Не напрасно бывают приношения за усопших,
не напрасно моления,
не напрасно милостыни:
все это установил Дух Святой,
желая, чтобы мы получили пользу
друг через друга.
Святитель Иоанн Златоуст
Причина установления
Родительских суббот заключается в том подвиге, в котором тогда пребывают
христиане. Ежели, по учению святого апостола Павла, без любви ни
что же есмь, то значит и самый подвиг поста, ежели не будет сопровождаться
истинною взаимной любовью, потеряет свое значение, и постящиеся
не достигнут цели, добродетель потеряет свою силу. Потому церковь
и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь. Пред
вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила действительно всех
своих членов, пребывающих на земле, показать на самом деле, что
они пребывают в неразрывном союзе любви и в общении с членами ее,
пребывающими в загробном мире - со Святыми и с несовершенными усопшими.
Так точно и теперь, при продолжении сего подвига поста, и для показания,
что мы не отступаем нисколько от заповеди основателя нашей Церкви
Иисуса Христа: "любить друг друга", Церковь приглашает
своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й,
3-й, и 4-й недели. Итак, основанием учреждения сих суббот - любовь.
Другая причина их основания есть та, что в сии дни поста кроме суббот
и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ,
которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене
литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы
2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные
особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и
в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.
Монах
Митрофан,
"Как живут наши умершие
и как будем жить и мы после смерти"
Евангелие,
чтомое на заупокойной литургии в родительскую субботу (Ин.,
5, 24-30)
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в
Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел
от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже,
когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь
жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся
в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло
- в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу,
и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня
Отца.
О ПОМИНОВЕНИИ
УСОПШИХ
Ничего
безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников
и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать
поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном
Таинстве - дело весьма Богоугодное и полезное.
Святитель
Григорий Нисский
Если
всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших,
не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда
достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную
для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного
пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной
между телесной смертью и Последним Судом Христовым, то поднимаясь
верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью,
то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным
желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде
земных помышлений...
Святитель
Филарет, митрополит Московский
Мы
веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не
отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью,
только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами
могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных
бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви
к Богу и ближним), - души таких людей нисходят в ад и терпят за
учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение.
Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией через
молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно
силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель
для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно
приносит Кафолическая и Апостольская Церковь.
Послание
Восточных Патриархов
Иерей
смирено молит Благость Божию, чтобы Он отпустил умершему прегрешения,
случившиеся по немощи человеческой, принял лоно Авраама, Исаака
и Иакова в место "отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание",
презирая своим человеколюбием всякий грех, соделанный ушедшим от
жизни. Ибо никто не чист от греха, как говорят пророки.
Священномученик
Дионисий Ареопагит
Не
странно ли? Когда ты отдаешь дочь в замужество, не почитаешь несчастием,
если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живет счастливо;
потому что скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии;
а здесь, когда не человек, но Сам Господь берет к себе твоего родственника,
ты печалишься и сетуешь!
Святитель
Иоанн Златоуст
Ты
плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого
он нашел.
Святитель
Филарет, митрополит Московский
Публикуется
по книге "Чтение на каждый день Великого поста"
МОЛИТВА
ОБ УСОПШИХ
Боже
духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот
миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего(усопшия
рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек],
в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже
болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею
или ими),
словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог
прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един
без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.