение, что
человеческая душа заслуживает наименьших забот и попечений. Поэтому
необходимо иногда говорить о покаянии не только перед говением,
но и по прошествии некоторого времени после поста, чтобы уяснить
себе, что такое совершенное покаяние, недостающее у большинства
людей, и чтобы каждый мог разобраться в своих мыслях и чувствах,
вдуматься в свое душевное состояние и проверить, какие последствия
получились от недавнего их сокрушения о грехах. Словом, весьма важно,
хотя и неблаговременно, по соображениям житейского разума, призывать
себя к ответу перед собственною совестию, чтобы достигнуть искреннего,
а затем и совершенного покаяния. На этом основании, прославляя ныне
вместе со всею Православною Церковью свв. жен-мироносиц и воодушевляясь
их образами и примером, совершенно благовременно нам остановиться
на мысли о важности искреннего покаяния и освятить свое сердечное,
умственное и духовное настроение после поста.
Кончился
Великий пост. Удовлетворенные исполнением своего христианского долга,
большинство верующих успокоилось. Но так ли это? Не есть ли это
успокоение только наружное? Многие, несомненно, чувствовали в глубине
своего сердца недовольство собою, некоторый упрек совести, которые
свидетельствовали, что покаяние было принесено среди обычных житейских
забот поспешно, без должного разумения, недостаточно искренно и
любовно, с са-можалением и излишним самооправданием. Поэтому и успокоение
не было полным, ясным, основанным на совершенной свободе сердца.
Но затем? Затем пришло успокоение. Прежде всего ему содействовал
радостный праздник Воскресения Христова, который привлекает даже
равнодушных к вере своею неотразимой силою, даже совсем неверующих,
и кто же не присоединяется к христианскому торжеству, ликованию
и христосованию? Божественный свет, возрождающийся и наполняющий
покаявшиеся сердца, подобно солнцу, бросающему свои живительные
лучи и на добрых, и на злых, на спасающихся и погибающих, обнимает
всех и радует. Но борьба мира и действие зла не приостанавливаются
даже в эти святые часы жизни человеческой. Великопостный, печальный
звон и церковные, покаянные песнопения стесняют мир, но он решительно
пользуется первыми днями человеческой радости, чтобы насильственно
восстановить свои обычные права в домах христиан, и врывается в
семьи со своим шумом, говором, пересудами и чувственными удовольствиями,
отвлекая людей от всего благоговейного, духовного, сердечного, умственного
и сглаживая глубокие впечатления, полученные во время говения от
дивных великопостных богослужений и от раскаяния в греховной жизни.
Чудесная весна, ликующая и возрождающаяся природа, призываемая к
новой жизни теплыми, живительными лучами солнца, манит всех к себе
в зеленеющую даль, обещая всем наслаждение, укрепление сил, забытые
за зиму радости и отвлекая сердце к предстоящим летним заботам,
попечениям и трудам. Поэтому с наступлением теплых дней заметно
пустеют храмы. Так возвращаются люди почти бессознательно, по привычке
к своей обычной жизни, решительно осужденной только что, во время
недавнего покаяния. Как будто вся жизнь образованного общества и
тех, которые следуют их примерам, не противоестественна? А как делается
досадно и больно, когда, углубляясь в самого себя и всматриваясь
во все окружающее, видишь, что со дня Воскресения Христова возбуждается
новая жизнь во всей природе, и только бессильные, безвольные и упорствующие
люди не желают следовать общему обновлению!
В
первые дни измены покаянию и обетам только мгновениями и проблесками
возвращается сознание у верующих от собственного обличения, и становится
совестно и стыдно, но затем люди по влечению неодолимой и посторонней
силы отдаются сознательно во власть предательского безволия, оправдываемого
бессилия и всяких недоумений и сомнений. Они начинают себя успокаивать
вымышленными оправданиями (это всего легче)! В каждом новом грехопадении
стараются усматривать неизбежность, естественность, и в каждом действии
соответствие человеческому уделу на земле. Будто падать и грешить
— совершенно естественно человеку! Мало кто задумывается над вопросом:
почему же только падать, а не вставать после падения? Да потому,
скажут люди, что встать своими силами возможно лишь для того, чтобы
снова пасть, и так без конца!
Однако
мысль о возможности гибели для многих верующих страшна! В надежде
на беспредельное милосердие Божие они стараются измышлять иные пути
спасения, на основании евангельского учения, которые бы искупили
все их непобедимые страсти. Начинают располагаться к добрым делам,
к милосердию, утешаясь, что этим они не только доказывают свою любовь
и преданность к Богу, но и приобретают себе молитвенников и заступников
пред Господом. Но все эти дела без искренней веры, без познания
истины Христовой и правды Божией не могут искупить греховной жизни.
Отдаляющиеся от Христовой истины не в состоянии найти путь спасения,
познать его и совершать добро искренно, ради Господа, а не ради
себя. Каждая добродетель должна, главным образом, способствовать
собственному нравственному оздоровлению, — в этом ее цель и задача.
Всмотритесь и познайте, возлюбленные, многие ли богатые, знатные,
ученые и мудрые, совершая боготворения и благодеяния, побеждают
ими свои страсти? Чтобы достигнуть этого, надо отдать нуждающимся
не излишки свои и не те деньги, которые нужны на предметы первой
необходимости, а которые сохранялись или предназначались на удовлетворение
своих страстей. Вот почему люди редко соединяют добрые дела с самопожертвованием,
самоочищением от пристрастий и самоисцелением от греховных недугов.
С помощью таких ложных умозаключений и самооправданий люди доходят
до совершенного непонимания духовной жизни и неразумения области
духа.
Ныне
христианский мир никак не решается, не хочет совершенно приблизиться
своею жизнью ко Христу. Многие предпочитают проповедовать о падении
христианства, о том, что оно отжило, что нужно создать новую религию,
что они искали Христа и не нашли Его, для того только, чтобы оправдать
свое отпадение от Господа. И что же? Гибнут эти люди, но христианство
— непобедимо. Если и падает вера, то именно от размножения таких
безблагодатных людей, исключительно просвещенных человеческою ложью,
научными отрицаниями всего Божественного, истинного, вечного. Не
будучи в состоянии опровергнуть возрождение мира христианством,
они создают свою научную мудрость, противную Премудрости Божией.
Их ум, как безблагодатный, живет только критикой, сомнениями, недоверием,
соблазнами, мелочностью и не расположен к духовным предметам, возвышенным
идеям и созерцанию величия Божия. В самом познании своем они обнаруживают
ненормальную грубость; все небесное представляют себе плотским образом
вместо того, чтобы предметы плотские видеть в свете духа. Всмотритесь
и убедитесь, возлюбленные, что у грешного, нераскаянного, непросвещенного
духовно человека всегда повреждены способности мышления, суждения
и умозаключения, а потому он обнаруживает во всех своих мыслях и
действиях слабость и ошибочность. В особенности это сказывается
в неумении здраво сравнивать временное с вечным, Божественное с
человеческим и в стремлении к предрассудкам и навязыванию другим
своих заблуждений. Испорченное воображение бессильно представить
себе вечность, Самого Бога, духовный мир, а сердце нераскаянного
грешника теряет стройность чувств, чистоту любви. Все в таких людях
отдано миру и плоти и все они в плену у похотей и страстей.
Есть
и такие люди, которые оправдывают свои страсти наследственностью,
уверяя, что каждый человек рождается с определенной страстию. Это
тоже заблуждение! В каждом человеке имеется лишь самолюбие, это
семя всех страстей, которое может развиться при свободной деятельности,
а может быть и заглушено христианскими мыслями и чувствами. Поэтому
все страсти в нашей воле: каждое дитя ощущает и понимает, что от
него зависит удовлетворение страсти или неудовлетворение, привычка
или непривычка. Вспомните, возлюбленные, как, прибегая к Таинству
Покаяния, все вы испытывали, что после отпущения грехов исчезало
сердечное расположение к страсти. Но еще оставалась в вас привычка
к удовлетворению ее. Она требовала борьбы, проявления вашей воли,
вашего сознания, вашей любви к Богу. Но при первом падении, при
первом удовлетворении этой страсти, опять возвращалось сердечное
расположение к ней. Кто боролся со своими страстями, тот ощущал
не только явные, но и тайные действия чрез воображение и мечтание
о грехе. И эти тайные действия гораздо сильнее и пагубнее явных.
Не свидетельствует ли это, что страсти принадлежат душе, а не телу,
и что они обитают в человеческом сердце, обладая всеми чувствами
и помышлениями его, а не в мозгу, не в крови, не в тканях. Страсти
не могут переходить по наследству от родителей, но они иногда развиваются
в человеке под влиянием наследственных особенностей и болезненных
начал в организме.
Итак,
немощный человек, который не поддается нравственному врачеванию
по своей воле, потому что не хочет борьбы, не желает совершенствоваться,
не стремится ко Христу, не жаждет благодатного исцеления, не молит
Господа о том и не помышляет о совершенном покаянии, — такой человек
не может избежать действия на него страстей. После обычного покаяния
он опять продолжает завидовать, осуждать, насмехаться, гневаться,
лгать и стремиться к благам мира сего. Но долгое пребывание в таком
переходном состоянии опасно, ибо никто не знает ни дня, ни часа
своей кончины. Не могут считать себя исцеленными от страстей и нравственных
недугов даже те, которые победили в себе привычку к греховным действиям,
но грешат мысленно. Кто не знает, что пред лицем Божиим мысли и
действия имеют одинаковую цену, так как они одинаково пагубно влияют
на душу и сердце. Грозно предупреждает нас апостол: «Или не знаете,
— говорит он, — что неправедные Царствия Божия не наследуют?...
не обманывайтесь... не знаете ли, что тела ваши суть... храм живущаго
в вас СвятагоДуха, Котораго имеете вы от Бога... и в телах ваших,
и в дуиюх ваших, которых суть Божий! ...всякий грех, какой делает
человек, есть вне тела» (1 Кор. 6,9,18,20). Последние слова «вне
тела» подтверждают сказанное мною о ненаследственности греха. Страсть
живет в душе человеческой, а не в теле.
Возлюбленные!
Не будем же обманываться. Какая нам польза, чувствуя мучения совести,
свое самоосуждение и сознание своего бессилия в глубине сердца,
еще изощряться в самооправдании, самоизвинении, порочить свою природу
или отвергать Божий закон, Христово учение и вечную истину? Разве
это происходит от непонимания христианства? Никогда. Верующие, принадлежащие
к Православной Церкви, не могут не знать основных законов и истину
Христову. Это происходит от непонимания того, насколько обычное
наше покаяние несовершенно; это бессознательное извращение своего
жизненного пути под влиянием светских обычаев и порядков; это ложное
представление, что для христиан жизненный путь несомненно оканчивается
на небе, в вечном блаженстве. Главным образом это неразумение, что
в Царство Небесное приемлются только здравые души, не имеющие никакой
немощи, свободные от страстей, избавившиеся от мирской нечистоты
и греховности совершенным покаянием, самоисправлением, силою Христовою,
возрождающею благодатию. Эту истину раскрыл нам Христос Спаситель
во многих притчах Своих. Если люди не избавятся еще на земле от
своих страстей и недостатков, то они перейдут с нами в вечную жизнь,
где страсти не могут иметь удовлетворения и будут только мучить,
препятствуя душам вхождение в светлые обители. Оздоровление души
есть безусловное требование для спасения, также как совершенное
покаяние есть необходимое условие для оздоровления души. Наше спасение
совершается на земле, а не на небе, после разлучения души с телом,
когда она уже не может ничего изменить в себе, ни вымолить прощение.
Это спасение приобретается твердою верою, которая имеет силу только
в земной жизни, когда она свидетельствует о любви к Богу, а в вечности
нет неверующих, ибо и бесы веруют и трепещут, потому что многое
видят и знают. Не будем же обманываться, возлюбленные братья и сестры!
Есть условия, без выполнения которых пребывание наших душ в Свете
Непреступном немыслимо.
Никто
из нас не в состоянии уразуметь, что такое совершенное покаяние,
пока не сознает своего бессилия в борьбе со страстями и не познает,
как безнадежно его собственное покаяние, когда сердце не жаждет
благодати. Одного обычного покаяния мало, нужно еще что-то. И что
именно может познать каждый человек, мучающийся своими страстями
и грехопадениями. Как больно бывает такому человеку, когда он, успокоенный
отпущением грехов, примиренный с Богом и с самим собою, надеющийся
устоять и не поддаваться искушениям или подавить в себе греховное
влечение, опять падает и остается наедине со своею совестью, как
преступник, обличенный в своей неисправимости. Чем больше верующий
стремится к праведности, тем яснее раскрывается пред ним поразительная
картина его собственной немощи: хочет достигнуть лучшего, а творит
худшее, стремится к молитве, к единению с Богом, а во время богослужения
или домашней молитвы рассеивается, мечтает, обдумывает свои заботы
и дела, решается бороться безжалостно с пагубною страстию, воздерживается,
утомляет свое тело, истощает постом, а затем неожиданно, незаметно
для себя бывает побеждаем грехом и с еще большею страстию отдается
падению; в борьбе, во время молитвы дает обеты, обещания Господу
или Матери Божией в доказательство своей решимости предаться только
правде и благочестивой жизни, но делается обманщиком, клятвопреступником
и рыдает в отчаянии от своего бессилия пред злом! Сколько верующий
человек тут испытывает стыда, сердечной боли, ожесточения и позора
перед своею совестью! Особенно невыносимо бывает сознание, когда
этими плотскими грехопадениями и невоздержаниями оскорбляется собственная
любовь верующего ко Христу. Во время борьбы, лишений и подвигов
уже чувствовалось приближение ко Господу, ощущались сердечный мир,
всепрощение к людям, радость в сердце, духовное наслаждение, и при
чтениях Слова Божия являлось духовное разумение, и вдруг ниспасть
в прежнее состояние, это невыносимо тяжело и потрясает душу! Снова
появляется в сердце холод и тоска, в уме — сознание своего бессилия,
в совести — упрек в нечестности и внутреннее чувство бесконечного
отдаления от Христа! Какой это ужас — любить Бога и оскорблять Его,
пользоваться Его благостию, беспредельным милосердием и отвечать
неблагодарностью и неповиновением, разуметь Его правду и прибегать
к обману и лжи! Тогда кающийся на молитве сам не находит иного наименования
себе, как «окаянный», ибо все, что было светлого внутри, — загрязнено,
уничтожено, потеряно, развращено, все искреннее, возвышенное истреблено
неправдой и оскорблено обманом.
Такое
искреннее, сознательное самоуничижение и самобичевание есть признак
смирения и служит предвестником приближающегося исцеления, ибо гордый
никогда не молит о помощи благодати Божией, как говорит св. апостол,
без которой мы не в состоянии совершить никакого добра (1 Кор. 15,10;
Флп. 2,13). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать,
— говорит другой св. апостол, — смиритесь под крепкую руку Божию,
да вознесет вас в свое время. Все заботы свои возложите на Него,
ибо он печется о вас» (1 Пет. 5, 5—7). И только сокрушенное сердце
делается способным вместить благодать, которая утешает, ободряет
и укрепляет. Такой искренний человек, смирившийся в своих страстях
и немощах, познавший свое окаянство, на молитве начинает укрепляться
благодатию, ум его постепенно просветляется, является твердость
в мыслях и действиях и исчезают пред ним препятствия, мешавшие ему
прежде в борьбе со злом и грехом. Тогда верующий опять приближается
к Господу, познавая силу Его благодати, в покаянной молитве он уже
горячо просит о ниспослании ему возрождающей благодати, а в дни
охлаждения сердца к Богу еще сильнее убеждается, что без благодати
Христовой немыслимо исцелиться от страстей. Покаяния недостаточно,
нужна еще сила Христова, освящающая благодать Божия; подобает поэтому
неотступно молить, просить и взывать ко Господу о помощи, об исцелении
нравственных недугов, в полном, ясном сознании, что один Христос
— Спаситель наш и все счастие человеческое — в благодатности! Это-то
и есть совершенное покаяние, познание своего бессилия, недостаточности
обычного покаяния, невозможности достигнуть праведности без благодатной
силы Христовой и горячая, неотступная молитва к Сыну Божию о своем
исцелении и спасении! Но Христос не может уврачевать тех, которые
не сознают своей пагубной немощи, не готовы воспринять Божественной
благодати и не молятся об исцелении. А без оздоровления души нельзя
войти в Царство Небесное.
Жизнь
святых жен-мироносиц поэтому-то и поучительна нам. Они не отличались
добродетелями, как, например, Мария Магдалина или Марфа, пока не
познали Господа своего Иисуса Христа. Но, уверовав в Него, возлюбив
всем сердцем Сына Божия, они стали искренними, праведными, самоотверженными,
непоколебимыми, сильными, терпеливыми и просвещенными. Они с живою
верою обратились ко Христу, немедленно изменили свой образ жизни,
и Христос стал для них всем. Тогда они и получили все, что мог даровать
им только один Бог! «Истинно, истинно говорю вам, — сказал Христос
Спаситель, — о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин.
16,23). Аминь.
Беседа священномученика Серафима (Чичагова) в неделю святых жен-мироносиц.