Далее
наше великое невежество касается религии. Знание религии существует
двоякого рода: во-первых, можно знать религию, то есть переживать
ее, иметь в своем опыте то общение с Абсолютным, которое составляет
сущность религии. По существу, только тот, кто имеет этот опыт,
может судить о религии, а следовательно, и основательно решить проблему
об отношении ее к науке. Ведь о музыке может судить лишь человек,
имеющий музыкальный слух или вкус, и совершенно недостаточно для
этого знать историю музыки, теорию музыки и даже разбираться в нотах.
К сожалению,
у многих антирелигиозных писателей отсутствует этот религиозный
опыт в прошлом (если не смешивать с ним формальную, обрядовую сторону
религии), и уже потому неосновательны их нападки на религию в ее
чистом смысле.
Но есть еще
другое знание, касающееся религии, - это знание о религии, о том
учении, которое она исповедует, как предмет веры и опыта. Это соответствует
знанию теории музыки, но и этой "теории" нашей религии мы почти
не знаем. Мы почти незнакомы с Библией в подлиннике и судим о ней
по разным книгам, по разным толкованиям... Геология
- наука о составе земной коры и ее образовании - учит, что мир был
сотворен в огромный период времени, а не в шесть дней, как говорит
школьное богословие. Но посмотрим, что сказано в Библии. Днем мы
называем тот промежуток времени, который измеряется известным движением
Земли вокруг своей оси относительно Солнца. А в Библии днем называется
и тот первый промежуток времени, когда Бог сказал: Да будет свет,
и когда еще не было солнца, которое было создано в четвертый день.
Ясно, что слово "день" здесь употреблено не в обычном смысле 24-часового
промежутка, а в значении "периода". Этому соответствует и стоящее
в еврейском оригинале слово "йом", что значит день и период (русское
"зон"). Это подтверждается и второй главой той же книги Бытия, где
словом "йом" обозначено все время творения, обнимающее все шесть
периодов: Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то
время, когда Господь Бог создал землю и небо (Быт. 2,4).
Иллюстрация.
Быт.1:5...И
был вечер, и было утро день
один.
Быт.2:4...в то время, когда
Господь Бог создал землю и небо
Бог, творивший
мир, вечен и живет вне времени. И не было тогда еще человека, сознание
которого связано с понятием времени. Да и у человека это сознание
не вечно, ибо в будущем новом мире - времени уже не будет (Откр.
10,6). Объективно, вне человека, его нет и сейчас, и измерение его
относительно. Моисей, который является автором книги Бытия, говорит
в своей молитве (Пс. 89,5): Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как
день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
Итак, если
геология иногда мешает нам признавать геологические данные, то Библия
находится в согласии со всеми фактами природы, а следовательно,
и с наукой, открывающей эти факты. Поверхностное чтение Библии,
как и всякое полузнание, вызывает еще одно недоумение. Какой мог
быть свет в первый день, если солнце создано в четвертый день? Причиной
этого сомнения является опять-таки незнание как Библии, так и науки.
Ибо уже Гершель доказал, что первоначально существовала туманность
световая, а солнце, созданное в четвертый день, представляло собой
центр, собравший разлитую в пространстве световую энергию. В выражении:
и создал Бог два светила великие - слово "создал" значит сделал,
довершил выполнение того, что было сотворено, первоначально вызвано
к Бытию (глагол "творить" употреблен в первом стихе). (В оригинале
различаются два этих глагола: творить и создавать). Еще большую
наивность обнаруживают те, которые оспаривают Библейскую давность
существования мира, забывая, что Библия определяет в годах лишь
длительность человеческой истории, а не существование мира или самого
процесса его творения. Да и в обыденной жизни - одно дело добыть
огонь, а другое - сделать лампу, наполнить ее горючим веществом,
зажечь и повесить ее... Впрочем, это только слабая и не вполне верная
аналогия. Но более всего Библия смущает мыслящего человека своими
повествованиями о чуде. Последнее кажется нарушением законов природы.
Если это можно
сказать о чудесах легенд и их апокрифических евангелий, то совершенно
нельзя это утверждать о чудесах Слова Божия. Исцеление больных,
воскрешение мертвых - не нарушение законов природы, а восстановление
их. По закону греха и наследственности болезнь и смерть являются
закономерными. Но по первоначальному помыслу, когда не было еще
греха - человек был создан для жизни ("Человек" имеет "чело вечности")
и когда устраняется причина, вызывающая смерть (этой причиной является
грех), тогда вновь восстанавливается действие божественной творческой
силы. Эта сила некогда и дни творения "свергала из глубины вечности
могучими творческими словами", она, по словам того же Дарвина, "вдохнула
жизнь в первоначальную клетку". Естественным действием этой силы
является не смерть (это было бы уже противоестественно), а жизнь
и воскресение. Камень в силу притяжения падает вниз, но если сила
притяжения будет нейтрализована обратным толчком - камень полетит
вверх. Чудеса
Евангелия не противоестественны, а сверхъестественны, поскольку
в том или ином случае начинает действовать сверхопытная сила. И
такой факт удивляет нас, кажется нам чудным ("чудо" и "чудный",
как и "чудная" - удивительный, от одного корня), хотя то, "что чудо
на земле, на небе естественно" (как явление радия - чудо для дикаря,
но естественно для химика). Законы природы не оковы, которыми Бог
связал Свою и человеческую свободу, и силами природы Он повелевает.
Без чуда жизнь никогда не будет чудной, и о нем-то томится всякая
живая душа, рвущаяся из царства необходимости в царство свободы.
Наука, изучающая царство необходимости, законы, как "постоянно повторяющиеся
связи явлений" и силы, доступные ее пятичувственной логике, не знает
чуда, хотя и не может отрицать его.
Религия же
соединяет нас с Царством свободы, и притом не формальной и пустой,
а творческой свободы, с Царством благодати, той творящей Силы, которая
создала и мир, то есть чудо, свидетелями которого являемся мы. Эта
же Сила и поддерживает этот мир столь же чудесно (сохранение мира
не вытекает закономерно, логически из факта существования, так же
как питание организма не обеспечено еще его рождением - он может
и разрушиться от голода). А потому и в вопросе о чуде не может быть
принципиального противоречия между наукой и религией (может быть
лишь вопрос о реальности или вымышленности данного чуда, но это
уже вопрос другого порядка).
Далее, ссылаясь
на величие и бесконечное множество миров, мыслящий человек смущается
утверждением Библии, что Земля находится в центре вселенной, вследствие
чего человек возомнил о себе слишком много, считая себя центром
бытия. Библия не утверждает антропоцентризма, то есть того, что
человек находится в центре вселенной. Когда взираю я па небеса Твои
- дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то
что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты
посещаешь его? - говорит псалмопевец (Пс. 8,4-5).
Библия не
учит и о геоцентризме, то есть о том, что земля находится в центре
вселенной, и даже нет в ней основания для гелиоцентризма (теория,
которой временно придерживалась наука, уча, что в центре мира находится
солнце).
И какой вообще
возможен физический центр, равноудаленный от всех точек космической
сферы, которая бесконечна? Одно время думали, что полярная неподвижная
звезда может быть таким центром, но и она оказалась и не неподвижной,
и не центральной.
Библия учит
о теоцентризме, о том, что неизменным центром вселенной является
Бог (в переводе с еврейского Бог - на основании филологического
исследования Делича значит - неподвижная, вечная цель бытия). Все
из Него, Им и к Нему (Рим. 11,36).
Библия учит
не о физическом, а о метафизическом центре вселенной (ибо она содержит
учение не о физических преходящих предметах, а о вечном и духовном),
каким является Христос-Логос. Все чрез Него начало быть, и без Него
ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1,3). Мир
христоцентричен, ибо Слово (Христос-Логос) было Бог (Ин. 1,1). Бог
воплотился на маленькой и незначительной планете Земля не по той
же ли причине, по которой Он избрал и на земле маленькую Палестину,
и в Палестине Вифлеем, а в Вифлееме ясли, ибо не нашлось места в
гостинице? Наша земля, таким образом, стала космическим Вифлеемом,
и если свет из яслей простерся по всему лицу земли, то так же он
может по некоей непостижимой проекции достигать всех точек вселенной.
Самая обитаемость других миров не отрицается в Библии, как и вообще
тот биологический принцип, по которому у Бога в каждом месте космоса
"живет то, что в нем жить может". "Бог сотворил мир".
Этот неизмеримый
космос (макрокосмос) христоцентричен так же, как и малый мир (микрокосмос)
твоего существа. Только вокруг Него может быть собрана центростремительно
вся душевная энергия человека и только от Него центробежно может
излучаться вся творческая Его сила. Если этот солнечный центр не
на месте, то нарушается равновесие в космосе человека, - душа ощущает
внутреннее шатание, пустоту и затмение так же, как распятие Христа
на Голгофе вызвало затмение и землетрясение в природе (сравним мысль
психолога Джемса: обращение есть акт воли, посредством которого
высшая ценность, бывшая во вторичных слоях сознания, становится
центром последнего). Хотя Библия есть не специальная книга о физической
природе или внешней истории человечества, однако и в этих областях
она точна. (Да и как мы поверили бы ей в более важном, духовном,
вечном и будущем, если бы она ошибалась в менее важном, доступном
человеческому знанию?). Если
мы сравним наивные сведения о природе, находящиеся в священных книгах
индуизма, персизма и магометанства (не устоявшие, например, против
переворота, который Коперник произвел в астрономии), с осведомленностью
библейских авторов, то мы должны будем признать их Боговдохновенность
вместе с французским физиком Биа (1774-1861), который сказал: "Или
Моисей имел столь же глубокую научную опытность, какою обладает
наш век, или он был вдохновлен свыше".
В Библии мы
не находим древних представлений о том, что небо есть твердый свод,
к которому прикреплены звезды. Согласно книге Бытие, небо - есть
протяженная среда, отделяющая воды, которые вверху, от вод, которые
внизу. В то время как древние учили, что земля утверждена на некоторых
подпорах, Библия говорит, что Бог повесил землю ни на чем (Иов.
26,7).
Замечательны
также и другие естественнонаучные положения, которые были известны
Библии задолго до того, как они были открыты наукой. К таким "предварениям"
можно отнести слова пророка Исайи: По множеству могущества и великой
силе у Него ничто не выбывает (Ис. 40,26), подтвержденные открытыми
лишь в позднейшее время законами сохранения материи (Ломоносов,
Лавуазье) и законом сохранения энергии (Р. Майер, 1814-1876).
Мудрость говорит
о себе в притчах Соломоновых: Когда Он еще не сотворил начальных
пылинок вселенной... я была там (Притч. 8,26). Не намек ли это на
элементы материи? Постепенные научные открытия все более и более
оправдывают научную точность библейской картины природы и истории.
Филология,
разделяющая языки человечества на три главные группы: индоевропейскую,
семитическую и туранскую, все более открывает общие элементы них,
приводящие к единому языку единого человечества (праязык). Разделение
человечества на 70 главных народов, данное в 10-й главе Бытия, все
более подтверждается этнологией (наукой о племенах). Геология
и палеонтология (наука об ископаемых) блестяще подтвердила порядок
творения, изложенный в Библии. "Последовательность, в которой появляются
органически образованные существа, составляет точную последовательность
шести дней творения, как представляет ее нам книга Бытие" (физик
А. Фехнер).
Археология,
открывшая Ниневию и Вавилон (Гаулинсон), нашла и остатки Вавилонской
башни ("Зиггурат") и множество древних таблиц с изложением фактов,
подтверждающих содержание Библии. [Башня Вирс-Нимруд имеет 48 метров
высоты и 710 метров в окружности. Она называется "Зиггурат". Это
семитское слово означает: "сделать себе имя". (Сравните слова строителей
Вавилонской башни: сделаем себе имя - Быт. 11,4)]. История проверила
исполнение пророчеств Библии, настолько удивительное, что одно это
исследование приводило сомневающихся к вере в Боговдохновенность
Писания. Исайя (за восемь веков до Рождества Христа) говорил о Вавилоне
в период его величия: Не заселится никогда... Но будут обитать в
нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся,
и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и
гиены - в увеселительных домах. (Ис. 13,20-22).
И это сбылось.
В четвертом веке персидские цари сделали Вавилон (по его разрушении
и опустошении) местом обитания диких зверей и по временам устраивали
там царскую охоту. (См. энциклопедический словарь Брокгауза).
Далее пророк
Исайя говорит: И сделаю его владением ежей и болотом... (Ис. 14,23).
И это сбылось... Вавилон сделался жертвой наводнения вследствие
изменения в нижнем течении Евфрата, и в настоящее время большая
его часть находится под водой. Русский путешественник Фрей, бывший
там в 1895 году, поразился множеством ежей в болотах Вавилона, что
и напомнило ему упомянутое пророчество Исайи. Еще
много можно было бы привести фактов, вполне оправдывающих наше утверждение,
а именно, что подлинная наука и истинная религия, какою является
религия Библии, не противоречат друг другу. Религия противоречит
не науке, а нашим знаниям (и приложениям) о природе. Но между откровением
и самой природой нет противоречия и не может быть, ибо Бог является
Творцом их обоих.
Общая же причина
предубеждения против религии заключается прежде всего в незнании,
как утверждает Бэкон, и это с Божественной простотой объясняет Сам
Христос: Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 22,29).
Эти слова сказаны были саддукеям, рационалистам своего времени,
отрицавшим воскресение мертвых и существование духов (не таковы
ли и саддукеи нашего времени, которые принимают лишь то, что понимают?).
И как тогда, так и теперь, мы не знаем именно этих двух областей:
содержания Священного Писания и силы Божией, то есть той реальности,
о которой говорит Писание и которая открывается религией, как опыт
и переживание. К этой стороне религии мы сейчас и перейдем.