Священноисповедник
Лука
архиепископ Симферопольский
"Наука и религия"
Глава
вторая
Что
такое религия?
День
памяти:
25мая /11 июня
обновлён:
12 декабря
2001
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
НАУКА И РЕЛИГИЯ; ДУХ, ДУША И ТЕЛО
"Феникс,Троицкое слово" - 2001, cтр. 37-38.
Широко
говоря, религия есть отношение к Абсолютному, к Тому, Кого мы называем
Богом. Так как это отношение есть у всякого - даже атеиста, - то
и принято говорить, что у всякого есть своя религия. Но, принимаемая
в таком виде, в широком смысле, религия может быть и правильной,
и неправильной, истинной и ложной, нравственной и не нравственной
- в зависимости от того, что мы разумеем под абсолютной, высшей
и последней ценностью мира и как к ней относимся - во что веруем
и как веруем, что принимаем и что отвергаем.
Говоря же
положительно и по существу, религия - есть общение с Богом (воссоединение).
И об этой именно религии должна идти речь. Религия - как переживание
- очень сложна. Это непосредственное и специфическое переживание,
дающее общение с Богом, - есть молитва.
Конечно, молитва,
как мистическое устремление, как полет духа, как духовный экстаз,
как вера и чувство, не может становиться рядом с наукой для какого
бы то ни было сравнения. Между религией в этом смысле и наукой может
быть столько же противоречий, сколько их между математикой и музыкой
или между математикой и любовью. Сравнивать же мы можем понятия
и явления, лишь беря их в одной плоскости, в свете одного критерия.
Поэтому мы отвлечем от религии ее интеллектуальные (познавательные,
доступные уму) утверждения о действительности - ту ее сторону, которая
является общей как для религии, так и для науки, - посмотрим, не
противоречат ли эти знания и суждения о действительности друг другу.
Или они только в том смысле разноречивы, что говорят о равном, а
не об одном и том же разное, взаимоисключающее?
Вот некоторые
основные утверждения о действительности, которые исповедуем мы,
христиане. Бог существует - даже больше - только Он и существует.
И то, что в Нем и с Ним связано. В Нем все имеет свое бытие, вне
же Его лишь бывание и томление духа. Христос действительно Богочеловек,
который был распят и воскрес и придет снова на эту землю. Душа человека
имеет личное бессмертие.
И теперь скажите,
где в нашей науке - математике, физике, биологии, истории - есть
утверждения, противоречащие этим только что названным суждениям,
- утверждения общеобразовательные, объективные, доказанные, то есть
научные? Их нет и не может быть по существу, потому что все эти
положения касаются сущностей, которые лежат вне компетенции науки,
а не явлений, которые ей доступны.