интервью
с наследницей Дома Романовых
О. Н. Куликовской-Романовой в газете Дивеевского района "Ударник"
Ольга
Николаевна приехала в Россию из далекого канадского города Торонто,
чтобы исполнить завещание покойного супруга - Тихона Николаевича
Куликовского-Романова, внука царя Александра III и сына Великой
Княгини Ольги Александровны, младшей сестры Государя Императора
Николая II. Завещание такое: передать икону Божией Матери "Троеручица",
перед которой возносили молитвы Царственные мученики в последние
дни своей жизни, в храм - на месте их гибели в г. Екатеринбург.
И такой храм и (даже монастырь!) на месте уничтожения останков Царской
Семьи действительно были возведены по благословению Святейшего Патриарха
Алексия II.
16 июля с.г., в день памяти святых царственных мучеников-страстотерпцев,
О. Н. Куликовская-Романова передала святыню в только что освященный
храм-на-крови «Во имя всех Святых, в земле Российской просиявших».
Из Екатеринбурга она отправилась по приглашению в древний Псков,
который по праву считается колыбелью русского государственного православия,
на торжества по случаю 1100-летней годовщины города. А в конце июля,
как и планировала, побывала на саровской и дивеевской землях, участвовала
в юбилейных серафимовских празднествах...
НА
РОДУ НАПИСАНО...
- Сейчас всем хорошо известно из трудов
священномученика Серафима (Чичагова), - говорит Ольга Николаевна,
вспоминая о юбилейных празднествах, - что именно святой Царь-мученик
Николай был главным инициатором прославления Саровского старца Серафима.
Преподобный же в своих загадочных пророчествах предсказывал, что
тот царь, который его прославит, им будет прославлен еще больше.
Поразительно, что отец Царя-мученика Николая - будущий император
Александр Третий Миротворец - еще не родился, а дед -император Александр
II - был еще ребенком, когда Саровский пророк предсказал это! И
вот в августе 2000 года я стала свидетельницей соборного прославления
всей Царской Семьи на памятном всем юбилейном Архиерейском Соборе
в храме Христа-Спасителя. А спустя всего три года - 16 июля 2003-го
- присутствовала на службе освящения храма-на-крови Царственных
мучеников в Екатеринбурге. Конечно, цепь этих событий так или иначе
связана с преподобным Серафимом!
Хотелось бы сразу внести ясность в отношении возведенного храма-памятника
в Екатеринбурге. По городам и весям России, как я убедилась, по
сей день «гуляют» разные слухи и кривотолки по поводу так называемых
екатеринбургских останков.
Действительно, тут есть над чем призадуматься. Хотя бы уже потому,
что весь мир узнал о чудесной (!) находке останков сразу же после
того, как в Екатеринбурге был зарегистрирован некий фонд «Обретение»,
который пытался приватизировать не только обнаруженные останки,
но и земли, принадлежащие дому Ипатьева, а также местность в несколько
квадратных километров, где происходили трагические события, связанные
с изуверским убийством Помазанника Божия Царя Николая II, Царицы
Александры Федоровны, Наследника Цесаревича Алексея, Царевен Ольги,
Татьяны, Марии, Анастасии и их приближенных. Тела членов Августейшей
семьи и всех других, как известно, были положены в грузовой автомобиль
и увезены в глухой рудник в урочище Четырех Братьев и сброшены в
старую шахту (Ганина Яма). Для сокрытия от мира страшного преступления
останки затем были извлечены из шахты, рассечены на части и при
помощи серной кислоты и бензина сожжены на двух кострах. То, что
у вновь зарегистрированного фонда были далеко идущие планы, я лично
убедилась после ознакомления с копией устава этого фонда, которую
затребовала по приезде в Екатеринбург в 1991 году. У меня волосы
стали дыбом! И тогда я решила обратиться к Святейшему Патриарху
Алексию II, который благосклонно принял меня. Наш разговор продолжался
более двух часов. В итоге я нашла полное понимание и поддержку...
Затем, как вы знаете, начались длительный процесс расследования
всех обстоятельств «царского дела», образование разного рода комиссий,
газетная шумиха и т.д. Пытались втянуть в это и моего супруга Тихона
Николаевича, досаждая просьбами-требованиями официально предоставить
анализы своей крови, волос и т, п. Но он был непреклонен. Ведь еще
в конце 1980-х годов, когда возобновилась духовная связь с Родиной,
Т. Н. Куликовский-Романов неоднократно обращался к русскому народу,
в правительственные учреждения. Одно из первых его обращений содержало
призыв вернуть городу Свердловску его историческое название - Екатеринбург.
Он выступил с резкой критикой событий, связанных с так называемыми
екатеринбургскими останками. Весной 1993 года Тихон Николаевич готовился
к посещению России, но из-за обширного инфаркта этому не суждено
было сбыться.
ИКОНА -СВИДЕТЕЛЬ
- Господь удостоил меня выполнить завещание
моего супруга Тихона Николаевича Куликовского-Романова, - продолжает
Ольга Николаевна, - передать на вечное хранение в храм-на-крови
Царственных мучеников икону Божией Матери «Троеручицу» (Екатеринбургскую).
После освобождения Екатеринбурга от большевиков
эта икона была найдена в Ипатьевском доме одним офицером - знакомым
сестры Государя Императора Николая II, Великой Княгини Ольги Александровны.
До самой своей смерти (1960-й год) Великая
Княгиня Ольга Александровна никогда не расставалась с этой святыней
и завещала ее хранить старшему сыну Тихону Николаевичу.
Как говорил Екклезиаст, «вое возвращается на круги своя». Вот и
икона «Троеручица» (Екатеринбургская) после многолетних странствий
вернулась на подобающее ей место. Святой Царь-мученик Николай пророчествовал
перед смертью, что зло неизбежно умножится в мире. Но все-таки не
зло победит зло, а только любовь. Свидетельством этой любви и признания
стало возведение Божьего храма на месте изуверского ритуального
убийства Царской Семьи. В деле покаяния русского народа это может
стать также подтверждением великой победы христианской любви над
вселенским злом.
НЕ КЛИКУШЕСТВОВАТЬ,
НО КАЯТЬСЯ!
- Ольга Николаевна, вы затронули тему соборного покаяния русского
народа за грех цареубийства. Но ведь разгорелся сыр-бор: как такой
акт всенародного покаяния на деле осуществить? Иные и вовсе утверждают,
что, мол, Наследник Престола остался жив, да и царевна Анастасия
тоже... -
Уж чего-чего, а кликушества в России было не занимать во все времена!
Заметно это и сейчас, когда возрождаются вера и православие. Каждая
бабуля порой все видит по-своему и трактует на свой лад, по собственному
усмотрению. Я не стесняюсь об этом открыто говорить, потому что
всякие россказни, выдумки и басни по поводу «воскресения» во плоти
или же тайного проживания то царевича Алексея, то какой-то из царевен
или же похищенного большевиками Михаила Романова явно не идут на
пользу.
Что же касается чина или ранга прославления Царя-мученика, то отчасти,
наверное, можно согласиться с тем, что его христоподражательный
подвиг достоин увенчания или прославления именно в лике царя-искупителя.
Но ведь не нам же, грешным, это решать! Надо довольствоваться малым:
прославили - и слава Богу!
Давайте не будем разбирать, кто перед Всевышним праведнее или святее:
тот ли, кого расстреляли за утаенный пуд зерна во времена раскулачивания,
отобрав у семьи все до нитки, или же знатный дворянин, или представитель
Дома Романовых, верой и правдой служившие Отечеству. Тут ведь другое
важно! То, что и знатный, и простолюдин, и генерал, и рядовой вместе
пали жертвой безбожников. И еще. Нам уже пора осознать до глубины
души и сердца, что и по сегодняшний день все мы несем печать - страшного
греха своих предков - цареубийства и клятвопреступления, нарушения
Присяги Царю, Помазаннику Божию.
Как, каким образом покаяться за это отступление?
Очевидно, соборно, всем миром. Но ведь и сердечная покаянная "молитва
каждого должна быть! Я не берусь судить, потому что всего не ведаю.
Знаю только, что покаяние нужно выстрадать, заслужить, осознать.
Тексты покаянной молитвы за Царя и Царственных мучеников, насколько
я осведомлена, существуют. Но кто эти молитвы возносит? Каждый ли
из верующих? Да и в церкви я, что-то от ведущих службу батюшек этого
не слышала...
Стало быть, дело в другом. Как написала мне в письме из Екатеринбурга
молодая девушка (я получила письмо через моих знакомых): «Поразительно,
сколько бед и напастей мы пережили в России за последние десятилетия!
Неужели мы не искупили свой грех?». В этом же письме она приводит
мнение своего друга, который ей так ответил: «Знаешь, мы ведь этот
страшный грех не осознавали и только теперь начинаем понимать. Постепенно
люди приходят к этому. И Царь, о котором есть много пророчеств,
не вернется так быстро...»
Очень показательны для нашего времени суждения молодых: значит,
не все еще потеряно и утрачено. И все же не нам судить, когда Господь
пошлет нам предсказанного Царя. Всему свое время!
С НАМИ БОГ!
- В Дивееве, как нигде, наверное, ощущаешь дыхание происходящих
в России перемен. Находясь за границей, вы это чувствуете?
- Я, собственно, никогда не ощущала и не представляла себя вне России!
Жить за границей - вовсе не означает отрешиться от корней, от большой
и малой родины, от русского духа, наконец. Хотя в современной России
сейчас узаконилась мода на космополитизм, на все западное. Мне это
чуждо и противно.
Могу совершенно искренне заметить, что в стране за последнее десятилетие
произошли колоссальные изменения: в социально-экономическом положении,
в настроениях, в людях. Многие потянулись к вере, к православию.
Восстанавливаются храмы, монастыри... Огорчает то, что так называемые
новые русские, сломя голову, забыв о собственных традициях, о наследии
предков, окунулись в рыночную стихию, погнались за длинным рублем.
Последствия этой безумной и бездушной гонки за деньгами, за «золотым
тельцом» приносят печальные плоды. Нам, к сожалению, это янки из
Америки навязали. Но задумываемся ли мы, к чему может привести этот
чужеродный «янкизм»?
У нас, если вспомнить историю, же были и татаро-монгольское, и иное
ига. Думаю, что и это пройдет. Как когда-то на поле Куликовом разбили
татар, потопили шведов в битве на Чудском озере, изгнали иноземных
польских захватчиков, так и со всеми чуждыми русскому духу явно
насаждаемыми установлениями произойдет. Да и зачем засорять русский
язык, столь «великий и могучий»? Почему у нас непременно, на иностранный
манер, должны быть офисы, всякого рода маркеты, шейпинги и шопинги?
К чему увлечение иностранными словами? Неужто это дает нам и стране
какой-то престиж? Ведь каждое нововведение должно быть во благо,
а не на разрушение. - Но и в Дивееве вы могли услышать, наверное, сетования на то,
что сейчас действительно золотятся купола, восстанавливаются храмы,
а вот те же старушки, большинство из которых ходит в церковь, на
свою пенсию немногое могут себе позволить...
- Надо только приветствовать, что возрождаются храмы: да, купола
золотятся, может быть, даже с излишком. Но давайте спросим себя:
а кто эти храмы и купола разрушал? На самом же деле мало что новое
возводится. Чаще всего восстанавливается то, что наши ближайшие
предки испепелили, сравняли с землей и т.д. Так что это естественный
процесс - возрождение.
Что касается остального, мне трудно судить. На мой взгляд, в 1990-х
произошла «тихая» революция. Развалили Советский Союз, колхозы и
тому подобное, а золотой песок просыпался сквозь пальцы. В результате
какие-то девять человек из сотни безумно обогатились, в одночасье
стали хозяевами нефтяных, энергетических компаний, промышленных
гигантов-заводов, а остальные девяносто или того более, по сути,
остались ни с чем. Увы, такова непридуманная и жестокая правда истории.
Но это вовсе не означает, что нужно опустить руки и жить по принципу:
куда кривая выведет. Или, озираясь на соседа, ведущего распутный
образ жизни, так же по любому поводу хамить, грубить, источать вокруг
себя злобу и агрессивность. К сожалению, озлобленность и грубость
еще не исчезли из российского бытия, а кое-где «расцвели махровым
цветом». Я убеждена, что только воцерковление русского народа и
воцерковленность как таковая способны преодолеть эти страшные пережитки,
внести в отношения между людьми дух стяжания любви, мира и согласия.
Почему я говорю с такой уверенностью? Хотя бы уже потому, что десятилетия
безбожия и богоборчества в России не смогли искоренить у русского
люда надежду и веру. Веру в Бога. Веру в Царя и Отечество. Присутствуя
на серафимовских торжествах в Сарове и Дивееве, я лишний раз убедилась
в том, что многие тысячи верующих людей живут по пророчествам преподобного
Серафима и других русских святых, мечтают о возрождении в России
Православного Самодержавного Царства. Всей душой приветствую эти
настроения, разделяю их. Но хочу напомнить, что без Божией помощи
и каждодневного молитвенного труда, без самоотверженного служения
этой цели законное Царство возродить невозможно. Деятельное покаяние
народа в том и заключается, чтобы мы не просто проливали слезы о
славном прошлом Святой Руси и о своих многочисленных грехах, о грехах
наших предков, не воспрепятствовавших революции и убийству царской
семьи. Деятельное покаяние как раз и состоит в исправлении последствий
этих грехов. Повседневными делами веры необходимо самозабвенно служить
для возрождения России.
По нашей просьбе Ольга Николаевна Куликовская-Романова написала
короткое пожелание дивеевцам и всем читателям газеты «Ударник»,
а также ее приложения «Дивеевские колокола»: «Вера облагораживает.
Храните веру православную!»
С наследницей Дома Романовых беседовала
Н. ШЕКУРОВА
Все возвращается на круги своя. Интервью с наследницей Дома
Романовых О. Н. Куликовской-Романовой. 2003 г. - год 100-летия канонизации
преподобного Серафима Саровского.