История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресБиблиотека
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Странички Дивеевской летописи.
Былое.
Матушка Маргарита.

     Эта келья и эта местность поднимут всю вселенную...
(Слова Матери Божией из видения схимонахине Маргарите)

      Многое было в монастыре разрушено, уничтожено в годы безбожия. Нет монастырского кладбища. Нет храма Преображения Господня, не сохранилась в прежнем виде благословенная Канавка, изменилась и Казанская церковь, которую строила матушка Александра. Не принадлежат монастырю многие здания, корпуса, храмы; нет многого, что дорого сердцу, любящему Днвеево, батюшку Серафима...И все же никогда здесь не прекращалась духовная жизнь. В маленьких деревянных домиках жили монахини, хранили святыни монастыря. Здесь подвизалась блаженная Анна (Анна Васильевна Бобкова — Морозова. 1984) — раба Божия, которою и сейчас помнят многие жители Дивеева. Была и сейчас существует ниточка духовной жизни, соединившая в одно два периода — старый и новый — жива еще одна из последних дивеевскнх монахинь — 96-летняя матушка Маргарита (в миру — Евфросиния Фоминична Лактионова).
Родилась она на Украине, в местечке Казанки Херсонской губернии Елизаветградского уезда 25 сентября (7 октября) 1899 года — как раз на день памяти прп. Сергия Радонежского. Ее семья была большая и очень верующая. Дед — из купцов — был старостой храма. Фрося уже в детстве мечтала о монастыре. Как только она выучилась читать, ей попалась на глаза книжка — «Житие старца Досифея, затворника Китовой пустыни Киево-Печерской Лавры». В житии этого святого рассказано о том, как Дашенька — девица из богатой дворянской семьи, из любви к Богу убежала из дома, от родителей, в образе мужском проводила затворническую жизнь и скончалась под именем старца Досифея в Киево-Печерской Лавре; и что именно старец Досифей благословил юного Прохора Мошнина, будущего великого российского старца — преподобного Серафима, на монашескую жизнь и указал место его спасения — Саровскую обитель.
Вдохновленная этой книгой, Фрося тоже задумала бежать, но все получилось иначе. Родители не держали ее, но отцу было жалко отпускать Фросю, а ей шел уже 16-ый год. В тот год семья Лактионовых собиралась на паломничество в Саров. Отец Фроси решил так: «Поведу-ка теленка на ярмарку, если дадут за него двойную плату, чтобы хватило на дорогу до Сарова и обратно — отпущу ее.» Так и сделал. Приехал на ярмарку, встал в ряд где скот продают по низким ценам. Вдруг, откуда ни возьмись, — старичок в белом балахончике:
— Сколько стоит теленок?
— 24 рубля (12 рублей стоили билеты до Сарова)
Старичок отсчитал деньги и отдал отцу. Возвращаясь, отец подумал: «Ну, продал я Фросиньку батюшке Серафиму за 24 рубля.»...
Игумения Александра встретила Фросю хорошо и сразу в монастыре оставила. «Приехала я прямо на похороны блаженной Паши Саровской, — вспоминает матушка Маргарита, — в гробу ее видела. Как прибыла я в монастырь-то, меня матушка благословила послушницей к Феодору Васильевичу (Долгинцеву), который новый собор построил, а он уж старенький был — 90 лет, вскоре и помер, и меня на Сатис перевели, шесть лет была на коровнике. Потом сделалась церковницей в Тихвинской церкви...»
Рассказывает матушка и о последних годах перед разгоном монастыря: «Были отобраны монастырские земли, питавшие обитель, — а ведь надо было прокормить две тысячи сестер, — и начался голод. Сестрам нечем было заработать себе на хлеб, остановились мастерские: художественные, рукодельные; прекратилось паломничество и помощь богатых благодетелей. Обменивали сестры по деревням свои вещи на кусок хлеба, но этого надолго не хватало и хватать не могло. Серафимо-Дивеевский монастырь был переименован в "Дивеевскую артель". Все отняли — лошадей, шестьдесят голов; коров — около ста их было в Дивееве и сто на скиту в Сатисе; отняли житницы и хлеб. Отнять — отняли, а работать у них было некому, — разруха. В монастырских же полях стоят убранные снопы. Тогда стали власти договариваться с матушкой игуменией, чтобы дала сестер убирать хлеб. Некоторые сестры стали роптать. А матушка вышла перед теми сестрами и спросила: «Верите ли Преподобному?» — «Да, верим!» — «Любите ли меня?» — «Да, любим!» — «Тогда, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, идите, убирайте хлеб.»
Так, некоторое время сохранялся монастырь, пусть даже под названием артели. Ничто не было нарушено: ни продолжительные монастырские службы, ни чтение Псалтири в Рождественской церкви, ни Повечерия, ни Параклисы, ни многое другое.
В 1927 году были закрыты последние монастыри в России, тогда же закрыли и Дивеевский.
Саровскую обитель закрыли за год до Дивеевской, и сестры смогли хоть как-то подготовиться к выходу в мир. Все, что можно было взять с собой, сестры увезли. Причем, матушка игумения Александра благословила, чтобы все главные святыни обители были взяты не в одно место, а находились у разных сестер, — таким образом их вероятнее всего было возможно сохранить.
В Дивееве крепко держалось предание батюшки Серафима о том, что придет время, когда сестрам придется уйти в мир, а на сколько — не сказал Батюшка, — что Бог даст, — все зависит от покаяния народного. Было ощущение близости кончины мира, но по словам батюшки Серафима должен был еще наступить период благодати Божией на Руси. Так говорили и Оптинские старцы и святой Иоанн Кронштадский.
Сестры уходили с крепкой верой, что они уходят временно, что Дивеево, как и вся Русская земля, вновь возродится. Матушка игумения приказала разъезжаться в разные города и села, сама же с частью сестер, переселилась в Муром. Жили Дивеевские сестры и в Москве, на подворье своем, монастырском, и в Нижнем Новгороде (Горьком) и по другим городам и селениям.
Дивеево дало не только подвижниц, но и исповедниц, и мучениц, которые погибли в лагерях.
Матушка Маргарита вернулась в родные места, где прожила три года. Начались гонения. Отца арестовали, посадили в тюрьму. Уходя, он велел дочери возвращаться в Дивеево. Матушка вернулась и поселилась в Ардатове. Там она жила с Агашей, рясофорной инокиней, очень строгой жизнью. Так прожили они три года, до 1934-го. Затем — скитания по Москве, и вновь — Дивеево, до 1937-го. «Отсюда меня в тюрьму взяли,» — вспоминает она. В записях Н.А. Мотовилова сохранилось упоминание о том, что когда он спросил батюшку Серафима: «Когда же будет самое страшное время?», — Преподобный ответил: «Несколько позже, чем через сто лет после моей смерти.» Эти годы — конец 30-х нашего столетия.
Семь лет скиталась матушка Маргарита по тюрьмам, лагерям. Пережила и допросы и насмешки, и издевательства.
«Никого не осталось, все умерли, меня одну Господь смиряет, знать уж больно грешная,» — вздыхает матушка...
В конце 40-х годов она вернулась в Дивеево, купила в складчину маленький дом. Здесь, на ул. Лесной прожила она сорок лет. С ней жили слепая Матрона и блаженная Анна. Не оставил Батюшка Серафим своих чад, собрал их вместе.
Блаженная Анна (Анна Васильевна Бобкова-Морозова) была родом из села Силево. Мало что известно о ее жизни. Как житие прошлых подвижниц, ее жизнь сокрыта во Христе. На подвиг юродства Христа ради ее благословил затворник Саровский, старец Анатолий. Как сложилась ее жизнь до того как попала она к Дивеевским матушкам неизвестно, но как только купили они дом в Дивеево, пришла к ним блаженная Анна и заявила: «Буду тут жить, я детям мамка.»
В келье, где жила старица, была икона. Как живого изображала она Батюшку Серафима. Бывало подойдет блаженная к этой иконе, и как с живым, с ним разговаривает: «Куда? — А, поняла...» — И идет куда ее Господь и Преподобный ведут, где нужна помощь людям. Бывали случаи, когда во сне блаженная являлась жителям Дивеева и предупреждала об опасностях, грядущих бедах. Приходили к ней совсем незнакомые люди, благодарили за помощь. Летом и зимой она ходила в телогрейке, старенькая и слабая, она часто ложилась спать не на кровать, а у порога, но молитвенного подвига она не оставляла. О кончине своей праведница знала заранее и к ней готовилась. Скончалась 1(14) мая 1984 года в праздник Иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Хоронили блаженную по Пасхальному чину. Незадолго до ее кончины матушка Маргарита говорила ей, что хотела бы послушать Херувимскую. И вот на отпевании неожиданно запели: «Иже Херувимы...» Так в последний раз утешила блаженная Аннушка свою любимицу, которая сорок лет помогала ей нести нелегкий крест юродства Христа ради.
В конце 80-х годов матушке Маргарите было видение.
«Как-то раз я прилегла после обеда, и вдруг, голос, да такой громкий, как у Левитана, — вспоминает она, — «Вставай, сейчас с тобой будет говорить сама Матерь Божия.» И действительно, зазвучал голос, да такой сладкий, — от Казанской Божией Матери, что в углу висела: «Эта келья и эта местность поднимут всю вселенную.»
Таковы были слова Царицы Небесной, а вскоре стали появляться первые паломники. Они приходили к дому, спрашивали у матушки, можно ли приложиться к святыням Преподобного. У матушки Маргариты хранились: крест, рукавички, свеча, чугунок, поручи, вериги и другие святыни Батюшки. Стали приезжать целыми автобусами, — без устали принимала всех матушка, и люди потихоньку разносили по земле весть о том, что Дивеево — этот благословенный Дом Царицы Небесной — существует. Существует Канавка — стопочки Матери Божией, святые источники, дающие прохладу и утешение, живет матушка Маргарита, сохранившая в себе, как в капле воды, — духовный строй всей старой обители.
Пришло время возрождения Дивеева. Со всех сторон стали собираться сюда верующие, — по одному, по двое, и целыми семьями. Покупали здесь дома, устраивали хозяйство и жили в ожидании открытия обители.
В Лазареву субботу — 30 апреля 1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена в Дивеево деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери у Казанского источника. Возобновлялась церковная жизнь в Дивееве, исполнялось предсказание батюшки Серафима о том, что со временем будет на окраине Дивеева деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, а каменная отойдет монастырю. Владыка подарил вновь освященному храму большую икону преподобного Серафима с частичкой мощей святого. Этот образ долгое время оставался главной святыней Казанской церкви, теперь он находится в Троицком соборе монастыря.
Батюшке Серафиму Духом Святым были открыты грядущие судьбы России. Он знал и о будущем запустевшей обители.
«Не просите, — говорил Батюшка сестрам, — ничего у них, придет время, сами все отдадут, и еще в ножки поклонятся.»
Так было и на этот раз, когда неожиданно объявили власти о передаче церковной общине Троицкого собора. Весть была радостная, хотя и требовала много трудов — Троицкий собор долгие годы стоял в запустении. И в то же время не сравнить ни с чем тех первых лет, когда храмы Дивеевской обители восставали из руин. Все трудились не покладая рук, и жили часто тут же, почти под открытым небом, довольствуясь очень немногим. Господь посылал им силы и благодать.
Много трудов в восстановлении Троицкого собора и организации жизни паломников положили: протоиерей Игорь Покровский (ныне — настоятель Покровского храма в селе М.Череватово Нижегородской Епархии), иеромонах Кирилл Покровский (ныне — игумен, настоятель Благовещенского мужского монастыря Нижнего Новгорода) и протодиакон Владимир Покровский.
В субботу 5-ой недели Великого Поста, в апреле 1990 года, на Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, состоялось освящение главного престола Троицкого собора архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем. Огромный собор, столько лет пустовавший, принял первых паломников. И вновь звучал возглас, призывавший молящихся ко Престолу Отца Небесного: «Благодарим Господа!»

текст составлен инокиней Свято-Троице-Серафимо-Дивеевской обители Мариной (Гавриленко)

На первую страницу В начало страницы

Странички Дивеевской летописи.Былое.Матушка Маргарита.

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресБиблиотека
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта



Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU