История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

В е л и к и й  П о с т
"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..."

Слово о воскрешении праведного Лазаря

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, сегодня, в Лазареву субботу, мы вспоминаем событие, бывшее незадолго перед страданиями и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, — воскрешение Им из мертвых Лазаря четверодневного.

Во время Своей земной проповеди Спаситель сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды. Сначала Он воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли погребать. Нужно думать, что это было на второй день после смерти юноши. У иудеев был обычай, сохранившийся и доныне, — хоронить усопшего на следующий день после его кончины (не так, как принято у нас — погребать на третий день после смерти). Долго предаваться печали над телом умершего не позволяет жаркий климат Палестины, потому что тело быстро подвергается тлению. Второе чудо воскрешения было совершено Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира. И наконец, третье — то, которое мы сегодня вспоминаем, — чудо воскрешения из мертвых Лазаря четверодневного.

В сегодняшнем тропаре есть такие слова: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря. Обратите внимание на эти слова: общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя. Воскрешение Лазаря не было для Господа каким-то, так сказать, этапом духовного развития — как бывает у святых людей и подвижников, которые восходя от силы в силу, достигают особенного духовного состояния и уже могут творить великие чудеса. Спаситель же совершил это чудо ради нашего уверения в том, что когда-то будет всеобщее воскресение из мертвых.

Конечно, не нужно думать, что при этом Он не испытывал никаких человеческих чувств. Господь милосердовал, например, о наинской вдовице, жалел не столько ее умершего сына, сколько ее саму. Ведь все мы когда-то умрем и предстанем перед Богом, а в последний день все воскреснем. И Тот, Кто знает о предстоящем воскресении столь же хорошо, как мы осведомлены в обычных человеческих вещах, конечно, не может жалеть об умерших. Он сочувствует живым, испытывающим грусть, тоску от разлуки со своими любимыми и родными людьми. Пожалев наинскую вдовицу, Спаситель воскресил ее сына. Такие же человеческие чувства: жалость, милосердие — Он проявил и по отношению к Иаиру, воскресив его единственную дочь, — как и у наинской вдовицы сын был единственным. Вот как объясняется сочувствие Господа. Конечно же, Бог всегда есть любовь (1 Ин. 4, 3; 4, 16), но нельзя отрицать в Господе Иисусе Христе и человеческих чувств, потому что по Своему человеческому естеству Он был совершенным, святым, если так можно выразиться — идеальным человеком.

Обратите внимание, что случаи воскресения этих людей происходили на глазах многих зрителей. Множество свидетелей было при воскрешении Спасителем сына наинской вдовицы, потому что вместе с этой плачущей женщиной из города шла целая погребальная процессия. В маленьких городах часто все друг друга знают. Может быть, и тогда чуть ли не все жители Наина вышли провожать умершего, желая тем самым поддержать эту женщину, оставшуюся одинокой. Но и за Спасителем также следовало много народа, и сотни людей в тот раз были свидетелями чуда! Этого свидетельства нескольких сотен человек более чем достаточно, чтобы увериться в истинности того, что описано в Евангелии.

Второе чудо воскрешения из мертвых было совершено Господом над дочерью Иаира, двенадцатилетней отроковицей. Сразу же после своего воскресения она захотела есть — эта натуралистическая подробность говорит о том, что перед Спасителем была маленькая девочка, еще не понимающая, что произошло. Она не только стала полностью здорова, но и, как к выздоровевшему ребенку, к ней сразу вернулся аппетит. При этом чуде также было много людей, потому что и за Господом следовала большая толпа, и у дома оплакивали эту умершую отроковицу множество близких и знакомых. Когда Господь, желая на некоторое время скрыть чудо ее воскресения, сказал, что она не умерла, но спит, — все они начали над Ним смеяться, настолько очевидной им казалась смерть этой девочки. Обратите внимание, при воскрешении сына наинской вдовицы шел второй день после его кончины и уже никто не мог сомневаться, что он умер. И здесь смерть отроковицы была настолько очевидна, что над Господом стали смеяться как над человеком говорящим что-то абсурдное.

Из Евангелия мы знаем и еще некоторые подробности совершения этих чудес: название местности, где был воскрешен юноша, — город Наин; имя отца отроковицы — Иаир. Вполне может быть, что эти люди, о которых идет речь в Евангелии, даже были известны первым христианам.

И наконец, самое великое чудо из этих трех — воскрешение из мертвых Лазаря четверодневного. Он умер за четыре дня до того, как Господь пришел к его гробу. Вспомните, что у иудеев усопшего погребают на второй день после смерти, в значительной степени, как я уже говорил, из-за того, что в жарком климате тело человека не может долго находиться без погребения и начинает предаваться тлению. Здесь же шел четвертый день. Даже у нас на севере, если человека погребают на четвертый день, то, как правило, его тело уже подвергается тлению: появляется запах, изменяется цвет тела, оно теряет свои естественные свойства, обычные для тела живого человека, происходят и другие неприятные явления. Иногда в таких случаях испытываешь естественное чувство отвращения даже и по отношению к родным людям, потому что тело распадается. Можете себе представить, в каком же состоянии находилось тело Лазаря на четвертый день в жарком климате Палестины, где даже зимой температура колеблется от пяти-десяти до двадцати пяти градусов тепла (почти как у нас летом на Урале)! Летом же там бывают дни, когда люди не могут выйти из своих жилищ, в особенности если дует южный ветер из пустыни, потому что раскаленный воздух наполняется мельчайшим песком и становится нечем дышать.

Как совершалось погребение в те времена? Поскольку у иудеев страна скалистая, то вместо могил, как правило, они либо использовали естественные гроты, может быть несколько их отделывая, либо вырубали небольшие пещеры, склепы в скалах и туда, на высеченные каменные уступы, укладывали тело усопшего, завернутое в саван. Так похоронили и Лазаря. Едва ли в этих пещерах было прохладно, в особенности если учесть, что время года было уже теплое: страдания Спасителя, Его воскресение, а несколькими днями раньше — чудо воскрешения Лазаря из мертвых, — все это произошло весной, когда от солнца могли раскалиться даже камни. Тело праведного Лазаря уже совершенно подверглось тлению, так что даже его сестра Марфа, горячо любившая своего брата, сказала: «Господи, уже смердит, потому что уже четверодневен» (см. Ин. 11, 39). Поскольку Марфе представлялось, что Спаситель желает попрощаться с ее братом — она не понимала, что Он на самом деле хочет сделать, — она и предостерегла Его, когда Господь повелел отвалить камень от пещеры. Трудно сказать такие слова о родном человеке, но она не могла этого не произнести, — из других евангельских повествований мы знаем, что она была житейски здравомыслящим человеком.

При чуде воскрешения Лазаря также присутствовало много людей: ученики Спасителя, иудеи, пришедшие из Иерусалима, для того чтобы утешить Марфу и Марию и посочувствовать их горю, — видимо, эти сестры были известны, а Лазарь, скорее всего, был молодым человеком, потому что, по преданию, после своего воскресения он прожил еще многие годы и даже стал епископом Кипрским.

И вот вся эта огромная толпа, среди которой находились не только друзья Спасителя, но и Его враги, люди, настроенные по отношению к Нему негативно, предвзято, — стала свидетелем воскрешения Лазаря из мертвых. Когда он, подобно кокону, обвитый тканью — как изображается это на наших иконах, — вышел из пещеры, Спаситель сказал: «Развяжите его и оставьте идти» (см. Ин. 11, 44). Видимо, Лазарь испытал такое необычайное потрясение и его волновали столь сильные переживания от пребывания в преисподней и возвращения к жизни, что в тот момент ни с кем не мог общаться и должен был уединиться. Тем не менее, впоследствии, спустя совсем краткое время, он возлежал с Господом Иисусом Христом на трапезе и вкушал пищу, доказывая этим, что его воскресение было действительным и полным. Потому иудеи хотели убить не только Господа Иисуса Христа, но и Лазаря, ставшего живым свидетельством Божественного происхождения Господа Иисуса Христа.

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя: таким образом Господь наш Иисус Христос уверил всех там присутствующих — сотни людей, — что Он есть Бог, Который и сейчас воскрешает из мертвых, и в будущей жизни восставит всех умерших. Бесчисленная вереница поколений людей от Адама и даже до кончины мира, миллионы и миллиарды людей, — все они восстанут так же, как воскрес Лазарь четверодневный.

Обращает на себя внимание еще одна особенность евангельского повествования: некоторые чудеса Господь наш Иисус Христос творил дважды или трижды, чтобы этим показать, что чудеса не есть какая-то случайность, но Господь совершает их, когда пожелает. Например, дважды Спаситель насытил хлебами людей; несколько раз по Его приказанию совершился чудесный лов рыбы. Так и чудо воскрешения из мертвых было совершено трижды. Этим Господь показал нам, что Он есть Тот, Кто может совершать воскрешение, и что Он сделает это с каждым из нас в последний день. Тогда все мы восстанем перед Ним и увидим и друг друга, и всех людей, живших на земле от века: и праведников, и грешников.

Если в этой жизни мы покаемся, то там возрадуемся и будем общаться с праведными, святыми людьми. В противном случае в будущей жизни нам придется горько сожалеть, скрежетать зубами от бесплодного раскаяния, что мы не сумели стяжать милость Божию, хотя правильнее сказать — не захотели. Тому же, как мы будем нести ответственность за свои поступки, учит не только Евангелие, но даже и сам наш здравый смысл. Человек состоит из души и тела. Он согрешает и творит добрые дела не только душой, но и телом. Поэтому и ответственность за свои поступки он должен нести и душою, и телом. И муки, и блаженство будут не только для души, но и для тела. (Когда речь идет о блаженстве, то подразумеваются не те телесные наслаждения, которые сейчас привычны для нас, хотя все же наше тело будет участвовать в будущем блаженстве.)

Представьте себе какого-нибудь изобретателя или конструктора, может быть просто механика, который собрал некий механизм — допустим, автомобиль. В голове у него содержатся все этапы создания этого механизма, и он может его сделать заново. Даже если мы не просто разберем автомобиль на отдельные части, но полностью его разрушим, то человек знает, что необходимо, для того чтобы вновь воссоздать эту машину: как выплавить металл и обработать его, как создать те или иные детали механизма и так далее — по той причине, что в человеческом уме содержится знание обо всем этом, некая схема, как сделать этот механизм от начала и до конца. Таким образом, если уж человек способен ту или иную вещь воссоздать, то тем паче Бог, создавший человека, может восставить его из мертвых. Ведь Он знает все о составных частях человека: не только о душе, которая неделима и бессмертна, но и о теле, которое после нашей кончины распадается на стихии, превращается как будто бы в совсем другие вещества — так, что и следов от него никаких не остается (тем более, если смерть наступила много тысяч лет назад).

Но всеведущий Бог знает человека, и когда наступит последний день, Он сумеет воззвать из состояния этой разрозненности все частицы нашего тела. Они соединятся вокруг души, и это вновь будет именно наше тело — не какое-то чужое или человеческое тело «вообще», не имеющее никаких индивидуальных особенностей. Мы видим, что наше человеческое тело принципиально отличается от тел животных, потому что оно создано и существует для того, чтобы вмещать в себя разумную душу. Каждая часть нашего тела говорит о том, что это тело именно разумного и бессмертного существа. Точно так же каждая частичка нашего тела несет отпечаток нашей личности, и наша личность — наша бессмертная душа — в свое время соединится с нашим телом, каждую частичку, каждый волос которого Господь воззовет из распыленного состояния, и мы воскреснем для того, чтобы предстать перед Господом и ответить за все.

Но если какой-то механизм создается по заданной извне схеме, то человек сам может повлиять на свою собственную, если так можно выразиться, схему — на душу или в лучшую сторону, или в худшую. Он может и совсем разрушить эту схему — тогда и тело его по воскресении будет нести отпечаток его безнравственности. В этой жизни встречаются люди с благообразной, красивой внешностью, но с оскверненной душой. И наоборот, бывают люди с заурядными или с неприятными чертами лица, но душа у них святая. Наше внутреннее состояние все равно отчасти отражается на внешности, но кардинально она не меняется. В будущей же жизни будет не так, но красота души определит и красоту тела. У людей святых тело самым явным, откровенным образом будет сиять благодатью — оно станет прекрасно и своим сиянием уподобится солнцу, или луне, или звездам. Сейчас мы говорим в переносном смысле, что у человека светится лицо, когда он счастлив или переживает какое-то радостное молитвенное состояние, но в будущей жизни не только лица людей, но и их тела будут светиться, в самом буквальном смысле слова. И наоборот, лица и тела грешников будут всегда темными и издающими из себя смрад.

Поэтому, мы, православные христиане, каждый день читая Символ веры и повторяя слова: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», — должны произносить их не механически, а с полной ответственностью, осознанием того, что когда-то будущий век действительно наступит. Мы не только в это верим, но, как сказано, чаем — то есть ожидаем и желаем, чтобы это время поскорее наступило. И празднуя сегодня воскрешение из мертвых праведного Лазаря четверодневного, мы укрепляем свою веру воспоминанием этого чуда, свидетелями которого были сотни людей и ради которого они даже встретили Господа с пальмами, как в древности иудеи встречали своего царя. Этой верой в будущее воскресение мы должны жить, а не только содержать ее в уме, как некое отвлеченное мнение, — и знать, что благодаря нашей жизни, доброй или злой, наше воскрешение будет или воскрешением живота, или воскрешением суда.
Аминь.

Вернуться на первую страницу В начало страницы

Источник: "Ново-Тихвинский женский монастырь" г.Екатеринбург

Великий Пост.Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче... Неделя 6-я Великого поста (ваий). Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря

История Храма ШколаФотоальбомНаш адресБиблиотека † Видеозал † 
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Каталог Православное Христианство.Ру Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU