Послание
Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем
верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные
о Господе всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини
и все верные чада церковные!
Освященный
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве,
в Храме Христа Спасителя, и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 3
по 8 октября 2004 года, обращается ко всей Полноте нашей Церкви
со словами апостольского приветствия: «Благодать и мир вам да умножится
в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1, 2).
Благоволением
Божиим Собор завершил свои труды, и ныне мы возносим ко Господу
молитвы о даровании сил ко исполнению соборных определений. Призываем
пастырей – соработников наших на ниве Христовой, а вместе с ними
и всех боголюбивых православных христиан к дальнейшим трудам. Вместе
с апостолом взываем: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны,
тверды» (1 Кор. 16, 13).
В прошлом остались
тяжелые годы тоталитарного атеизма, воздвигавшего прямые, откровенные
гонения на веру Христову. Испытание насилием сменилось искушением
свободой, и мы с горечью замечаем: общество его не выдерживает.
Сегодня у нас
и новые недруги – более коварные, скрытные и изощренные, но не менее
опасные, чем атеизм. Это культ роскоши, потребления, комфорта, удовольствий,
зачастую связанных с нравственной распущенностью. Это уход молодых,
активных людей в мир наркотических иллюзий, «виртуальной» реальности,
азартных и «интеллектуальных» игр. Это межнациональные, социальные,
политические и даже внутрицерковные распри, в которых истощаются
духовные силы народа.
Особенную тревогу
вызывает у нас распространение секуляризма в современном обществе,
желающем строить жизнь без Бога. Мерилом всего объявлен человек,
который, будучи сотворен по образу и подобию Божию, изначально имел
высочайшее достоинство, но был поврежден грехом.
Секуляризм
не нов, но только сегодня, в эпоху глобализации, он стал всемирной
силой, претендующей на то, чтобы выражать интересы всего человечества
с универсальных позиций. Система общественных отношений строится
сегодня таким образом, что религия остается лишь частным делом.
Под предлогом защиты прав человека защищается грех, который внедряется
в жизнь как некая болезненная норма. Предпринимаются также попытки
вытеснить Церковь из различных сфер общественной и государственной
жизни.
Мы не можем
с этим согласиться. Для блага государства и общества необходимо
увеличение присутствия Православия во всех областях социальной жизни.
Православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными
правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны
учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих
интересы большого числа людей.
Верующие люди
должны иметь право обучать своих детей в государственных школах
без опасения, что им будет навязываться, как «единственно научная»,
безрелигиозная картина мира. Исполняя свой долг по защите Родины
в армии, трудясь на производстве, в органах государственного управления,
в различных общественных и частных организациях, верующие граждане
хотят быть уверены, что их религиозные убеждения учитываются в повседневной
практике и охраняются законом.
К сожалению,
разрушение моральных устоев нашего народа во многом осуществляется
через средства массовой информации, особенно через телевидение.
Практика показывает, что попытки законодательного регулирования
в этой области встречают серьезное противодействие. Положение может
измениться с принятием журналистами нравственных обязательств перед
обществом за содержание своей работы. Участие православных священнослужителей
в теле- и радиопрограммах, публикация в средствах массовой информации
материалов, выражающих церковную позицию по актуальным вопросам
современности, должны стать регулярными.
Мы вновь говорим
о том, что если социальные установления не учитывают религиозные
нормы, они теряют право на единодушное общественное признание. Сегодня
очевидно, что насаждение в мире одной системы ценностей является
лишь повторением уже знакомой нам тоталитарной практики, противоречащей
духу христианской свободы, попыткой скроить мир по единому образцу,
лишить его красоты и многообразия, данных Творцом.
Что же мы,
члены Церкви, можем противопоставить этому безбожному натиску? Как
мы можем помочь миру, стремительно движущемуся к самоуничтожению
в бесконечной погоне за удовлетворением все новых потребностей и
не замечающему гибельности этого пути?
Чтобы быть
православным сегодня, нужно, как и во все времена, жить по заповедям
Христовым, быть укорененным в церковном учении, делами свидетельствовать
свою веру. Мы должны оставаться светом миру и солью земли, дабы
многие люди для Христа «без слова приобретаемы были», видя «чистое,
богобоязненное житие» (1 Пет. 3, 1–2). Пусть примером для нас будет
жизнь подвижников благочестия, которых прославил в лике почитаемых
всей Церковью святых настоящий Собор. Среди них: преподобный Афанасий
Высоцкий, праведный воин Феодор (адмирал Ушаков), преподобный Зосима
(Верховский), преподобный Пимен Угрешский, преподобная Александра
Дивеевская, блаженная Параскева Дивеевская и блаженная Матрона Московская.
Освященный
Архиерейский Собор призывает народ Божий к укреплению единства,
умножению миссионерских трудов и святости жизни. Обращаемся к вам
со словами утешения и надежды: «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь,
будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами»
(1Кор. 16, 13).
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ
И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II
ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО
СИНОДА:
МИТРОПОЛИТ
КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР
МИТРОПОЛИТ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВЛАДИМИР
МИТРОПОЛИТ
МИНСКИЙ И СЛУЦКИЙ, ПАТРИАРШИЙ ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ ФИЛАРЕТ
МИТРОПОЛИТ
КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ
МИТРОПОЛИТ
СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ
СВЯЗЕЙ КИРИЛЛ
МИТРОПОЛИТ
КИШИНЕВСКИЙ И ВСЕЯ МОЛДОВЫ ВЛАДИМИР
МИТРОПОЛИТ
ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЛАДИМИР
АРХИЕПИСКОП
КАЗАНСКИЙ И ТАТАРСТАНСКИЙ АНАСТАСИЙ
АРХИЕПИСКОП
САМАРСКИЙ И СЫЗРАНСКИЙ СЕРГИЙ
АРХИЕПИСКОП
ВИТЕБСКИЙ И ОРШАНСКИЙ ДИМИТРИЙ
ЕПИСКОП ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ
И КУРИЛЬСКИЙ ДАНИИЛ
МИТРОПОЛИТ
КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
КЛИМЕНТ