История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

В Е Л И К И Й  П О С Т
"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..."

Слово в среду первой седмицы Великого поста на повечерии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, как и в предыдущие два дня, читая прекрасный, глубокомысленный канон Андрея Критского, мы выбираем лишь один тропарь, для того чтобы попытаться извлечь из него нравственный урок. Действительно, весь канон Андрея Критского, как я говорил, является самой глубокомысленной, самой лучшей проповедью. Но ради нашей немощи мы остановим свое внимание только на одной мысли этого великого духовного писателя.

В третьей песне канона, который читается сегодня, в среду на повечерии, есть такой тропарь: «Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению». В этих кратких словах содержится намек на библейское повествование о жертве, которую должен был принести праведный Авраам. Как все вы знаете, Господь, желая испытать праведного Авраама, велел ему принести в жертву своего сына Исаака. Само рождение, равно как и зачатие, Исаака было чудом, потому что Аврааму в то время было сто лет, а супруге его, Сарре, - девяносто. Когда Сарра зачала, она была так изумлена этим великим, непостижимым чудом зачатия в старости, что сказала: «Всякий, кто услышит об этом, рассмеется». Потому новорожденному сыну и было дано имя «Исаак», что в переводе означает «радость», или «смех». Шло время, и Аврааму, казалось бы, следовало б только радоваться, что его возлюбленный сын, которого он, твердо веря в исполнение обетования Божия, ждал десятки лет, взрослеет и оправдывает родительские чаяния или по крайней мере подает надежды на то, что со временем станет (так, наверное, думал Авраам) человеком праведным, святой жизни и будет преуспевать в духовном и земном отношениях. Но вдруг Господь является Аврааму и повелевает ему принести своего сына Исаака в жертву. Нужно помнить, что именно об Исааке праведному Аврааму было сказано, что в нем «наречется ему семя». Хотя у Авраама были и другие дети, как бы мы теперь сказали «внебрачные», однако в то время не было таких строгих предписаний, какие существуют на этот счет сейчас. То есть это был такой его потомок, от которого должен был произойти великий народ. И, самое главное, через Исаака должен был явиться в мир Мессия - Христос, что в дальнейшем и произошло, ведь Господь наш Иисус Христос по плоти является потомком Авраама именно через Исаака. Между тем был у Авраама и другой знаменитый впоследствии сын - Измаил, ставший родоначальником арабских народов. И вот, тот, от кого Авраам ждал рождения Мессии (ибо для этого праведного мужа имела значение прежде всего духовная сторона дела, а потом уже и земное благополучие его сына), должен был быть принесен в жертву. По словам апостола Павла, Авраам решился исполнить это повеление потому, что он готов был поверить, что Бог может, если Ему угодно, и из мертвых воскресить - столь глубока была вера Авраама! То есть в этой готовности принести жертву раскрывалась вера в воскресение мертвых. И он пошел на гору Мориа (сейчас она находится, как вы знаете, в Иерусалиме, но в то время там была пустынная местность), и на скале, где в древнейшие времена общепринято было совершать жертвоприношения, ему предстояло принести в жертву своего сына Исаака. Он уже занес нож, но тут ангел остановил Авраама и сказал: «Вот, вместо сына своего Исаака принеси в жертву овна», то есть барана, который неподалеку запутался рогами в кустарнике. Тот и был принесен в жертву. Поступок праведного Авраама стал предзнаменованием того, что Господь Иисус Христос принесется в Жертву за всех нас; Исаак прообразовывал Крестную Жертву. Как Авраам выразил готовность принести в жертву своего сына, так и Небесный Отец принес в Жертву за всех нас Своего возлюбленного Сына - Господа нашего Иисуса Христа.

Когда мы вспоминаем или перечитываем это повествование, у нас создается впечатление, будто бы все внимание уделено лишь вере праведного Авраама, но ничего не говорится об Исааке, - мы не видим никаких подробностей, касающихся его поведения. На что это указывает? В этом умол- чании есть глубокий смысл. Если бы Исаак проявлял какую-то непокорность, несогласие, то Библия, конечно, изобразила бы это. Но Библия молчит, значит, Исаак был смиренным, покорным. Хотя вычисления, какие можно сделать, исходя из текста Библии, показывают, что тогда ему было около двадцати пяти лет, и он мог бы оказывать сопротивление своему отцу, которому было уже, соответственно, сто двадцать пять или более лет. Юноша, полный сил, разумеется, мог бы дать отпор старику, но ничего подобного в Библии нет. Таким образом, мы убеждаемся в необычайном смирении и послушании праведного Исаака. Более ничего особенного о нем в Библии не говорится, мы не видим, чтобы он совершал какие-то необыкновенные добрые дела. Но видим даже допущенную им человеческую ошибку, которая состояла в том, что из своих сыновей он больше любил недостойного отеческой любви Исава, чем Иакова, человека праведной и благочестивой жизни, и не столь приближал последнего к себе, как не заслуживавшего того Исава. Но то единственное событие, когда Авраам хотел принести Исаака в жертву, позволяет сделать вывод о его праведности. В самом деле, послушание, смирение, покорность и вера отцу, несмотря ни на что, были у Исаака столь глубоки, что стяжали ему великую благодать и освятили его, исполнив силы Божией на всю дальнейшую жизнь. Премудрый автор канона - преподобный Андрей Критский это понимал, потому он и сказал так: «Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению». Новую жертву. Жертвы как будто бы не было - Господь отменил ее, значит, ничего не состоялось. Однако это не так, на что и указывает Андрей Критский следующими словами: «тайно всесожженную Господеви». Да, на деле ничего не было, но духовно, внутренне, что единственно ценно пред Богом, Исаак согласился быть принесенным в жертву, раз это нужно Богу, раз это угодно его отцу, а он знал, что отец его праведник и все совершает по воле Божией. «Тайно всесожженную Господеви».

Вспомним, как повествует об этом событии Книга Бытия, и обратим внимание на такую трогательную подробность. У подножия горы Авраам взвалил на Исаака вязанку дров, которая была на вьючном животном, и, когда они направились к месту жертвоприношения, Исаак спросил: «А что же мы принесем во всесожжение?» Авраам ответил ему: «Бог усмотрит Себе, что принести во всесожжение», и Исаак больше ничего не спрашивал. Можно себе представить, как Исаак, наподобие агнца - ягненка, был связан и положен на камень, а Авраам уже занес руку с ножом и должен был перерезать горло своему возлюбленному сыну (так изображается эта сцена на некоторых иконах). Библия, как я сказал, молчит, не говорит ни о каком сопротивлении или протесте со стороны Исаака. Он смиренно подчинился той страшной участи, которая казалась неизбежной, ведь Авраам был остановлен только тогда, когда уже занес нож. Поэтому как Авраам, так и Исаак были уверены, что событие это должно совершиться. И тот принес жертву Богу в виде своего любимого сына, и сам Исаак внутренне уже соделал себя этой жертвой. Он понимал, что если так делает его отец Авраам, хотя это противоестественно и страшно и человеческие жертвы совсем не одобрялись праведными людьми, если так повелевает Бог, значит, нужно смириться. Преподобный Андрей Критский призывает самого себя, обращаясь к себе так: «…окаянная душе моя… подражай его произволению». Это произволение, как будто бы не приведенное в исполнение, поскольку Господь обоих помиловал, испытав их таким страшным образом, и Авраама возвело на новую степень святости, и Исаака освятило и облагодатствовало. Читая канон Андрея Критского, мы, естественно, произносим слова этого канона от своего лица и, стало быть, обращаемся сами к себе, говоря: «Окаянная душе моя, подражай его произволению». Действительно, есть ли в нас такое произволение, есть ли такое послушание воле Божией, чтобы мы, исполняя заповеди, готовы были при необходимости ради этого и умереть? Если же такой готовности нет, то благодать Божия в нашу душу не сойдет. Потому что Господь есть сердцеведец и Он знает наше истинное произволение - не то, какое в нас видят со стороны, но наше настоящее произволение, которое, может быть, мы и сами не всегда знаем. А оно не всегда нам известно по той причине, что мы сами себя не понимаем.

Один современный подвижник - схиархимандрит Софроний Сахаров произнес следующие слова: «Когда человек принуждает себя к исполнению заповедей, это возводит его на крест». Иногда, понуждая себя к исполнению той или иной заповеди, мы встречаем со стороны людей даже благодарность, нам это бывает приятно, и мы считаем, что все происходит как должно. А порой сталкиваемся со всеобщим неодобрением, негодованием, протестом, осуждением, скорбями и едва ли не остаемся одни, без всякой помощи от близких людей. Но нужно иметь мужество любить Господа Иисуса Христа больше, чем… я не буду говорить «жизнь», потому что, может быть, для нас это слишком высокая мера и такого испытания в нашей жизни никогда не будет, но будем любить Его, по крайней мере, больше своего благополучия и покоя. И тогда в этом отношении мы действительно будем подражать праведному Исааку, поистине будем приносить новую жертву, тайно всесожженную Господеви. Тайную потому, что она непонятна для посторонних людей и они, быть может, даже вовсе ее не видят и оценивают наше поведение просто как неразумное и непрактичное. Но все же мы исполняем заповедь - приносим тайное всесожжение Господеви, приносим новую жертву - самих себя. Мы сможем исполнить Евангельские заповеди только тогда, когда в нас будет такое произволение, к какому нас призывает преподобный Андрей Критский и какому мы должны подражать. Если же мы не идем до конца и думаем, что, возможно, никакой скорби и не будет, Господь нас как-нибудь помилует и минует нас то испытание, та беда, которая в иные моменты жизни следует за исполнением Евангелия, то мы, не имеющие произволения Исаака, не получим и той благодати. И жертва наша будет только игрой, а не полной внутренней решимостью. Нам следует помнить, что и Авраам, и Исаак до последнего мгновения были уверены, что один должен принести жертву, а другой - пасть этой жертвой послушания. У нас же, к сожалению, получается так, что мы не только в каких-то особенных жизненных обстоятельствах, когда нам действительно грозят тяжкие испытания и великие скорби, но и в мелочах, из-за мелких неприятностей, даже из-за мелких неудовольствий, отказываемся от исполнения заповедей и предпочитаем каким-либо образом увернуться от прямого пути - от послушания Богу. И, конечно же, по причине того, что нет у нас необходимого произволения, как называет это свойство преподобный Андрей Критский, нет у нас и благодати, и нам не удается исполнять заповеди, и мы пребываем пустыми. А виноваты в этом не те люди, которые нас окружают, не обстоятельства, не духовник, не недостаток каких-то иных средств ко спасению, а мы сами. Мы сами повинны в том, что в нас нет должной твердости, должного отношения к Евангелию, подражания праведному Исааку. Если ветхозаветный праведник, живший до пришествия в мир Христа Спасителя, из послушания своему праведному отцу, через которого на нем являлась воля Божия, готов был и жизни лишиться, то к гораздо большему надлежало б быть готовым нам - людям Новозаветного времени, когда Жертва Христова уже принесена. Но, увы, этого нет.

Поэтому вместе с преподобным Андреем Критским будем осуждать себя, смиримся, понудим себя хотя в чем-то, и тогда, может быть, милость Божия произведет в нашей душе чудесное изменение. Аминь.

Источник: Николо-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

Слово в среду первой седмицы Великого поста на повечерии.Великий Пост.Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU