История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

 

ХII Международные Рождественские образовательные чтения
24-31 января 2004 года К программе Чтений-2004

Стилианос Кементзетзитзис,
 руководитель издательства
"Православный Пчельник"

"Значение подвига новомучеников сегодня"

Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры!

Наш небольшой доклад посвящен значению подвига новомучеников сегодня. С помощью Божией мы подойдем к рассмотрению темы, основываясь на простых истинах, заимствованных из чистых источников - Нового Завета, писаний богоносных отцов и исповеданий самих новомучеников.

Часть I. Новый Завет

В заповедях блаженств Господь говорит: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 10), и «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11). В десятой главе, стих 28, читаем: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».

В послании к Римлянам (глава 8, стих 18) святой апостол Павел свидетельствует: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас».

В своем первом Соборном послании (глава 4, стих 14) святой апостол Петр говорит: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас».

И в Апокалипсисе святого евангелиста Иоанна Богослова (глава 14, стих 13) читаем: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Здесь ублажаются те, кто умер для мира, носят смерть Иисусову в теле своем и страдают ради Христа.

В связи с этим апостол Павел во втором послании к Коринфянам (глава 4, стих 10) пишет: «Всегда носим в теле мертвостъ Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем». Если нас привлекает такая перспектива, обратим взгляд наш на мучеников, древних и новых, которые всячески желали приселиться ко Господу. Поэтому апостол Павел более радовался о скорбях и страданиях, которые он претерпел за Христа, чем о полученных откровениях и сотворенных им чудесах. «Я не желаю хвалиться, разве только крестом...» (Гал. 6, 14), и «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами...» (2 Кор. 12, 9).

Мученики Христовы каждой эпохи своей жертвой подтверждали слова святого апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Христовой: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8, 35).

Часть II. Святоотеческие свидетельства

Святой священномученик Игнатий Богоносец в своем послании к магнисийцам (глава 5, стих 2) говорит: «Если мы не решим свободно умереть страстью (Христовой), будет нам невозможно жить жизнью Его». Поэтому к римским христианам он написал: «Дозвольте мне быть подражателем страсти Бога моего». А в другом месте он пишет так: «Лучше мне умереть во Христе Иисусе, чем владеть концами земли...»

Христианство означает страдание и мученичество со Христом и за Христа. Сначала причастники страданий Христовых, а затем участники славы Его. «Достославные мученики, - говорит святой Афанасий Великий, -радуются закалаемые, поскольку желание жизни блаженной умерщвляет боль закалания...» (На память мученика Варлаама).

Вселенский учитель святой Иоанн Златоуст говорит следующее о мучениках за веру: «В таких состязаниях не нужно обладать красотой слога, но иметь боголюбивую душу. Одного слова достаточно, чтобы обратить в бегство целое воинство дьявола. Жертва мучеников обладает притягательной силой, она есть венец Церкви, ее благородство и красота. Голос мучеников убеждает и утешает, а смерть их есть не смерть, а жизнь бесконечная».

Святой Симеон Фессалоникийский особое внимание обращает на то, что «нет никакой пользы, если отсутствует исповедание веры, даже если бы кто обладал всеми благами. Без исповедания истинной веры Христовой он далеко отстоит от Бога, и Христос отречется его по слову Евангелия» (Мф. 10, 32).

Прославляемый в веках Господь наш Иисус Христос соблаговолил и в последнее время явить новых мучеников и исповедников веры, которые благодаря своей твердой вере и совершенной любви ко Христу претерпели ужасные муки, совершили чудные дела и облагодетельствовали православный народ.

Согласно святому Никодиму Святогорцу, написавшему книгу «Новый Мартирологион», по пяти причинам благоволил Бог явить новомучеников в наше время.

Во-первых, для возрождения всего Православия.

Во-вторых, они заградят в день Суда уста неправославно верующих.

В-третьих, новомученики есть слава и величание Православной Восточной Церкви и обличение еретиков.

В-четвертых, новомученики есть пример терпения всем православным, страдающим в узах рабства.

И, в-пятых, новомученики есть образец мужества и пример для подражания для всех православных христиан.

Часть III. Исповедания новомучеников

Ниже мы приводим несколько примеров исповеданий новомучеников, взятых из книги «Новый Мартирологион» святого Никодима:

Новомученики Гавриил и Кирмидолис, принявшие мученическую кончину 18 октября 1522 года, ответили так своим мучителям туркам: «Мы не отрекаемся веры, принятой нами от наших отцов, но пребываем твердо и крепко утвержденными в ней. Вашу религию мы презираем и от нее отвращаемся, как ложной и суетной».

Мученик Михаил, пострадавший в 1544 году, принес следующее исповедание веры: «Я не отрекаюсь от Бога, не предпочитаю тьму свету, ложь истине, но желаю умереть за Христа, чтобы жить вместе с Ним... Я ждал с нетерпением этого дня, как великого торжества, как дня свободы, которой не достоин весь мир... Не теряй больше времени... Что хочешь сделать, делай быстрее, я ни во что вменяю приходящие муки и не отрекаюсь любви сладчайшего Иисуса... Ты не сможешь меня убедить, даже если дашь мне тысячи царств. Иное царство меня ожидает, вечное и нетленное».

Новомученик Ангелис, принявший мученическую кончину 1 сентября 1680 года в Константинополе, принес перед агарянами следующее исповедание: «Дайте мне все ваше царство, но даже тогда вы не сможете отвратить мое сердце от веры и от сладчайшего Господа Иисуса». А своему судье в конце он сказал так: «Что хочешь делай со мной, бей, режь, убивай, сжигай на огне, брось зверям, утопи меня в море, что хочешь делай с этим телом, сделанным из земли, я не отрекусь от Христа, турком не стану».

Поэтому священномученик равноапостольный Козьма Италийский, пострадавший 24 августа 1779 года, говорил так, обращаясь к христианам, пребывавшим в то время под турецким игом. «Пусть сожгут ваше тело, пусть отнимут имущество, не обращайте внимания, отдайте его, оно ведь не ваше. Вам важна ваша душа и Христос. А этого, даже если рухнет весь мир, у вас не могут отнять, если вы сами не отдадите. Это храните, смотрите, не потеряйте».

В Православии продолжается непрестанно жестокая борьба между исповедниками веры и объединенными силами безверия.

Святые мученики знали один язык - язык правды и всегда говорили только на нем, пренебрегая последствиями, и рука Господня была с ними всегда. Об этом ярко говорит святой Иоанн Златоуст: «даже когда враги наши бесчисленны, наш заступник сильнее... Ангельское воинство защищает благочестивых, сонм пророков, сила апостолов и предстательства мучеников».

Поэтому святой Григорий Богослов наставляя нас, говорит: «там, где явно бесчестие, нужно предпочитать грешной закваске и согласию с немощными по вере огонь, меч, стеснения и другие подобные бедствия».

Согласно мудрому слову архиепископа Евгения Вулгариса (XVIII век), «вера с течением времени не меняется, не подвергается изменению со сменой эпох, не искажается обстоятельствами, не увядает и не стареет, но всегда остается собой, старая и всегда молодая».

Святые мученики ставили во главу угла своей жизни лик Богочеловека Христа, Который есть единая Истина, свет миру и путь нашей жизни. Подвязались даже до смерти, сохраняя сокровище святой веры Христовой, чтобы последовали за ними вместе «со всеми святыми» (Еф. 3, 18) подражающие их добродетелям.

Христос, апостолы, мученики, преподобные и праведные указывают путь, которым мы должны следовать.

В страшный день всемирного Суда апостолы принесут свои труды, пот и подвиги проповеди, гонения, изгнания, заключения, смерть за Христа. Мученики принесут свою кровь, пролитую ради любви ко Христу, преподобные - молитвы, бдения, страдания и лишения, праведные - богоугодные дела, грешники - слезы покаяния. А что мы принесем? В наших же интересах просить Его милости и исповедовать добрым произволением, дабы и Он исповедовал нас перед ангелами, святыми и всеми людьми.

Прежде чем завершить этот доклад, приведем два исторических примера, взятых из практического Евангелия, которым именуются жития наших святых. Эти примеры относятся к вере и любви ко Христу. Посмотрим на них, а потом на себя, чтобы понять, есть ли у нас эти две добродетели.

А) В житии святого Марка Афинского говорится, что когда по повелению Божию авва Серапион посетил преподобного Марка, то тот его спросил:

— Скажи мне, авва, мир еще существует?
— Твоими молитвами, отче святый.
— Вера есть в мире?
— Твоими молитвами есть, отче святый.
— Такая вера, как говорится в Евангелии, что скажешь горе сдвинуться и ввергнуться в море..?
Говоря эти слова, он показал на противоположную гору, которая начала двигаться в сторону моря. Тогда святой Марк сказал, обращаясь к горе: «Стой, мы между собой разговариваем, я не велел тебе двигаться».
— Есть такая вера?
Пусть каждый из нас сам себе даст ответ, есть ли у нас живая деятельная вера, есть ли в нас пламя веры?

В) «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37).

9 января отмечается память святого мученика Полиевкта, пострадавшего в 250 году. Его истязатель язычник в конце сказал ему так:

— Или ты отречешься Христа и принесешь жертву идолам, или я зарежу тебя, как овцу!

В этот момент в ноги мученику упала его жена со словами:

— Не оставляй меня вдовой, одну, бедную и беззащитную!

И вместе с ней его маленький ребенок целовал его с плачем.

Святой Полиевкт ответил им так:

— Бог, Который один знает сердце мое, Он знает, насколько я вас обеих люблю, но прежде всего мое сердце принадлежит Христу! Я не принесу жертву идолам! Я христианин!

И сразу после этих слов язычники его обезглавили.

Спрашиваю себя и всех собравшихся здесь: в первую очередь наше сердце принадлежит Христу или, может, суете мира сего, которую апостол Павел почитал сором?

Неисчислимое множество новомучеников явила в XX веке многострадальная Русская Церковь. Вместе со всем сонмом мучеников они предстоят престолу праведного судии и взывают: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Опер. 6, 10).

Наибольшая честь, которой мы можем почтить мучеников за веру Христову, это последовать их примеру, верно хранить исповедание веры, твердо придерживаясь евангельского, апостольского и святоотеческого учения. Наконец, помощью Божией, молитвами святых новомучеников и святых отцов православной Церкви да воодушевимся словами надежды из послания к евреям святого апостола Павла (глава 12, стихи 1-2): «Посему и мы, имея вокруг себя такой сонм свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса...» Аминь.

Перевод с греческого А. Данилина.

К материалам Чтений-2004 Вернуться в начало страницы

Источник: Сибирская православная газета

Стилианос Кементзетзитзис. Значение подвига новомучеников сегодня. Рождественские образовательные чтения.

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта







TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU