История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Священник Василий Тигров
Воспоминания о Саровских торжествах

Старец Серафим вновь входит во «Святая святых» земного храма

Заблаговестили к поздней литургии. У некоторых, стоявших вне обители, этот благовест возбуждал сожаление, что они не могут присутствовать в это время в храме и наслаждаться божественною службою. Сердце, естественно, стремилось и рвалось туда, где дорогая святыня.
Но смирение - эта отличительная добродетельная черта преподобного Серафима — непостижимым образом сообщалось от него соединившимся здесь в одной любви к нему - всем паломникам. И при этом чувстве смирения то сожаление было минутное,- в общем же было у всех на душе полное довольство тем, что каждым испытано, перечувствовано и пережито. И в этом довольстве каждый говорил в себе или другим: «и за это не знаю, как благодарить Господа Бога - где бы мне видеть все это».
Началась литургия. В Успенском соборе богослужение совершали: владыка митрополит Антоний, архиепископ Димитрий и епископы Назарий и Иннокентий с двенадцатью архимандритами, восемью протоиереями и иереями. Пели митрополичий хор и Тамбовский — архиерейский. «Единородный Сыне» (Бортнянского), «Иже херувимы» (Бахметева № 7), «Верую» (Березовского), «Достойно есть» (Азеева), запричастный - «Приидите, иноков множества» (Тернова) - все эти песнопения исполнены были достойным образом митрополичьим хором, а «Милость мира» (Архангельского № 5) - Тамбовским архиерейским.
Торжественный собор духовенства, облаченного в золотисто-шелковые с изображениями Серафимов одежды; необыкновенно торжественно важно совершаемый чин Божественной литургии; необыкновенно стройное, согласное, желанное, умилительное пение; благоговейное присутствие в храме Августейшего Семейства, благоговейное настроение всех молящихся умиленною душою и сокрушенным сердцем; и над всем этим - веяние благодатной тишины, обаяние близкой святыни, ток благоухания духовного - всё это, соединяясь в одно величественное целое, спо-
собно было поразить до самой глубины даже бесчувственное, каменное сердце, потрясти даже неверующую душу.
Семьдесят лет тому назад в этом храме, пред царскими дверями, стоял скромный дубовый гроб, в котором лежало тело убогого старца отца Серафима. Тогда совершалась заупокойная литургия о почившем и погребальное отпевание над ним. Восемь дней стоял в храме этот гроб, но это были последние дни, когда почивший телом своим присутствовал при богослужении в храме. После сего гроб с телом, лежащим в нем, опущен был в землю и в ней был сокрыт. Прошло семьдесят лет, и снова было взято из земли, что отдано было ей, что в ней сохранялось лишь до времени. И снова стоит теперь в храме, пред царскими дверями, гроб, но уже богатый, украшенный, и в нем уже не «прах», но «процветшие кости» теперь дивного угодника Божия, некогда же убогого старца отца Серафима. И, кажется, восстает теперь из гроба доселе покоившийся в нем, чтобы принять видимое участие в служении совершающейся литургии, чтобы ввести видимо земную церковь в горний мир, в общение с Церковью небесною. Эта мысль особенно ясно сказывалась, когда запели: «Приидите, поклонимся»...
Тот, который прежде возглашал из гроба: «Восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии»,— теперь ясно всем вещает: «Приидите, возрадуемся Господеви, сокрушившему смерти державу»; тот, теперь подъятый на рамена многочисленным собором блистающего великолепием духовенства, видимо вступает с ним в теснейшее единение и торжественно входит в совершение божественного служения, в единодушное с ним моление. Это он, преподобный Серафим, окруженный небесною славою и сопровождаемый торжественным собором священнослужителей,- это он как бы приглашает теперь: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу»... Видимо сопровождаемый во святая святых земного храма, он невидимо вводит теперь сопровождающих к Небесному престолу пред Лице Самого Всевышнего. И это громогласное, торжественно-выразительное пение, стремительно несшееся из алтаря и наполнявшее собою весь храм, не было ли пением соединенного хора земного и небесного? Так оно поражало, так овладевало сердцами всех молящихся. И чувствовалось всеми, стоявшими в храме, что там, действительно, предстоят теперь пред престолом Господа и пред Лицом Самого Христа все Горние Силы и все земнородные, достигшие славы, и пред Ним преклоняются и к Нему припадают. И страшно становилось, что мы теперь приближаемся к Небесному Иерусалиму и ко граду Бога Живого, приступаем к торжествующему собору святых и к престолу Самого Вседержителя; и считая себя недостойными предстоять пред Лицом Христа, окруженного ликом святых, не смея более приблизиться к Нему, чтобы припасть пред Ним, мы взываем из глубины души: «Спаси нас, Сыне Божий»... И вот на пение священнослужителей «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» хоры (правый и левый один за другим) отвечают как бы за нас, предстоящих, лишь пением второй половины песни: «Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуйя»...
Мы теперь стоим, как бы за некоторою чертою, как некогда за известною чертою в страхе и трепете стояли евреи, при звуках трубного гласа, при раскатах страшного, неумолкаемого грома, при ослепительном блеске непрерывной молнии, при виде дрожащего в пламени и дымящегося Синая, когда Господь беседовал с Моисеем. И как тогда сказал Господь Моисею: взойди ко Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых и поклонитесь Господу издали, и народ пусть не восходит (Исх. 24,1),- так, казалось, и теперь Господь говорит преподобному отцу Серафиму: «Взойди ко Господу ты и первосвятитель, святители и священники и весь священный Синклит и поклонитесь Господу, вместо народа, стоящего вдалеке». И вот раздается как бы трубный глас, это громкое, мощное, это властное «приидите, поклонимся»,- а народ, стоящий как бы вдали в виду престола Господа, окруженного блеском неизъяснимой славы, в страхе и трепете взывает: «Спаси нас, Сыне Божий».
Чудный момент невыразимого восторга! И вот как прекрасно и художественно описывает его под первым живым впечатлением один очевидец, известный почитатель памяти преподобного Серафима [1 Примечание]: «Вот малый вход, и весь многочисленный собор служащих (архимандритов и священников было, кажется, 12 пар) запел громкое и властное "приидите, поклонимся".
Вот митрополит Антоний осеняет народ на четыре стороны пылающими дикирием и трикирием; вот при пении могучем, стихийном, как широко разлившееся половодье, слов: "Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти",- шествие тронулось вперед. Я не ожидал, забыл о том, что должно было произойти затем, и потому оно произвело на меня тем сильнейшее впечатление.
Шествие окружило катафалк с гробом, архимандриты со священниками подняли гроб и понесли его вслед Евангелию в алтарь.
И при раскатах заполнявшего весь храм, рвавшегося наружу пения, сознательной, могучей, спокойной в своем одушевлении мольбы и вместе прославления Царя Царей,- при раскатах этого пения старец Серафим вновь входил во "Святая святых" земного храма - он, так давно дерзновенно стоящий близко к Великому Престолу.
Есть события, которые могут захватить скептика, тронуть до слез человека самого хладнокровного, сдержанного. Было что-то неотразимо-действующее и в этой минуте, когда от средины собора старец Серафим в своем гробе медленно приближался к алтарю. Вот он вошел среди роя золотых риз под золотыми шапками, вот обходит медленно вокруг престола, а мощное "Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен" - продолжает колыхаться в воздухе, несется в высокий купол, наполняет все углы храма и каждое бьющееся сердце.
Вот опять в Царских Дверях показывается гроб и медленно сходит с солеи,- а собор по-прежнему звучит словами: "Спаси нас, Сыне Божий, во Святых дивен Сый, поющия Ти".
Гроб подносят к раке и с некоторым усилием вкладывают его в нее.
Совершилось! Не может укрыться град верху горы стояй, ниже зажигают светильника и ставят под спудом, но на свещнице, и светит всем».
Прошел взрыв возбужденного чувства. Повеяло успокаивающей благодатной тишиною. Медленно восходя от нижних нот приятной, звучной, густой октавы до средних и умеренно-высоких нот постепенно развивающегося, постепенно развертывающегося в силе своей полногласного баритона, медленно, спокойно идет внятное, внушительное чтение Апостола и затем чтение Евангелия. Воцаряется благоговейное внимание, которое сохраняется в постоянно-напряженном состоянии до самого конца службы.
Поют «Иже херувимы», «Милость мира», «Тебе поем»... Настали такие моменты литургии, которые всегда возбуждают верующую душу к особенному вниманию. И тем более это возбуждение чувствовалось теперь, когда душа так нераздельно, так непосредственно отдалась вся небесному восторгу. Звуки сладостного пения охватывают покорную душу и несут ее в волнах своих, а она, погруженная в радостное созерцание, спокойно отдается течению их... И так легко она чувствует себя, увлекаемая ими в даль открывающегося пред нею, необъятного простора чудного, нового мира...
По окончании литургии высокопреосвященный архиепископ Димитрий произнес слово, в котором говорил: «Какой великий, высокознаменательный, глубоко поучительный день переживаем ныне все мы,- это величественное, благочестивое собрание сынов и дщерей нашей Святой Православной Церкви Российской! А с нами празднует и радуется вся православная Россия.
Уединенная подвижническая обитель превратилась временно в многолюдный город. Всегда пустынный, молчаливый лес Саровский полон ныне волнения и говора, движения и шума. Но это не волнение обыденных забот и мелких зачастую интересов; это — не шум житейской суеты. Это — по местам шепот глубокого душевного умиления; это перебегающий из уст в уста рокот живейшей радости духовной; это - громкий взрыв благоговейного изумления, восторга пред совершающимся. Это могучий подъем и неудержимое, шумное проявление сильного и здорового духа благочестия, которым дышит и живет православная Русь. Хромые ходят, слепые видят, немые заговорили. И блажен есть, иже аще не соблазнится о сем. Блажен, чье сердце не осталось незатронутым в самих глубоких тайниках своих всем чудным, совершающимся пред нашими глазами»...
После сего начался молебен преподобному Серафиму. Пропели тропарь, и вот архимандриты подошли к раке и вынули из нее гроб со святыми мощами. Из собора выступил крестный ход и последовал вокруг храма.
Гроб со святыми мощами несли Государь Император и Великие Князья при участии архимандритов. По пути следования так же, как и накануне, стоял живою стеною народ, и религиозное возбуждение среди него достигло опять высшего развития и напряжения. И слышны были опять плач и рыдание мужей и женщин и видны были восторг радости, слезы умиления.
По возвращении крестного хода в собор митрополитом Антонием, с коленопреклонением, была прочитана внятно, умиленно молитва преподобному Серафиму, и затем молебен закончился обычным многолетием.
Их Императорские Величества, приложившись к св.мощам, приняли благословение от митрополита и вместе с тем от него же — святые иконы с изображением новопрославленного преподобного отца Серафима - и благоговейно удалились из собора.
Так совершился чин славного торжества.
Так отошел в вечность момент великих, глубоко знаменательных событий. Но не бесследно исчез он: он был для многих началом новой жизни, началом новых дней, и святые воспоминания о нем навсегда сохранятся в их душе.

1 Е. Поселянин.Вернуться к тексту

Богослужения при часовнях и крестные  ходы Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть Царственные гости на монастырской трапезе

См.также:

Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах. Старец Серафим вновь входит во «Святая святых» земного храма. Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU