Всенощная
накануне Великого четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель,
повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого,
Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство
Евхаристии.
В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды.
На Всенощной читается Евангелие от Луки, повествующее о Тайной Вечере,
и все песнопения службы посвящены ей.
Вот о чем говорит Тропарь Великого четверга:
«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались),
тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел)
и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений
рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя
души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя,
на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий,
Господи, слава Тебе».
В апостольском чтении изображены как установление таинства, так
и цель его и достойный образ приготовления к нему и принятия его.
Евангелие повествует об обстоятельствах, предшествовавших, сопровождавших
и последовавших за Тайной вечерею, и выбрано из повествований святых
евангелистов Матфея, Луки и Иоанна.
Созерцая Спасителя уже в последние пред страданиями минуты, Святая
Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему,
но, зная, Кто этот Страдалец и зачем и за кого Он идет на смерть,
Святая Церковь дает не менее места и чувству благоговейной любви
к Грядущему на вольные страсти и благодарного прославления Его.
С особенной силой желая выразить негодование к козням иудейским
и вероломству Иудину, с одной стороны, и благоговейное преклонение
пред долготерпением Спасителя - с другой, Святая Церковь восклицает:
«Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих
Пилату предаст; о беззаконных! о неверных! яко Грядущаго судити
живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго страсти, ко отрастем
уготовляют: Господи долготерпеливо! велея Твоя милость, слава Тебе!»
Евангельское чтение этого дня - особое, составленное из описаний
Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами.
«Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей
молитвы:
«Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не
бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко
разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Тропарь,
глас 8-й:
Егда
славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый
сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго
Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша!
Бежи, несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех Благий,
Господи, слава Тебе.
Кондак,
глас 2-й:
Хлеб
прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает, и приемлет цену
Создавшаго Своима руками человека, и неисправлен пребысть Иуда раб
и льстец.