История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

В Е Л И К И Й  П О С Т
"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..."

Первая седмица Великого поста

Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста читается канон св. Андрея Критского с припевами к стиху: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Далее По средам и пятницам (и еще некоторым особым праздникам) в течение всего Великого Поста служится особая Литургия - Преждеосвященных Даров. На ней принято причащаться лишь по болезни или по какой-то другой особой причине: верующие же по традиции приступают к Святым Христовым Таинам в конце первой великопостной седмицы - в субботу или воскресенье.

Великий канон покаяния, «широкий и сладкогласный и умиление неисчетно имеющий», возбуждает в душе особенное умиление и настроенность к покаянию. Он читается по частям в первые четыре дня св. Четыредесятницы на повечерии. В Великом каноне, оплакивая грехи наши, Церковь располагает нас к умилению, внушая воздохнуть к Богу из глубины души, воспрянуть и помыслить о деяниях своих; располагает к покаянию изображением уничиженного состояния грешника, осквернившего ризу плоти своей, омрачившего душевную красоту страстями; учит страху будущего суда и обнадеживает упованием на милосердие Божие, примером и предстательством святых.

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

Пятница первой седмицы Великого поста

Пусть никто не будет коварным, пусть никто не питает злобы, пусть никто не питает яда в душе, чтобы не причащаться во осуждение.

Святитель Иоанн Златоуст

В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо - рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.

В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

В конце первой седмицы Великого Поста все члены Церкви Христовой исповедуются и причащаются святых Христовых Таин. Приступающий к Таинству покаяния приходит к священнику, совершающему исповедь у аналоя, и кается в своих грехах. На аналое лежат Крест и Евангелие, символизируя невидимое присутствие Самого Бога, Которому исповедуется человек, тогда как священник является лишь свидетелем при этом Таинстве. Священник, видя чистосердечное раскаяние человека, возлагает конец епитрахили на его приклоненную голову и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа, и осеняет его крестным знамением. Поцеловав Крест и Евангелие, исповедавшийся принимает благословение от священника на причащение Святых Христовых Таин.

Источник: "Чтение на каждый день Великого поста"

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

Суббота первой седмицы Великого поста

Поймите славу вашу,
вникните в настоящее
достоинство ваше:
каждый из вас - храм,
в котором Сын Божий
с Отцом и Духом обитает.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери.

Таинство причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше со сложенными крестообразно на груди руками, и причащаются Тела и Крови Христовых. После этого причастники выслушивают благодарственные молитвы.

Источник: "Чтение на каждый день Великого поста"

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

Неделя 1-я Великого поста.
Торжество Православия

Плещуще с веселием днесь вернии возопиим:
коль чудна дела твоя Христе, и велика сила,
наше единомыслие и согласие соделавый!

Воскресный день первой седмицы поста называется Торжеством Православия, т. е. торжеством правой веры, которая от Апостолов непрерывно и неизменно сохраняется, продолжается, и до скончания мира сохранится в Церкви Христовой.

Празднование это было учреждено в IX веке по случаю восстановления почитания святых икон после продолжительного на них гонения. В этот день Церковью служится торжественный молебен посреди храма, пред иконами Спасителя и Богородицы. При совершении этого священнодействия Православная Церковь апостольским чтением умоляет нас: блюдитеся от творящих распри и раздоры и уклонитеся от них. Затем приносятся соборные молитвы об обращении к познанию истины, силою Святого Духа, всех отступивших от православия, о сопричтении их к избранному стаду Христову, а также о соблюдении всех верных непоколебимыми в правоверии. По исповедании веры Апостольской, отеческой, православной, вселенную утвердившей, Церковь благословляет и восхваляет поборников и защитников благочестия, а врагов Православия анафематствует, т. е. отлучает от единения с собою.

Источник: "Ново-Тихвинский женский монастырь" г.Екатеринбург

К Празднику Торжества Православия представляем Вашему вниманию обновленный раздел нашего фотоальбома, посвященный святым иконам. Раздел находится в разработке, но уже сейчас Вы сможете посмотреть в нем изображения нескольких икон.
Планируется пополнение раздела новыми иконами и подробными описаниями к ним.

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

Неделя 2-я Великого поста.
Святителя Григория Паламы.

Во второе воскресение Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

Свт. Григорий Палама принадлежит к числу последних византийских богословов и Отцов Церкви, он жил незадолго до падения Константинополя под ударами турок - в конце XIII-начале XIV века.

Лично о святителе Григории известно сравнительно немного. Он был сыном знатных родителей, проживавших в Константинополе. Благодаря родителям получил очень хорошее и разностороннее образование, но государственной службой или ученой карьерой не увлекся, а удалился на св. Гору Афон, где жил долгое время в уединении и безмолвии.

Известен свт. Григорий Палама исконного учения Церкви - о нетварных энергиях Божиих. Свт. Григорий утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях; что энергии Бога - это не одно из Его творений, а это Он Сам, обращенный к Своему творению.

Закончил свою жизнь св.Григорий Палама в сане архиепископа города Салоники, причем прославился даром исцелений и разнообразными чудесами, совершенными им в этом греческом городе. Скончался св.Григорий Палама около 1360 года.

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

Неделя 3-я Великого поста.
Крестопоклонная.

Крест-основание благодатного Царства Христова.
И каждый человек, чтобы удостоиться
обетований сего Царства,
непременно должен приобщиться
Христовым страстям,
не мыслию, но самым делом.

святитель Феофан Затворник

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет:
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.
Эта песнь поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течении недели до пятницы, когда он, после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".

Радуйся живоносный кресте, Церкве красный раю,
древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение

В службе этой недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Честный Крест износится на середину храма для поклонения, отчего и сама неделя называется крестопоклонною. Цель установления в третью неделю службы св. Кресту открывается из прекрасных сравнений его с райским древом жизни. Святая Церковь предлагает Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому, как пища, питие и отдых служат для телесного подкрепления. Сосредоточив в Богослужении предыдущих недель все самое строгое и скорбное, что может и устрашить грешника, и расторгать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, — в середине Великого Поста Церковь предлагает постящимся великое утешение и ободрение, — святой Крест. Поистине, ничто не может в такой мере и утешить, и ободрить, и вдохновить утомившегося, даже, быть может, ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг ради нашего спасения.

Вся служба этого дня как нельзя более содействует глубокому запечатлению в сердцах верующих Креста Христова, как самого высокого и самого сильного подкрепления среди подвигов святой Четыредесятницы. Крест честный есть знамение нашего спасения, знамение могущественной, Богодарованной силы, спасающей нас на земле и отверзающей нам вход в горнее наше отечество.

Источник: "Ново-Тихвинский женский монастырь" г.Екатеринбург

Крест тяжелый, крест тяжелый, нелегко его нести...(небольшое стихотворение прихожанки нашего святого храма - рабы Божьей Любови)

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

Неделя 4-я Великого поста.
Преподобного Иоанна Лествичника

Покаяние - это наше примирение с Богом.

Святой Иоанн Лествичник

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова (Мк. 17-31).

В четверг на пятой неделе совершается так называемое "стояние Св. Марии Египетской". Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. На Утрени в этот день читается житие Св. Марии Египетской и канон Св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста. В субботу на пятой неделе совершается "Похвала Пресвятой Богородице". Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист "Похвала Богородице" совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

Неделя 5-я Великого поста.
Преподобной Марии Египетской

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

Седмица 6-я Великого поста (ваий).
Лазарева суббота.

Господи, Лазарев хотя гроб видети, вопрошал еси:
где положисте его? Уведев же, еже не неведал еси,
и возглашал, егоже любил еси: Лазаре, гряди вон.
И послуша бездыханный, дыхание Дающаго ему.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

В субботу шестой седмицы Великого поста святая Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря. Оно прославляется, как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении всех умерших. Но вместе с тем святая Церковь напоминает, что воспоминаемое событие послужило началом решительного восстания совета священников и фарисеев против Спасителя. Совершенное на глазах многочисленного народа, великое чудо воскрешения Лазаря, обратившее многих к вере в Иисуса Христа, вызвало сильнейшее негодование на него первосвященников и старейшин иудейских. Таким образом, воскрешение Лазаря послужило непосредственным поводом к осуждению Спасителя на смерть. Поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед Страстною седмицею.

На утрени в этот день поются воскресные "тропари по Непорочных": "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим", а на Литургии вместо "Святый Боже" поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа".

Источник: "Ново-Тихвинский женский монастырь" г.Екатеринбург

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

Неделя 6-я Великого поста (ваий).
Вербное воскресение.
Вход Господень в Иерусалим

Красуйся и радуйся Церкве Божия:
се бо Царь твой прииде в правде,
на жребяти седя, от детей воспеваемый:
осанна в вышних!

Икона "Вход Господень в Иерусалим"Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

Источник: "Ново-Тихвинский женский монастырь" г.Екатеринбург

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

 

Великий Пост.Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU