В "Известиях" сегодня [24.02.2001] появилось интервью со мною по
теме ИНН. Увы, редакция весьма непристойно обошлась моим текстом.
Помещаю здесь тот текст, который был согласован за мною за сутки
до публикации.
Андрей КУРАЕВ:
Я был изображен в виде змия
На прошедшей неделе в очередной
раз церковь решала как ей относиться к введенному в России индивидуальному
номеру налогоплательщика. Налоговая задумка обернулась в глазах
многих верующих людей закабалением, нарушением прав, личной несвободой.
Различие мнений грозило российской православной церкви расколом,
а государственной власти -- неповиновением. О том, что происходило
в Троице-Сергиевой лавре подробно рассказывает один из участников
богословской комиссии отец АНДРЕЙ (КУРАЕВ). - Почему именно церковь заявила о том, что не согласна с введением
ИНН? - Церкви, действительно, выпала честь первой громко заявить
о проблеме, которая касается всех людей, даже нерелигиозных. Ведь
единый идентификационный номер -- это ключ к единой же информационной
базе данных, это пароль, открывающий доступ к любому файлу госсистем,
где хранится информация о каждом из нас. Например, я прихожу в поликлинику
и показываю свой номер. Какая информация обо мне будет доступна
врачу? Только ли о состоянии моего здоровья или вся, включая имущественное
положение, брачные связи и так далее? И будет ли это личное дело-досье
доступно самому человеку? Вообще же это часть более серьезной проблемы:
как человеку сохранить приватность своей жизни в мире, в котором
электронные деньги и документы делают прозрачным каждый его шаг.
Понимаете, если однажды государство снова решит, что оно твердо
знает, как правильно думать и как правильно верить - то новые технологии
слежки заставят нас с ностальгией вспоминать о временах Сталина
как о времени почти безграничной свободы… - Противники ИНН пугают народ тем, что в номере неминуемо использование
трех шестерок подряд, то есть "числа зверя", появление которого
в христианской религии считается одним из признаков приближения
Судного дня?
-Все эти события, по-своему преломляясь сквозь толщу народной психологии,
породили протестные настроения в среде верующих. Предельный страх,
который есть в религиозном сознании - это страх "антихриста". Предельная
несвобода, которая может быть представлена христианином - это несвобода
"царства антихриста". Вот эти ассоциации и возникли у людей И именно
это создало напряжение внутри самой церкви. Если в листовке пишется,
что государство - раздает печати антихриста, а патриарх против этого
не протестует, то, ясное дело, он сам подмененный, а епископы нас
предали.
- Но ведь существует официальная позиция российской православной
церкви по поводу ИНН
- По крайней мере ИНН не рассматривается, как печать антихриста.
А отношение к налоговым номерам не является вопросом вероисповедания.
Реакция верующих на нововведения государства может быть любой. Но,
при этом, действия протестующих не должны приводить к расколу внутри
церкви.
- В зале, где проходила богословская комиссия, было достаточное
количество умных и влиятельных людей. Чье выступление на ваш взгляд
повлияло на результат работы?
- Наиболее значимым было влияние неприсутствовавших в зале. Речь
идет о старцах -людях наибольшего личного духовного опыта. Они прислали
видеокассеты со своими словами. Их слово и было наиболее значимым.
Знаете, в церкви можно сомневаться в правоте патриарха или епископа,
но старец -- это не должность, а глаза, которые смотрят не тебя
с любовью, мудростью и пониманием. Это люди, в присутствии которых
умирают вопросы - ибо настолько ощутимым становится, как и во имя
чего надо жить… . Старцы же говорят, что грех не в ИНН, а в чрезмерном
увлечении борьбой против него.
- Каковы итоги двухдневной работы комиссии?
-Общие наши выводы такие: мы согласны, что инициативы государства
могут привести к новому закабалению людей, но церкви не привыкать
жить в условиях политической несвободы. И негоже, высказывая отношение
к происходящим событиям переходить в кликушество и запугивание антихристом.
Не всякая болезнь является смертельной, не всякий социальный кризис
-- последним.
- Можно ли период дискуссий, чуть было не окончившийся расколом
в церкви, считать законченным?
-Часть людей, которая на повышенных тонах говорила о проблеме до
этого, перейдет на еще более повышенные тона, обвинив в предательстве
и богоотступничестве членов синодальной богословской комиссии и
даже старцев. Но существуют люди, для которых наше решение станет
голосом, несущим облегчение.
- Сыграла ли свою миротворческую роль информация о достигнутой накануне
договоренности патриарха с министром по налогам и сборам по поводу
замены понятия "личный номер" на понятие "личный лицевой счет"?
- Слова Букаева были как неожиданно открывшаяся дверь, которая тут
же захлопнулась. Потому что в Госдуме в среду уже обсуждался вопрос
о внесении "социального номера" в паспорт отдельной графой.
- Какой итог проделанной комиссией работы был значимым лично для
вас?
- Мы рассматривали проблему ИНН в чисто богословском плане --
"Корректно ли помещать проблемы общества в контекст Апокалипсиса?"
Ответ гласит: нет… Я же рад, что мои суждения по этому поводу совпали
с мнением комиссии. Знаете в чем разница между ученым и богословом?
Ученый радуется, когда ему удается сказать новое слово в науке,
а богослов - когда его суждение оказывается более чем его личным
мнением и подтверждается общецерковным авторитетом. Ведь за день
до начала работы богословской комиссии в Лавре распространялась
листовка, на которой я был изображен в виде змия, тремя головами
уговаривающий людей принять налоговые номера.