История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

 

"Просите благодати Божией..."

Интервью настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии газете "Дивеевские колокола"

17 ноября
1991 года





Обновлен
17 ноября
2003

      Со вторым обретением мощей преподобного Серафима Саровского село Дивеево приобрело мировую известность. Все чаще его называют духовным, православным, историко-культурным центром России. Так ли это на самом деле? И что необходимо предпринять, чтобы оно не только на словах, но и на государственном уровне обрело статус федерального центра истории и культуры православия?
С этими вопросами мы обратились в канун праздника к игумении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря матушке Сергии
.

- О Дивееве как о Центре судить не мне. Но знаю одно - преподобный Серафим дал, а точнее, жизнью своей подтвердил учение древнехристианских Отцов Церкви о Духе Святом. Ибо смысл земного бытия - стяжание спасающей благодати Божией. А для этого в Дивееве есть все условия. Дух Святой подается в таинствах Церкви.
Монастырские храмы открыты ныне всем. Верующие приходят креститься, исповедоваться, приобщиться Крови и Тела Христовых, миропомазаться, венчаться. Приходят - и через Таинства незримо, но явно и ощутимо получают от Бога бесценный дар -Его нетварные энергии. Но получает лишь тот, кто обладает верой. Ведь вера - тоже один из даров Духа Святого.
В моем служении много примеров свидетельствует о сказанных словах. Часто, очень часто возникали, казалось бы, неразрешимые проблемы. И вдруг - стучатся в дверь: «Матушка, а вам вот это нужно?». И, слава Богу, подается как раз то, что необходимо. Так было с переносом канализационной сети с территории святой Канавки. Открылась дверь, и человек предложил свои услуги. А я до этого много раз взывала к Божией Матери об устроении дел на Канавке.
Ну, а чтобы Дивееву стать духовной, историко-культурной столицей... От Бога-все. И если все здесь живущие устремятся в горняя, ко Творцу в земном своем бытии, тогда и Господь поможет. Люди же (история нам это многократно показывает) все пытались без Бога обходиться. Строили Вавилонские башни, рушившиеся на головы архитекторов. Таков результат, если в гордыне рассчитываешь только на «свои собственные силы», на «свой разум», на «свое волеизъявление».
- К 100-летию канонизации Серафима Саровского готовится весь православный мир. И не только в России, но и в дальнем и ближнем зарубежье. Поистине: батюшка Серафим стал вселенским. С чем Вы связываете необычайный рост его популярности, его всенародности, его всемирности?
- Наш отец Серафим - воистину всемирный светильник. Не только в России, но и за рубежом - в США, Греции и других странах воздвигаются храмы, основываются монастыри в его честь. «Дух дышит, где хочет». Эти евангельские слова - о нем, о святом Серафиме, имевшем все благодатные дары Божий. Богоносец и после блаженного успения своего не только не умер в памяти, а от его цельбоносных мощей люди по вере и сегодня получают просимое. С этим связана всемирная известность Саровского Светила.
- Что для Вас лично означают угодник Божий Серафим и Дивеево?
- Угодник Божий при жизни много раз прорекал: плотию он возляжет в Дивееве, сестрам которого, духовным воинам четвертого удела Богородицы, старец передал свечу. Передал и предсказал: огоньком этой свечи вы встретите меня у себя. Реликвия переходила из рук в руки и оказалась у последней насельницы обители - схимонахини Маргариты (Лахтионовой). Когда в 1991 году среди лета пели Пасху Воскресной Радости, обретя мощи Серафимовы, исполнилось слово подвижника. Протодьякон вещественным огнем легендарной свечи встречал того, кто носил в себе негасимый невещественный Огнь Духа.
Ну а для меня лично... Преподобный Серафим при жизни являлся попечителем и строителем обители, а теперь он - наш Предстатель, Помощник и Покровитель у Бога. Поэтому и сестры, и я - все вместе - стараемся исполнять его заповеди, которые даны Матерью Христовой Богородицей. Молитвенное правило совершаем, постоянно читаем «Летопись» монастыря. Для меня же Саровский старец - особый угодник и помощник в нелегких настоятельских трудах.
- Издревле монастыри, помимо чисто религиозной, молитвенной миссии, выполняли еще миссию благотворительную, культурно-просветительскую, воспитательную. Вот и Святейший Патриарх Алексий II взывает к священству - быть ближе к мирянам, идти в народ, занимать активную позицию в проповедовании и распространении Православия. Что это означает для монастыря и его служителей?
- Любой монастырь, в том числе и наш -закрытое духовное сообщество. В него "уходят". Уходят от страстей и похотей житейских, чтобы, по слову Спасителя, взять Крест и идти до самой смерти вослед Ему. Это не означает, что монахини и монахи должны вновь возвратиться к людям, в "мир" и проповедывать Христа. Для этого в Православной Церкви Святой, Соборной и Апостольской есть миссионерские центры, катехизаторы-проповедники. А монастырям самой своей жизнью суждено показывать исполнение евангельских заповедей, их воплощение и осуществление. Жить в Боге и с Богом. Молиться за всех и за вся. При монастыре действительно имеется Православная школа, в которой работают сестры. Но это не совсем правильно, ибо основное занятие монаха - молитва. Но ситуация вынуждает: не хватает специалистов, педагогов, способных обучать основам Православия.
- Ранее в Серафимо-Дивеевском монастыре был приют для девочек, будущих послушниц. Нет ли сегодня планов о возрождении этой традиции?
- Приюту - быть. Планы его возрождения есть. Но совсем не для будущих послушниц, а для любых девочек, которым необходимо хорошее воспитание. Мешает осуществлению планов отсутствие помещения. Так же обстоит и с богадельней, в которой нашли бы приют пожилые работницы и сестры обители. В данный момент они проживают в небольших частных домиках, не совсем для этого приспособленных. А здание богадельни сейчас только на стадии реставрации. Объем работ предстоит большой. Конечно, возрождение монастыря должно идти и по пути служения немощным, труждающимся. Мы уже давно оказываем помощь болящим душевно и телесно. Так что и богадельня будет возрождаться.
- Перед революцией Серафимо-Дивеевскому монастырю принадлежали подворья в Петергофе, Москве и Нижнем Новгороде. Ставится ли сегодня вопрос о возвращении сохранившихся зданий монастырю с возобновлением в них церковной веятельности?
- Сейчас, в Дивеевском подворье г. Петергофа - действующая церковь. Вопрос об открытии филиала там - в стадии проработки. В Москве, на проспекте Мира (бывшая улица Мещанская), проблема возобновления нашего подворья тоже поднимается. Да и филиал в столице иметь очень даже неплохо. В Нижнем Новгороде подворье возрождается. В храме Трех Святителей (по улице Короленко, 14) ведутся реставрационные работы.
- Каковы сегодня распорядок, уклад монастырской жизни? Что требуется для того, чтобы стать насельницей, монахиней монастыря? Сколько всего монахинь и послушниц обитает сегодня в обители?
- Режим - традиционный, по нашему уставу. Зимой в 5.30- полуношница, чтение 12 псалмов и поклоны. Как заповедал нам батюшка Серафим. Летом это правило совершается келейно. И каждый день служатся ранняя, и поздняя литургии. После утреннего Богослужения - обед. Затем все расходятся на послушания, большинство сестер из-за послушания ходят на раннюю литургию - с тем, чтобы в 8 часов приступить к работе. После обеда - вновь на послушание. В 17 часов желающие могут приступить к чаепитию, в это время начинается вечерняя служба в храме. Затем - ужин, Крестный ход по Канавке и вечернее правило. Оно состоит из молитв на сон грядущий и чтения Деяний Святых Апостолов и Евангелия. Заканчивается монастырский день около 23 часов. И так - ежедневно, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Без выходных и отпусков.
Всего сестер в нашей обители - более 350, включая тех, кто проживает на скитах. Непосредственно в Дивееве - около 200 монашествующих. Действует 8 филиалов.
Поступление в монастырь занимает несколько лет. Желающая стать инокиней проходит обязательный кандидатский ценз- искус. Два-три года послушница проверяет свои силы. Если она готова выдержать монастырский режим и взять на себя бремя и иго Христово, то совершается постриг. Для тех, кто родом из Зарубежья (есть и такие), испытание возрастает до 4-5 лет. Бывает, что искус продолжается и 10 лет. На данный момент у нас две схимницы (схима - наиболее высокая и строгая степень иночества).
- Коренные дивеевцы хотят, чтобы у них был свой приходской храм..
- Правящий архиерей Нижегородской епархии епископ Георгий благословил инициативу мирян, которые желают, чтобы приходской храм был. У нас в монастыре постоянно большое стечение паломников. Действительно, трудно попасть на исповедь к одному и тому же священнику. Так что строительство приходской церкви - это благое дело, и мы его только приветствуем.
- Как Вы относитесь к продавцам -так называемым частникам - которые ведут бойкую торговлю иконками, предметами церковной утвари, камнями с изображением ликов Святых на всем протяжении границ монастыря и даже на Канавке Божией Матери?
- Ни Владыка, ни мы принципиально не против того, чтобы частники продавали иконы, книги и церковную утварь. Но совсем другое дело - как и где эту торговлю осуществлять. Не совсем хорошо, когда это совершается так, как сейчас. Особенно на святой Канавке. Ведь это - общенациональная (и даже более того!) - святыня всего Православного мира. Люди со всех концов едут сюда. Едут, чтобы молиться. А торговля отвлекает внимание паломников. Да и благоговейности нет. Всякую торговлю следует вести не самочинно, а по закону: в приспособленных помещениях, в киосках и в подходящем месте. Например, у автобусных стоянок.
- Какие проблемы или вопросы Вы считаете наиболее важными во взаимоотношениях с властью и прихожанами, гостями, паломниками?
- Со властями предержащими нет нерешаемых вопросов. В отношении прихожан и гостей, паломников? Хотелось чтобы все понимали, что они находятся в Святом месте. Чтобы к монастырю, к родникам относились достойно и бережно, как к святыне. Надо во всем стараться поддерживать порядок и благолепие. Паломникам следует прочесть все рекомендации, которые нами даны в гостиницах, в трапезной, в храмах, на источниках. Очень хотелось бы, чтобы все внимательно слушали Богослужение, не шумели, не разговаривали, не ходили по храму. Ведь это отвлекает внимание других молящихся. Словом, надо уважать и любить друг друга.
- Чтобы Вы хотели пожелать всем к Серафимовским торжествам?
- Главное - того, что заповедал угодник Божий Серафим: «стяжать дух мирен». Дух Святой - как соль. Он хранит от гибели греха, от раздоров, вражды и ненависти. Он «немощная врачует и оскудевающая исполняет», ибо есть Любовь. Просите благодати Божией. Просите - и дано будет вам, ищите и обрящете. По вере вашей да будет вам.

На предыдущую страницу К началу страницы

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта







TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU