Священник
Василий Тигров Воспоминания о Саровских торжествах
Старец Серафим вновь входит во «Святая святых» земного храма
Заблаговестили
к поздней литургии. У некоторых, стоявших вне обители, этот благовест
возбуждал сожаление, что они не могут присутствовать в это время
в храме и наслаждаться божественною службою. Сердце, естественно,
стремилось и рвалось туда, где дорогая святыня.
Но смирение - эта отличительная добродетельная черта преподобного
Серафима — непостижимым образом сообщалось от него соединившимся
здесь в одной любви к нему - всем паломникам. И при этом чувстве
смирения то сожаление было минутное,- в общем же было у всех на
душе полное довольство тем, что каждым испытано, перечувствовано
и пережито. И в этом довольстве каждый говорил в себе или другим:
«и за это не знаю, как благодарить Господа Бога - где бы мне видеть
все это».
Началась литургия. В Успенском соборе богослужение совершали: владыка
митрополит Антоний, архиепископ Димитрий и епископы Назарий и Иннокентий
с двенадцатью архимандритами, восемью протоиереями и иереями. Пели
митрополичий хор и Тамбовский — архиерейский. «Единородный Сыне»
(Бортнянского), «Иже херувимы» (Бахметева № 7), «Верую» (Березовского),
«Достойно есть» (Азеева), запричастный - «Приидите, иноков множества»
(Тернова) - все эти песнопения исполнены были достойным образом
митрополичьим хором, а «Милость мира» (Архангельского № 5) - Тамбовским
архиерейским.
Торжественный собор духовенства, облаченного в золотисто-шелковые
с изображениями Серафимов одежды; необыкновенно торжественно важно
совершаемый чин Божественной литургии; необыкновенно стройное, согласное,
желанное, умилительное пение; благоговейное присутствие в храме
Августейшего Семейства, благоговейное настроение всех молящихся
умиленною душою и сокрушенным сердцем; и над всем этим - веяние
благодатной тишины, обаяние близкой святыни, ток благоухания духовного
- всё это, соединяясь в одно величественное целое, спо-
собно было поразить до самой глубины даже бесчувственное, каменное
сердце, потрясти даже неверующую душу.
Семьдесят лет тому назад в этом храме, пред царскими дверями, стоял
скромный дубовый гроб, в котором лежало тело убогого старца отца
Серафима. Тогда совершалась заупокойная литургия о почившем и погребальное
отпевание над ним. Восемь дней стоял в храме этот гроб, но это были
последние дни, когда почивший телом своим присутствовал при богослужении
в храме. После сего гроб с телом, лежащим в нем, опущен был в землю
и в ней был сокрыт. Прошло семьдесят лет, и снова было взято из
земли, что отдано было ей, что в ней сохранялось лишь до времени.
И снова стоит теперь в храме, пред царскими дверями, гроб, но уже
богатый, украшенный, и в нем уже не «прах», но «процветшие кости»
теперь дивного угодника Божия, некогда же убогого старца отца Серафима.
И, кажется, восстает теперь из гроба доселе покоившийся в нем, чтобы
принять видимое участие в служении совершающейся литургии, чтобы
ввести видимо земную церковь в горний мир, в общение с Церковью
небесною. Эта мысль особенно ясно сказывалась, когда запели: «Приидите,
поклонимся»...
Тот, который прежде возглашал из гроба: «Восплачите о мне, братие
и друзи, сродницы и знаемии»,— теперь ясно всем вещает: «Приидите,
возрадуемся Господеви, сокрушившему смерти державу»; тот, теперь
подъятый на рамена многочисленным собором блистающего великолепием
духовенства, видимо вступает с ним в теснейшее единение и торжественно
входит в совершение божественного служения, в единодушное с ним
моление. Это он, преподобный Серафим, окруженный небесною славою
и сопровождаемый торжественным собором священнослужителей,- это
он как бы приглашает теперь: «Приидите, поклонимся и припадем ко
Христу»... Видимо сопровождаемый во святая святых земного храма,
он невидимо вводит теперь сопровождающих к Небесному престолу пред
Лице Самого Всевышнего. И это громогласное, торжественно-выразительное
пение, стремительно несшееся из алтаря и наполнявшее собою весь
храм, не было ли пением соединенного хора земного и небесного? Так
оно поражало, так овладевало сердцами всех молящихся. И чувствовалось
всеми, стоявшими в храме, что там, действительно, предстоят теперь
пред престолом Господа и пред Лицом Самого Христа все Горние Силы
и все земнородные, достигшие славы, и пред Ним преклоняются и к
Нему припадают. И страшно становилось, что мы теперь приближаемся
к Небесному Иерусалиму и ко граду Бога Живого, приступаем к торжествующему
собору святых и к престолу Самого Вседержителя; и считая себя недостойными
предстоять пред Лицом Христа, окруженного ликом святых, не смея
более приблизиться к Нему, чтобы припасть пред Ним, мы взываем из
глубины души: «Спаси нас, Сыне Божий»... И вот на пение священнослужителей
«Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» хоры (правый и левый
один за другим) отвечают как бы за нас, предстоящих, лишь пением
второй половины песни: «Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен сый,
поющия Ти: Аллилуйя»...
Мы теперь стоим, как бы за некоторою чертою, как некогда за известною
чертою в страхе и трепете стояли евреи, при звуках трубного гласа,
при раскатах страшного, неумолкаемого грома, при ослепительном блеске
непрерывной молнии, при виде дрожащего в пламени и дымящегося Синая,
когда Господь беседовал с Моисеем. И как тогда сказал Господь Моисею:
взойди ко Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин
Израилевых и поклонитесь Господу издали, и народ пусть не восходит
(Исх. 24,1),- так, казалось, и теперь Господь говорит преподобному
отцу Серафиму: «Взойди ко Господу ты и первосвятитель, святители
и священники и весь священный Синклит и поклонитесь Господу, вместо
народа, стоящего вдалеке». И вот раздается как бы трубный глас,
это громкое, мощное, это властное «приидите, поклонимся»,- а народ,
стоящий как бы вдали в виду престола Господа, окруженного блеском
неизъяснимой славы, в страхе и трепете взывает: «Спаси нас, Сыне
Божий».
Чудный момент невыразимого восторга! И вот как прекрасно и художественно
описывает его под первым живым впечатлением один очевидец, известный
почитатель памяти преподобного Серафима [1 ]:
«Вот малый вход, и весь многочисленный собор служащих (архимандритов
и священников было, кажется, 12 пар) запел громкое и властное "приидите,
поклонимся".
Вот митрополит Антоний осеняет народ на четыре стороны пылающими
дикирием и трикирием; вот при пении могучем, стихийном, как широко
разлившееся половодье, слов: "Спаси нас, Сыне Божий, во святых
дивен Сый, поющия Ти",- шествие тронулось вперед. Я не ожидал,
забыл о том, что должно было произойти затем, и потому оно произвело
на меня тем сильнейшее впечатление.
Шествие окружило катафалк с гробом, архимандриты со священниками
подняли гроб и понесли его вслед Евангелию в алтарь.
И при раскатах заполнявшего весь храм, рвавшегося наружу пения,
сознательной, могучей, спокойной в своем одушевлении мольбы и вместе
прославления Царя Царей,- при раскатах этого пения старец Серафим
вновь входил во "Святая святых" земного храма - он, так
давно дерзновенно стоящий близко к Великому Престолу.
Есть события, которые могут захватить скептика, тронуть до слез
человека самого хладнокровного, сдержанного. Было что-то неотразимо-действующее
и в этой минуте, когда от средины собора старец Серафим в своем
гробе медленно приближался к алтарю. Вот он вошел среди роя золотых
риз под золотыми шапками, вот обходит медленно вокруг престола,
а мощное "Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен" - продолжает
колыхаться в воздухе, несется в высокий купол, наполняет все углы
храма и каждое бьющееся сердце.
Вот опять в Царских Дверях показывается гроб и медленно сходит с
солеи,- а собор по-прежнему звучит словами: "Спаси нас, Сыне
Божий, во Святых дивен Сый, поющия Ти".
Гроб подносят к раке и с некоторым усилием вкладывают его в нее.
Совершилось! Не может укрыться град верху горы стояй, ниже зажигают
светильника и ставят под спудом, но на свещнице, и светит всем».
Прошел взрыв возбужденного чувства. Повеяло успокаивающей благодатной
тишиною. Медленно восходя от нижних нот приятной, звучной, густой
октавы до средних и умеренно-высоких нот постепенно развивающегося,
постепенно развертывающегося в силе своей полногласного баритона,
медленно, спокойно идет внятное, внушительное чтение Апостола и
затем чтение Евангелия. Воцаряется благоговейное внимание, которое
сохраняется в постоянно-напряженном состоянии до самого конца службы.
Поют «Иже херувимы», «Милость мира», «Тебе поем»... Настали такие
моменты литургии, которые всегда возбуждают верующую душу к особенному
вниманию. И тем более это возбуждение чувствовалось теперь, когда
душа так нераздельно, так непосредственно отдалась вся небесному
восторгу. Звуки сладостного пения охватывают покорную душу и несут
ее в волнах своих, а она, погруженная в радостное созерцание, спокойно
отдается течению их... И так легко она чувствует себя, увлекаемая
ими в даль открывающегося пред нею, необъятного простора чудного,
нового мира...
По окончании литургии высокопреосвященный архиепископ Димитрий произнес
слово, в котором говорил: «Какой великий, высокознаменательный,
глубоко поучительный день переживаем ныне все мы,- это величественное,
благочестивое собрание сынов и дщерей нашей Святой Православной
Церкви Российской! А с нами празднует и радуется вся православная
Россия.
Уединенная подвижническая обитель превратилась временно в многолюдный
город. Всегда пустынный, молчаливый лес Саровский полон ныне волнения
и говора, движения и шума. Но это не волнение обыденных забот и
мелких зачастую интересов; это — не шум житейской суеты. Это — по
местам шепот глубокого душевного умиления; это перебегающий из уст
в уста рокот живейшей радости духовной; это - громкий взрыв благоговейного
изумления, восторга пред совершающимся. Это могучий подъем и неудержимое,
шумное проявление сильного и здорового духа благочестия, которым
дышит и живет православная Русь. Хромые ходят, слепые видят, немые
заговорили. И блажен есть, иже аще не соблазнится о сем. Блажен,
чье сердце не осталось незатронутым в самих глубоких тайниках своих
всем чудным, совершающимся пред нашими глазами»...
После сего начался молебен преподобному Серафиму. Пропели тропарь,
и вот архимандриты подошли к раке и вынули из нее гроб со святыми
мощами. Из собора выступил крестный ход и последовал вокруг храма.
Гроб со святыми мощами несли Государь Император и Великие Князья
при участии архимандритов. По пути следования так же, как и накануне,
стоял живою стеною народ, и религиозное возбуждение среди него достигло
опять высшего развития и напряжения. И слышны были опять плач и
рыдание мужей и женщин и видны были восторг радости, слезы умиления.
По возвращении крестного хода в собор митрополитом Антонием, с коленопреклонением,
была прочитана внятно, умиленно молитва преподобному Серафиму, и
затем молебен закончился обычным многолетием.
Их Императорские Величества, приложившись к св.мощам, приняли благословение
от митрополита и вместе с тем от него же — святые иконы с изображением
новопрославленного преподобного отца Серафима - и благоговейно удалились
из собора.
Так совершился чин славного торжества.
Так отошел в вечность момент великих, глубоко знаменательных событий.
Но не бесследно исчез он: он был для многих началом новой жизни,
началом новых дней, и святые воспоминания о нем навсегда сохранятся
в их душе.
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской Православной Церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи
Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах.
Старец Серафим вновь входит во «Святая святых» земного храма. Преподобный
Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903