История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

В Е Л И К И Й  П О С Т
"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..."

Слово в четверг первой седмицы Великого поста на повечерии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В четвертый день Великого поста мы читали последнюю часть канона преподобного Андрея Критского. И сегодня, по обыкновению, также остановимся лишь на двух тропарях, из второй и третьей песней канона. Преподобный Андрей говорит и размышляет так: «Столп умудрила еси создати, о душе, и утверждение водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя, и низвергл на землю ухищрения твоя». Здесь он сравнивает свое душевное состояние со столпом, то есть с вавилонской башней. И не только свое, но и, конечно же, каждого читающего или слушающего канон, ибо у всех нас одна природа, общее для всех падение, а грехи человеческие столь подобны и близки, что тот, кто проник в сущность человеческой жизни, в смысл грехопадения и уклонения от заповедей, может говорить от лица всякого человека. И слова эти окажутся более искренними, чем если бы сам неопытный в духовном отношении человек попытался сказать что-либо о своем внутреннем состоянии. Итак, преподобный Андрей Критский сравнивает здесь свое душевное состояние со столпом. «Столп умудрила еси создати, о душе, и утверждение водрузити твоими похотьми». То есть уподобилась древним людям, которые еще до вавилонского смешения решили построить башню, чтобы посредством этого деяния, казавшегося им великим, создать себе имя, прославиться и перед самими собой утвердиться, как говорят - чтобы чувствовать себя что-то собой представляющими. Иначе говоря, эти люди через свое, как нам теперь кажется, безумное, неосуществимое действие искали самоутверждения. Сейчас мы смотрим на это событие как бы с насмешкой, оно представляется нам до такой степени странным и нелепым, что мы даже сомневаемся в самой его действительности. Мы или колеблемся, или вовсе его отрицаем, или считаем, что повествование о вавилонском столпотворении представляет собой некую притчу: невозможно, чтобы все человечество того времени (практически все, за исключением, может быть, немногих благоразумных людей) желало совершить такую вещь - построить башню до самых небес. Но мы немногим удалились от тех людей. И Господь, видя таковое наше душевное устроение, расположение к подобного рода злым делам, разделил народы, чтобы не позволить осуществиться нашим намерениям. Действительно, мы легко объединяемся для совершения злых и безумных поступков, а когда дело касается чего-либо доброго, то и два человека с трудом находят между собой согласие. Если бы сейчас человечество соединилось, то опять соединилось бы на злое. Пусть это была бы не Вавилонская башня, а какое-нибудь другое безумное действие, какие-то иные неосуществимые планы. Например, наш ученый, правильнее сказать мечтатель, - Циолковский задумывался над тем, как освоить космическое пространство. Вот ради чего люди пытаются соединиться, хотя на самом деле вещь эта совершенно неисполнимая и ненужная. Можно было бы найти много других примеров - из общественной и политической жизни, из экономики, из научной деятельности, из искусства, - когда люди соединяются на злое и пытаются совершить некий безумный поступок - что-то абсолютно невероятное. Современникам тех людей кажется, что еще чуть-чуть и им удастся осуществить свой замысел, например построить справедливое общество, но через одно-два поколения все это выглядит уже смешным и нелепым. Потому не будем слишком скептически относиться к повествованию о сотворении вавилонской башни. То, что сейчас, с точки зрения наших познаний, кажется нелепым, людям того времени, обладавшим и соответствующими знаниями, казалось весьма вероятным и возможным.

Но какое отношение все это имеет к нам, к душе каждого человека? Мы также желаем исполнить какие-то свои греховные, безумные планы и намерения и прикладываем к тому огромные усилия, крайне напрягаем свои силы, для того чтобы осуществить их. Нам кажется, что вдохновляют нас какието благие мысли, а на самом деле - страсти и похоти. Похоти не в узком смысле слова, а в широком: всякую страсть, всякое чувство, каким мы не в состоянии владеть, - будь то гнев, тщеславие, другие страсти (а не только блудная) - можно назвать похотью. И мы, движимые этими чувствами, совершаем безумный поступок, для того чтобы исполнить свое греховное желание. Причем мы облекаем эти чувства в какую- то приличную, иногда даже возвышенную, форму и таким образом лукаво скрываем то, что это страсть, и выдаем ее, сознательно или бессознательно, за какое-то чуть ли не вдохновение. Подчас мы создаем целый проект: когда хотим удовлетворить не один только порыв какой-то страсти, мы строим огромные разработанные планы, и, чтобы их осуществить, нужно предпринять много разных действий. Проходит немного времени и мы отрезвляемся, поскольку Господь не допускает, прежде всего ради нас самих, исполниться этим нашим желаниям - нелепым и вредным. Но мы начинаем думать, что это мы благоразумно поступили, отказавшись от своего злого замысла. На самом же деле нам не позволил осуществить его промысел Божий - ради нашего спасения, ради того, чтобы мы не погрязли в грехе окончательно. И то, что в древности пытались совершить все люди вместе, сейчас стремится сделать каждый из нас. И мы бы действительно предприняли тот или иной безумный поступок и погубили бы себя, если бы… как говорится в этом тропаре, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя (то есть «замыслы твои», «твои планы», «намерения», названные здесь советами), и низвергл на землю ухищрения твоя. Когда произошло вавилонское смешение и люди перестали друг друга понимать (поскольку появились разные языки), они не смогли исполнить то, что хотели, что внушал им вождь совершавшегося в то время действия - Нимрод, но разошлись в разные стороны и расселились по всей земле. Тогда и возникли национальности. Такое же непонимание происходит и внутри нас: одно чувство как будто бы ясно подсказывает нам, чту необходимо делать, а другая мысль или страсть борется с ним, и мы ничего не можем довести до конца. Потом же мы ставим себе в заслугу, что удерживаемся от греха, от зла. Если бы Господь не расстраивал наши планы, сколько зла мы бы наделали! Сколько вреда принесли бы и другим людям, и себе! В какую бы бездну зашли, и никто нас от нее не спас бы. Мы должны помнить об этом и сознавать это. Каяться в этом и благодарить Бога за то, что Он не дает осуществиться нашим неразумным, душевредным, пагубным, прежде всего для нас самих, планам.

Есть в каноне еще один тропарь, где говорится о столпе, но уже о другом. Если в том, какой я пытался только что объяснить, речь идет о столпе вавилонском, о Вавилонской башне, то в тропаре из третьей песни канона - о столпе сланом. «Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять, образ да устрашит тя содомский, горй в Сигор спасайся». Здесь преподобный Андрей напоминает о жене Лотовой. Сам Спаситель, когда говорит о кончине мира, для всех нас приводит этот пример из древней-древней истории. Он говорит: «Поминайте жену Лотову» (Лк. 17, 32). Почему мы должны вспоминать ее? В чем для нас заключается пример? Пример этот - отрицательный. Пример того, чего ни в коем случае нельзя делать. Когда Лот со своей женой и дочерями был выведен из Содома, на город пал огненный дождь. И Лоту, и его родственникам было сказано, чтобы они не смели оглядываться назад, и они исполняли приказание выводивших их ангелов, только жена Лотова оглянулась. Оглянулась не потому, что жалела погибавших там людей, или по какой-либо другой извинительной причине, а потому, что ей жаль было того благополучия, той роскоши, той городской жизни и земных наслаждений, которые они оставили вместе с Содомом. И вот, с сожалением оглянувшись, она превратилась в соляной столб, то есть окаменела - в самом буквальном смысле слова. Мы не можем объяснить это явление: чудесное ли оно было или чисто физическое, но даже в четвертом столетии по Рождестве Христовом некоторые духовные писатели, бывшие в Палестине, видели этот соляной столп, и им указывали, что это - окаменевшая жена Лота. Итак, Спаситель предостерегает нас, чтобы мы не оглядывались назад. Когда мы убегаем, уходим от греха, может быть даже с явной помощью Божией, пусть мы чуть ли не силой спасаемся от погибели, не будем оглядываться и сожалеть о том, что мы оставляем. Ведь если Лот еще до какой- то степени был сознательным и бежал из Содома потому, что верил ангелам, то и жена, и дочери делали это исключительно из послушания своему мужу и отцу, совершенно не понимая, чту происходит. Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять, то есть «обращаясь и разглядывая то, от чего ты отреклась». Потому что, когда мы оглядываемся и сожалеем об этом, тогда в нашу душу сходит ужасное свойство - каменносердечие, мы становимся безразличными и бесчувственными ко всему духовному. Из Содома мы как будто бы вышли, но ничего не можем обрести - душа наша неподвижна и не способна воспринять в себя что-либо духовное. В таком положении она и остается: и до Сигора - того места, где спасся Лот от гибели содомской, - не дошла, и Содом оставила. То есть она ничего не получила от своего бегства. Потому не будем, с одной стороны, слишком хвалиться тем, что мы избегаем каких-то грехов, так как по большей части нас не допускает впасть в них промысел Божий, и в то же самое время не будем оглядываться назад, не будем сожалеть об оставленном нами, потому что иначе бегство от мира, отречение от мира, от грехов и мирских страстей не принесет нам никакой пользы.Аминь.

Источник: Николо-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург

Вернуться к заглавной странице В начало страницы

Слово в четверг первой седмицы Великого поста на повечерии. Великий Пост.Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU