История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

100-летие прославления
преподобного Серафима Саровского

«Все возвращается на круги своя»

интервью с наследницей Дома Романовых
О. Н. Куликовской-Романовой в газете Дивеевского района "Ударник"

    Ольга Николаевна приехала в Россию из далекого канадского города Торонто, чтобы исполнить завещание покойного супруга - Тихона Николаевича Куликовского-Романова, внука царя Александра III и сына Великой Княгини Ольги Александровны, младшей сестры Государя Императора Николая II. Завещание такое: передать икону Божией Матери "Троеручица", перед которой возносили молитвы Царственные мученики в последние дни своей жизни, в храм - на месте их гибели в г. Екатеринбург. И такой храм и (даже монастырь!) на месте уничтожения останков Царской Семьи действительно были возведены по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.
    16 июля с.г., в день памяти святых царственных мучеников-страстотерпцев, О. Н. Куликовская-Романова передала святыню в только что освященный храм-на-крови «Во имя всех Святых, в земле Российской просиявших». Из Екатеринбурга она отправилась по приглашению в древний Псков, который по праву считается колыбелью русского государственного православия, на торжества по случаю 1100-летней годовщины города. А в конце июля, как и планировала, побывала на саровской и дивеевской землях, участвовала в юбилейных серафимовских празднествах...

НА РОДУ НАПИСАНО...

     - Сейчас всем хорошо известно из трудов священномученика Серафима (Чичагова), - говорит Ольга Николаевна, вспоминая о юбилейных празднествах, - что именно святой Царь-мученик Николай был главным инициатором прославления Саровского старца Серафима. Преподобный же в своих загадочных пророчествах предсказывал, что тот царь, который его прославит, им будет прославлен еще больше. Поразительно, что отец Царя-мученика Николая - будущий император Александр Третий Миротворец - еще не родился, а дед -император Александр II - был еще ребенком, когда Саровский пророк предсказал это!
Увеличить - О.Н.Куликовская-Романова в Дивеево, 2003    И вот в августе 2000 года я стала свидетельницей соборного прославления всей Царской Семьи на памятном всем юбилейном Архиерейском Соборе в храме Христа-Спасителя. А спустя всего три года - 16 июля 2003-го - присутствовала на службе освящения храма-на-крови Царственных мучеников в Екатеринбурге. Конечно, цепь этих событий так или иначе связана с преподобным Серафимом!
Хотелось бы сразу внести ясность в отношении возведенного храма-памятника в Екатеринбурге. По городам и весям России, как я убедилась, по сей день «гуляют» разные слухи и кривотолки по поводу так называемых екатеринбургских останков.
    Действительно, тут есть над чем призадуматься. Хотя бы уже потому, что весь мир узнал о чудесной (!) находке останков сразу же после того, как в Екатеринбурге был зарегистрирован некий фонд «Обретение», который пытался приватизировать не только обнаруженные останки, но и земли, принадлежащие дому Ипатьева, а также местность в несколько квадратных километров, где происходили трагические события, связанные с изуверским убийством Помазанника Божия Царя Николая II, Царицы Александры Федоровны, Наследника Цесаревича Алексея, Царевен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и их приближенных. Тела членов Августейшей семьи и всех других, как известно, были положены в грузовой автомобиль и увезены в глухой рудник в урочище Четырех Братьев и сброшены в старую шахту (Ганина Яма). Для сокрытия от мира страшного преступления останки затем были извлечены из шахты, рассечены на части и при помощи серной кислоты и бензина сожжены на двух кострах. То, что у вновь зарегистрированного фонда были далеко идущие планы, я лично убедилась после ознакомления с копией устава этого фонда, которую затребовала по приезде в Екатеринбург в 1991 году. У меня волосы стали дыбом! И тогда я решила обратиться к Святейшему Патриарху Алексию II, который благосклонно принял меня. Наш разговор продолжался более двух часов. В итоге я нашла полное понимание и поддержку...
    Затем, как вы знаете, начались длительный процесс расследования всех обстоятельств «царского дела», образование разного рода комиссий, газетная шумиха и т.д. Пытались втянуть в это и моего супруга Тихона Николаевича, досаждая просьбами-требованиями официально предоставить анализы своей крови, волос и т, п. Но он был непреклонен. Ведь еще в конце 1980-х годов, когда возобновилась духовная связь с Родиной, Т. Н. Куликовский-Романов неоднократно обращался к русскому народу, в правительственные учреждения. Одно из первых его обращений содержало призыв вернуть городу Свердловску его историческое название - Екатеринбург. Он выступил с резкой критикой событий, связанных с так называемыми екатеринбургскими останками. Весной 1993 года Тихон Николаевич готовился к посещению России, но из-за обширного инфаркта этому не суждено было сбыться.

ИКОНА -СВИДЕТЕЛЬ

    - Господь удостоил меня выполнить завещание моего супруга Тихона Николаевича Куликовского-Романова, - продолжает Ольга Николаевна, - передать на вечное хранение в храм-на-крови Царственных мучеников икону Божией Матери «Троеручицу» (Екатеринбургскую).
    После освобождения Екатеринбурга от большевиков эта икона была найдена в Ипатьевском доме одним офицером - знакомым сестры Государя Императора Николая II, Великой Княгини Ольги Александровны.
    До самой своей смерти (1960-й год) Великая Княгиня Ольга Александровна никогда не расставалась с этой святыней и завещала ее хранить старшему сыну Тихону Николаевичу.
    Как говорил Екклезиаст, «вое возвращается на круги своя». Вот и икона «Троеручица» (Екатеринбургская) после многолетних странствий вернулась на подобающее ей место. Святой Царь-мученик Николай пророчествовал перед смертью, что зло неизбежно умножится в мире. Но все-таки не зло победит зло, а только любовь. Свидетельством этой любви и признания стало возведение Божьего храма на месте изуверского ритуального убийства Царской Семьи. В деле покаяния русского народа это может стать также подтверждением великой победы христианской любви над вселенским злом.

НЕ КЛИКУШЕСТВОВАТЬ,
НО КАЯТЬСЯ!

    - Ольга Николаевна, вы затронули тему соборного покаяния русского народа за грех цареубийства. Но ведь разгорелся сыр-бор: как такой акт всенародного покаяния на деле осуществить? Иные и вовсе утверждают, что, мол, Наследник Престола остался жив, да и царевна Анастасия тоже...
Увеличить - О.Н.Куликовская-Романова в Дивеево, 2003    - Уж чего-чего, а кликушества в России было не занимать во все времена! Заметно это и сейчас, когда возрождаются вера и православие. Каждая бабуля порой все видит по-своему и трактует на свой лад, по собственному усмотрению. Я не стесняюсь об этом открыто говорить, потому что всякие россказни, выдумки и басни по поводу «воскресения» во плоти или же тайного проживания то царевича Алексея, то какой-то из царевен или же похищенного большевиками Михаила Романова явно не идут на пользу.
    Что же касается чина или ранга прославления Царя-мученика, то отчасти, наверное, можно согласиться с тем, что его христоподражательный подвиг достоин увенчания или прославления именно в лике царя-искупителя. Но ведь не нам же, грешным, это решать! Надо довольствоваться малым: прославили - и слава Богу!
    Давайте не будем разбирать, кто перед Всевышним праведнее или святее: тот ли, кого расстреляли за утаенный пуд зерна во времена раскулачивания, отобрав у семьи все до нитки, или же знатный дворянин, или представитель Дома Романовых, верой и правдой служившие Отечеству. Тут ведь другое важно! То, что и знатный, и простолюдин, и генерал, и рядовой вместе пали жертвой безбожников. И еще. Нам уже пора осознать до глубины души и сердца, что и по сегодняшний день все мы несем печать - страшного греха своих предков - цареубийства и клятвопреступления, нарушения Присяги Царю, Помазаннику Божию.
    Как, каким образом покаяться за это отступление? Очевидно, соборно, всем миром. Но ведь и сердечная покаянная "молитва каждого должна быть! Я не берусь судить, потому что всего не ведаю. Знаю только, что покаяние нужно выстрадать, заслужить, осознать. Тексты покаянной молитвы за Царя и Царственных мучеников, насколько я осведомлена, существуют. Но кто эти молитвы возносит? Каждый ли из верующих? Да и в церкви я, что-то от ведущих службу батюшек этого не слышала...
    Стало быть, дело в другом. Как написала мне в письме из Екатеринбурга молодая девушка (я получила письмо через моих знакомых): «Поразительно, сколько бед и напастей мы пережили в России за последние десятилетия! Неужели мы не искупили свой грех?». В этом же письме она приводит мнение своего друга, который ей так ответил: «Знаешь, мы ведь этот страшный грех не осознавали и только теперь начинаем понимать. Постепенно люди приходят к этому. И Царь, о котором есть много пророчеств, не вернется так быстро...»
    Очень показательны для нашего времени суждения молодых: значит, не все еще потеряно и утрачено. И все же не нам судить, когда Господь пошлет нам предсказанного Царя. Всему свое время!

С НАМИ БОГ!

    - В Дивееве, как нигде, наверное, ощущаешь дыхание происходящих в России перемен. Находясь за границей, вы это чувствуете?
    - Я, собственно, никогда не ощущала и не представляла себя вне России! Жить за границей - вовсе не означает отрешиться от корней, от большой и малой родины, от русского духа, наконец. Хотя в современной России сейчас узаконилась мода на космополитизм, на все западное. Мне это чуждо и противно.
    Могу совершенно искренне заметить, что в стране за последнее десятилетие произошли колоссальные изменения: в социально-экономическом положении, в настроениях, в людях. Многие потянулись к вере, к православию. Восстанавливаются храмы, монастыри... Огорчает то, что так называемые новые русские, сломя голову, забыв о собственных традициях, о наследии предков, окунулись в рыночную стихию, погнались за длинным рублем.     Последствия этой безумной и бездушной гонки за деньгами, за «золотым тельцом» приносят печальные плоды. Нам, к сожалению, это янки из Америки навязали. Но задумываемся ли мы, к чему может привести этот чужеродный «янкизм»?
    У нас, если вспомнить историю, же были и татаро-монгольское, и иное ига. Думаю, что и это пройдет. Как когда-то на поле Куликовом разбили татар, потопили шведов в битве на Чудском озере, изгнали иноземных польских захватчиков, так и со всеми чуждыми русскому духу явно насаждаемыми установлениями произойдет. Да и зачем засорять русский язык, столь «великий и могучий»? Почему у нас непременно, на иностранный манер, должны быть офисы, всякого рода маркеты, шейпинги и шопинги? К чему увлечение иностранными словами? Неужто это дает нам и стране какой-то престиж? Ведь каждое нововведение должно быть во благо, а не на разрушение.
    - Но и в Дивееве вы могли услышать, наверное, сетования на то, что сейчас действительно золотятся купола, восстанавливаются храмы, а вот те же старушки, большинство из которых ходит в церковь, на свою пенсию немногое могут себе позволить...
    - Надо только приветствовать, что возрождаются храмы: да, купола золотятся, может быть, даже с излишком. Но давайте спросим себя: а кто эти храмы и купола разрушал? На самом же деле мало что новое возводится. Чаще всего восстанавливается то, что наши ближайшие предки испепелили, сравняли с землей и т.д. Так что это естественный процесс - возрождение.
    Что касается остального, мне трудно судить. На мой взгляд, в 1990-х произошла «тихая» революция. Развалили Советский Союз, колхозы и тому подобное, а золотой песок просыпался сквозь пальцы. В результате какие-то девять человек из сотни безумно обогатились, в одночасье стали хозяевами нефтяных, энергетических компаний, промышленных гигантов-заводов, а остальные девяносто или того более, по сути, остались ни с чем. Увы, такова непридуманная и жестокая правда истории.
    Но это вовсе не означает, что нужно опустить руки и жить по принципу: куда кривая выведет. Или, озираясь на соседа, ведущего распутный образ жизни, так же по любому поводу хамить, грубить, источать вокруг себя злобу и агрессивность. К сожалению, озлобленность и грубость еще не исчезли из российского бытия, а кое-где «расцвели махровым цветом». Я убеждена, что только воцерковление русского народа и воцерковленность как таковая способны преодолеть эти страшные пережитки, внести в отношения между людьми дух стяжания любви, мира и согласия.
    Почему я говорю с такой уверенностью? Хотя бы уже потому, что десятилетия безбожия и богоборчества в России не смогли искоренить у русского люда надежду и веру. Веру в Бога. Веру в Царя и Отечество.
Увеличить - О.Н.Куликовская-Романова в Дивеево, 2003Присутствуя на серафимовских торжествах в Сарове и Дивееве, я лишний раз убедилась в том, что многие тысячи верующих людей живут по пророчествам преподобного Серафима и других русских святых, мечтают о возрождении в России Православного Самодержавного Царства. Всей душой приветствую эти настроения, разделяю их. Но хочу напомнить, что без Божией помощи и каждодневного молитвенного труда, без самоотверженного служения этой цели законное Царство возродить невозможно. Деятельное покаяние народа в том и заключается, чтобы мы не просто проливали слезы о славном прошлом Святой Руси и о своих многочисленных грехах, о грехах наших предков, не воспрепятствовавших революции и убийству царской семьи. Деятельное покаяние как раз и состоит в исправлении последствий этих грехов. Повседневными делами веры необходимо самозабвенно служить для возрождения России.

    По нашей просьбе Ольга Николаевна Куликовская-Романова написала короткое пожелание дивеевцам и всем читателям газеты «Ударник», а также ее приложения «Дивеевские колокола»: «Вера облагораживает. Храните веру православную!»

    С наследницей Дома Романовых беседовала Н. ШЕКУРОВА

Фото нашего прихожанина

См.также:

Вернуться к началу страницы    К списку материалов

Все возвращается на круги своя. Интервью с наследницей Дома Романовых О. Н. Куликовской-Романовой. 2003 г. - год 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского.

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта







TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU