В
этот день Святая Церковь своими песнопениями призывает встретить
«начатки страстей Господних» и последовать за Господом на пути в
Иерусалим.
Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе
целомудренного Иосифа.
«Иосиф, - говорится в Синаксаре, - есть прообраз Христов, потому
что и Христос становится предметом зависти для своих единоплеменников-иудеев,
продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный
и тесный ров-гроб и, восстав из него, воцаряется над Египтом, то
есть над всяким грехом, и в конец побеждает его, владычествует над
всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной
пшеницы и питает небесным хлебом - Своею Живоносною Плотию».
Из событий Евангельских в этот день вспоминается иссушение бесплодной
смоковницы.
Смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос
не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую
обличил и проклял. Но эта смоковница изображает также и всякую душу,
не приносящую плода покаяния, почему Святая Церковь и взывает к
нам: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения (проклятия) убоявшеся,
братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам
велию милость».
Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях,
убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом,
а потом и самого сына своего господина.
В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков,
а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого, нельзя
не видеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские
и святоотеческие и тем продолжающих распинать сына Божия своими
прегрешениями.
В Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу
богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были
предызображены Иисусом Христом.
Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения
Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию,
беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются
обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и
прекращении бедствий «избранных ради» (Мф. 24,14-22).
Тропарь,
глас 8-й:
Се,
Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин
же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися,
да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни
зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Кондак,
глас 8-й:
Иаков
рыдаше Иосифова лишения и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь:
египтяныни бо тогда сластем не поработав, возпрославляшеся от Ведущаго
человеческая сердца и Посылающаго венец нетленный.
Ексапостиларий.
Чертог
Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь.
Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.