О Рождестве
и детстве Пресвятой Богородицы мы знаем не из книг Нового Завета,
а на основании Священного Предания. Подробно об этих событиях рассказывает
апокрифический текст II-III вв., так называемое Протоевангелие Иакова.
Это сказание, хотя и не относилось к каноническим новозаветным текстам,
издревле пользовалось авторитетом.
Оно повествует о благочестивой чете из Назарета Галилейского - Иоакиме
и Анне. Иоаким происходил из царственного рода Давидова, а Анна
была дочерью священника от племени Ааронова, Матфана (другая его
дочь, София, была матерью Елисаветы, ставшей матерью Иоанна Предтечи).
Иоаким и Анна были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди
и всем были известны не столько знатностью своего происхождения,
сколько своим смирением и милосердием.
Они жили безбедно, Иоаким владел многочисленными стадами. На себя
они тратили только одну треть своих доходов, другую жертвовали в
храм, а третью раздавали бедным. Однако у них не было детей, а у
израильтян это считалось позорным, так как бездетные люди лишались
надежды иметь Мессию своим потомком. По понятиям того времени, бесчадие
считалось бесславием и тяжелым наказанием. В один из великих праздников
Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу,
но первосвященник отверг приношение Иоакима, укорив его бесчадием.
Также и другие одноплеменники поносили его, говоря: "Непозволительно
тебе приносить с нами дары твои, ибо ты не сотворил семени в Израиле".
Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился
в пустыню, где в течение сорока дней пребывал в посте и молитве.
Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг
заметила гнездо с птенцами на ветке лавра. "Увы! - воскликнула
Анна. - Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята
я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют
меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не
могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою,
Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты.
Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею,
ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа".
И тогда явился в саду Ангел Господень и сказал: "Анна! Господь
услышал молитвы твои, и ты родишь Дочь благословенную. Ради Нее
благословятся все роды земные. Чрез Нее дастся спасение всему миру,
и наречется Она Марией". Анна дала обет: если у нее будет дитя,
отдать его на служение Богу. Такое же видение было и Иоакиму в пустыне.
Иоаким и Анна встретились, вместе принесли благодарственные жертвы
в храме и возвратились домой, с твердой верой, что получат по обетованию
Господа.
Православная
Церковь с древних времен празднует 9(22) декабря Зачатие Пресвятой
Богородицы от престарелых родителей, а через девять месяцев после
этого дня, 8(21) сентября, Пречистая Дева родилась на свет. По иудейскому
обычаю, в 15-й день по рождении младенца, Ей было дано имя, указанное
ангелом Божиим - Мария, что значит "госпожа", "надежда".
Мария росла и укреплялась, окруженная заботой родителей. Предание
говорит, что когда ей исполнилось шесть месяцев, Анна поставила
Ее на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Мария сделала
семь шагов и возвратилась в руки матери. Анна решила, что Дочь ее
не будет ходить по земле, пока она Ее не введет в храм Господень.
Она устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось
ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они
ухаживали за младенцем.
Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал
священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию,
прося всех благословить Ее. "Бог отцов наших, благослови Младенца
Сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах", - таково
было благословение священников. Анна же радостно прославляла Бога,
что Он разрешил ее неплодие и "отъял поношение врагов ее".
Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения
Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и
желая подольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на
один год его намерение.
Всего
трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм. К торжеству
посвящения в Назарете собралось много родных и близких Иоакима и
Анны. Все они отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути
от Назарета. После вступления в город и семидневного очищения постом
и молитвою праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились
к храму, ведя свою трехлетнюю дочь. На встречу им из храма вышли
священники во главе с первосвященником Захарией.
Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней, по числу
степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени
при входе в храм. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень,
и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи
взошла на самый верх, где ее принял первосвященник Захария. По слову
предания, он не остановился там, где обычно стояли молящиеся, но
ввел ее в Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию. Во
все время пребывания в храме Мария невозбранно входила туда для
молитвы. После введения Иоаким и Анна, принеся благодарственную
жертву, вернулись домой, а трехлетняя Мария была оставлена при храме
для воспитания с другими девами. Вокруг храма были построены особые
помещения, где жили девы, посвященные и служившие Богу. Жизнь Девы
Марии при храме отличалась особенной чистотой и святостью. Она вставала
с рассветом и, по свидетельству предания, три раза в день совершала
молитву: утром, в полдень и вечером. В остальное время Она занималась
чтением книг Священного Писания и рукоделием. В песнопениях Церкви
свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесной пищей.
Когда Марии было около девяти лет, Она лишилась Своих престарелых
родителей: сначала умер Иоаким, а вскоре и Анна.
Девственная чистота, уважаемая в христианстве, не считалась добродетелью
у евреев. Все девы, воспитанные в храме, должны были, по достижении
возраста, вступать в супружество. Когда Марии исполнилось 14 лет,
первосвященник объявил Ей, что, по обычаю, Ей нужно оставить храм
и выйти замуж. Пресвятая Дева ответила, что Она от рождения посвящена
Богу и желает всю Свою жизнь соблюсти девство. Священники, не зная,
как поступить, стали просить Бога, чтобы он объявил им Свою волю.
Первосвященник, облачившись в священные одежды, вошел за завесу
с молитвою, и ему явился ангел Господень и сказал: "Захария!
Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова, и пусть
они принесут жезлы свои. Кому Господь покажет знамение, тому отдашь
Деву в соблюдение девства Ее".
Первосвященник собрал этих мужей, взял у них жезлы и внес в храм.
На следующий день, когда священники вошли в храм, оказалось, что
жезл, принадлежавший Иосифу, расцвел. А когда священник стал раздавать
жезлы и подал последнему Иосифу, все увидели, что сверху слетел
голубь и сел на его жезл. Тогда Дева Мария была с ним обручена,
то есть поручена ему не для брака, а для хранения Ее девства. После
обручения Иосиф с Марией отправились в Назарет, где Пресвятая Дева
вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы
Рождество
Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе
бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде
благословение; и упразднив смерть, дарова нам живот вечный
Относительно
времени появления праздника Рождества Пресвятой Богородицы у церковных
историков нет полного единодушия. Очевидно только, что богородичные
праздники появились в Церкви позднее Господских. По мнению М. Н.
Скабаллановича, среди богородичных праздников Рождество Пресвятой
Богородицы едва ли не последний по времени появления среди двунадесятых.
Правда, упоминания о празднике имеются уже в V веке: на востоке
в словах Прокла, Патриарха Константинопольского (459-436 гг.), а
на западе - в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492-496 гг.).
О древности праздника свидетельствует также его существование у
несториан и яковитов (в тот же день 8 сентября), текстуальное совпадение
употребляемого в католической церкви тропаря с православным текстом
и еще целый ряд достаточно древних памятников письменности как на
востоке, так и на западе.
От первоначальных песнопений праздника в ныне существующую службу
вошли немногие; наиболее древним из них является тропарь "Рождество
Твое, Богородице Дево", употреблявшийся, видимо, уже в V веке.
Тропарь праздника, как важнейшее и чаще прочих употребляемое песнопение,
в лаконичной форме в образных выражениях раскрывает общее значение
празднуемого священного события для всей вселенной - от Пресвятой
Девы воссияло Солнце Правды, Христос Бог, уничтоживший клятву (проклятие
за грех), упразднивший смерть - следствие греха (Рим.5,12) и даровавший
людям благословение и жизнь вечную.
Использованная
литература:
1. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных
икон. / Сост. С. Снессорева. - М., 2001.
2. Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных
икон. М, 2002.
3. Прот. Николай Погребняк О празднике Рождества Пресвятой Богородицы
// Московские Епархиальные Ведомости. - М., 2001. - № 9-10.
4. Прот. Николай Погребняк Введение во храм Пресвятой Богородицы
// Московские Епархиальные Ведомости. - М., 2002. - № 11-12.
5. Протоевангелие Иакова.