Священник
Василий Тигров Воспоминания о Саровских торжествах
Еще
исцеления. Бесноватые.
На
другой день, 21 июля, часа в три пополудни на монастырской площади,
близ колокольни, я встретил небольшую толпу людей. В средине этой
толпы стояла женщина-мать с двумя детьми, сыном и дочерью. Она рассказывала
об их исцелении. Сын - Миша, 16 лет, от рождения был глухонемой,
теперь же - именно, с вечера 19 числа - стал говорить и слышать.
Дочь - Дуня, 14 лет, ослепшая чрез 6 недель после рождения, стала
видеть, еще подходя к Сарову. Я спрашиваю мальчика: «Как тебя звать?»
Он отвечает немо и так растянуто: «М-и-ш-а ». Я спрашиваю: «А как
меня звать? » Он отвечает: «Б-а-т-я». Эти и другие слова он говорил
с заметным усилием -видно, что язык еще лениво повинуется воле говорящего.
Зато по лицу мальчик был такой торжествующий и детски-самодовольный,
видимо, интересуясь тем, что он служит предметом любопытного наблюдения.
Я расспросил мать и записал подробности настоящего случая в книжку.
Звать ее Пелагия Тимофеева Григорьева. Она крестьянка Воронежской
губернии, Задонского уезда, деревни Вертячая.
Когда я писал, подошел ко мне один человек, прилично одетый, и говорит:
«Пишите, батюшка, пишите! Как можно больше пишите!»
До сего времени я вносил разные заметки в записную книжку, не думая
предавать их когда-либо гласности. Эти же слова отозвались в моей
душе как указание свыше, как голос самого преподобного Серафима,
и коснулись некоторым образом моей совести. Мне как-то тяжело стало
чувствовать, что я пишу только для себя, когда другие думают, что
пишу для всеобщей известности, и сознают, что в этом смысле нужно
писать, и писать как можно больше.
«Что мы видим? И каких событий мы свидетели? - говорит дальше этот
человек.- Я был в Вене, Берлине, Париже, видел много и много всяких
торжественных процессий и придворных церемоний, я был на коронации,
но все, что я видел там,- все то стушевывается пред тем, что я видел
здесь, что было здесь за эти дни. Сравнения нет. Там всё официальное,
всё по этикету. Здесь -всё просто, естественно, свободно, открыто
и вместе с тем так великолепно и так неописуемо торжественно. Государь
здесь держал себя так просто и доступно для народа, как никогда
и нигде, и народ, не сдерживаемый никакими официальными требованиями,
так свободно, открыто и естественно выражал свои чувства к Царю.
Как теперь, я думаю, чувствуют себя враги православия - раскольники,
сектанты?.. Каково всем этим возмутителям спокойствия? Ведь они
всячески старались было и здесь учинить какой-либо мятеж и хотели
было воспользоваться этим многолюдным собранием, чтобы поднять из-за
чего-нибудь возмущение... Но Слава Богу... Господь не допустил совершиться
злым умыслам...»
Приближалось время вечернего богослужения. Звонарь-слепец отворил
колокольню. Я испросил позволения войти в нее и взойти на самую
высоту ее.
Колокольня Саровской пустыни — это одна из видных достопримечательностей
монастыря и его лучшее украшение. Несмотря на свою массивность,
она имеет легкий, стройный вид, отличаясь особенным изяществом стиля.
Сверху этой колокольни, возвышающейся до 40 сажень высоты, открывается
замечательно красивая панорама.
Вблизи - вся пустынь, с ее куполами, золотыми главами и крестами,
с прилегающими к ней разными угодьями и монастырскими службами,
вдали - всё лес и лес, уходящее в бесконечность зеленое море; кое-где
лишь виднеются далеко отстоящие деревни и села, да на северо-западе
белеется громадный собор Дивеевского монастыря.
Вечером я был опять в храме и был свидетелем многих исцелений. Этот
вечер был особенный: в продолжение его, до самой полночи, подводили
к святым мощам множество больных и преимущественно всё бесноватых
женщин.
При этом приходилось и мне проявлять то или другое участие. Я часто
слышал голос: «Батюшка, подойдите к этой женщине, благословите ее,
помажьте елеем». Сначала как-то странно было слышать такие слова.
В самом деле, верят в действенность иерейского благословения, верят
в воздействие бесовской силы на человеческую душу! Ведь ныне как-то
принято не верить в это; ведь это как-то не мирится с высшею образованностью.
Но настоящий вечер, как нарочно, собрал вместе всех этих бесноватых
женщин и вокруг них всех высокообразованных лиц, чтобы наглядно
убедить последних, что, хотя это и трудно примирить или согласить
с требованиями науки, но иначе ничем нельзя объяснить проявления
этой болезни, как только присутствием в душе человеческой именно
бесовской силы. И я подходил то к той, то к другой больной, с робким
дерзновением благословлял ее и помазывал маслом от святых мощей,
которое брал из алтаря,— и больная, видимо, получала облегчение,
припадок с ней прекращался, и ее тогда подводили приложиться к святым
мощам, откуда она уже возвращалась совершенно здоровою, славя Бога
и нового угодника, преподобного Серафима.
Но были некоторые, так сказать, упорно-бесноватые, с которыми приходилось
употреблять много усилий, чтобы привести их к сознанию и доставить
им облегчение; из них я помню двух: Матрону и Пелагию.
Когда я подходил в начале вечера к собору, то заметил у южных дверей
около скамейки небольшую группу людей. Я подошел ближе - вижу, на
скамейке сидит женщина лет 45 и странно так кричит, но в ее голосе
не было тех резких, душу раздирающих звуков, характеризующих обыкновенно
крик бесноватых: она кричала так грустно, тоскливо, с постоянным
всхлипыванием, как кричат женщины, объятые глубокою, безутешною
скорбью. Я сел рядом с нею и спросил ее, о чем она кричит. За нее
стала отвечать ее соседка: «Я, батюшка, из соседнего с нею села.
Я знала ее давно и не слыхала, чтобы она была нездорова этим. Когда
идти сюда, я зашла за нею, и мы с нею вместе шли всю дорогу. Дорогою
с нею ничего особенного не случалось. Только, как ближе подходит
к Сарову, с нею заметно стала открываться тоска, и она по временам
тихо плакала и всё вздыхала. И сюда пришли — и тут с нею до сей
минуты ничего не было. Только сейчас вот — подошла она к святым
мощам, едва успела приложиться,- как закричит так странно, так страшно,
что ее вывели сюда, и сейчас никак не успокоится».
Я стараюсь войти с больною в разговор. Спрашиваю ее, не было ли
с нею вперед когда подобного. Она отвечает, что никогда она не кричала
так. Я спрашиваю, ходила ли она в церковь к службе и не чувствовала
ли во время службы каких перемен в себе. Она отвечала, что к службе
хаживала почти всегда, но во время службы ее одолевал сон, она дремала,
засыпала и не слышала, что пели и читали.
— Что же теперь ты чувствуешь? — спросил я.
— Тошно. Меня Серафим испортил...
— Что ты говоришь? Других исцеляет, а тебя испортил! Пойдем,— еще
приложишься к святым мощам и, Бог пошлет, ты получишь облегчение.
— Нет, ни за что.
И при этом она надрывающе-тоскливо стонет, вопит, кричит, как будто
никто и ничто в мире не в состоянии утешить ее, и со стороны так
жалко становится смотреть на нее, что всеми силами стараешься чем-нибудь
и как-нибудь ее утешить. Я осеняю ее крестным знамением, прошу ее,
чтобы она перекрестилась. Она говорит: «Не могу». Я беру ее руку,
с великим трудом складываю пальцы для крестного знамения и ее же
рукою осеняю ее знамением креста. Она сначала противится, затем
мало-помалу начинает послушно подчиняться моей воле. Далее я заставляю
ее повторять слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий...» Она
отвечает: «Не могу выговорить». Я настойчиво пристаю к ней и, наконец,
достигаю того, что она с большим усилием повторяет.
Я говорю дальше: «Молитвами преподобного и богоносного отца нашего
Серафима». Она опять запинается, дойдет до слова «Серафима...» -
и дальше никак не может сказать. Так решительно, убедительно утверждает,
что не может выговорить это слово, и со стороны действительно видно,
что язык ее никак не может повернуться при этом слове, чувствуется,
что он как будто наполняет собою весь рот ее и затыкает горло, так
что она не в состоянии при этом извлечь никакого звука. Я продолжаю
заставлять ее повторять за мною раздельно по слогам: «Се-ра-фи-ма».
И мало-помалу достигаю того, что она, наконец, с невероятными усилиями
повторяет всё слово «Серафима» и всё начало молитвы. Я далее заставляю
ее говорить: «изгони из меня нечистого духа». При последних словах
она как-то испуганно вдруг закричит: «Вишь ты какой! Вишь, что придумал!
Ой, ой, не могу! Никак, ни за что не скажу! Уйди от меня! Не приставай
ко мне! Не мучь меня!..»
Но я настойчиво и повелительно продолжаю приступать к ней. Осеняю
ее крестным знамением и подношу к устам ее для целования свой наперсный
крест; она так старается подобрать губы, чтобы не коснуться ими
креста и, наконец, кричит исступленно: «Уйди от меня, мучитель!
Мучитель, мучитель, что ты меня мучаешь?» В толпе, собравшейся около
нас, были некоторые из учащейся молодежи (гимназисты, реалисты),
которые, удивляясь всему происходящему, видимо, соглашались признать
в этом случае присутствие и действие бесовской силы.
- Смотрите,- говорили они,- почему она никак не может выговорить
этих слов: «Серафима», «нечистого духа» — ведь другие же слова выговаривает,
а тут вдруг запинается и - ни с места?.. А от креста-то отвертывается...
После долгих и особенных усилий, наконец, привелось заставить больную
повторять, хотя с величайшим трудом, всю молитву. Мы, окружающие,
решили подвести ее к святым мощам. В церковь вошла она без особенного
сопротивления, но привести ее к святым мощам стоило больших трудов.
Она стала кричать, метаться, противиться.
Но вот она приложилась, отошла, по-видимому успокоилась, но скоро
опять закричала. Так повторялось еще и еще. Я опять осеняю ее крестным
знамением, опять учу ее молитве, она опять противится, но я продолжаю
настойчиво действовать и, заставляя ее повторять молитву, подвожу
ее вместе с другими снова к святым мощам. Теперь уже меньше в ней
упорства, хотя кричит также неистово. «Выйду, выйду»,- так странно
выкрикивает она. Подошла. Отошла сама. Смотрю — сама стала молиться.
Потом пожелала сама, уже без сторонней помощи, подойти еще к святым
мощам. И вот она подходит и отходит, уже как совершенно здоровая.
Стала вдруг такая кроткая, смиренная и радостная. И лицо ее совершенно
преобразилось, просветлело, просияло. Глаза зажглись новым блеском.
Вот она подходит ко мне и кланяется мне в ноги, а затем, вставши,
складывает руки и говорит: «Благословите, батюшка, спасибо вам:
я теперь, слава Богу, здорова». Этот поступок ее поразил как меня,
так и других окружающих. Это была Матрона.
Другая была Пелагия. Это больная в другом роде. Она не кричала,
но ее долго держал странный припадок. Она невозможно учащенно дышала,
грудь ее слишком высоко поднималась или, вернее, вздымалась. Во
всем теле ее было какое-то постоянное биение или толкание извнутри.
С полчаса било ее, с полчаса двое или трое держали ее. На ней было
несколько одежд и сверху толстая стеганая кофта. От учащенного дыхания
и этого странного биения в теле ее развилась необыкновенная теплота,
вызвавшая такую сильную испарину, что вся одежда ее была положительно
мокрая, как из-под сильного дождя. Несколько раз подводили ее к
святым мощам. Наконец она получила облегчение, пришла в сознание
и сама уже подошла к святым мощам, сама отошла. И так же, как и
Матрона, благодарила меня земным поклоном за участие к ней.
Странны были выкрикивания некоторых больных. Вот одна кричит: «Был
я у Сергия, был я у Тихона, а теперь пришел мой конец. Ой, выйду,
выйду!» Другая кричит: «Тридцать лет я тут жил, хорошо мне тут было,
как мне теперь расставаться!»
Иные кричат: «Ой, горячо! Ой, жгёт меня! Уйду! Уйду!» Одним словом,
если бы под первым впечатлением описать полно весь этот вечер, то
составился бы целый трактат с ученою темою о воздействии бесовской
силы на человеческую душу.
По благословению
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в честь столетия
канонизации преподобного Серафима Саровского с 29 июля по 1 августа
проводились прямые интернет-трансляции Сарово-Дивеевских торжеств.
Посмотреть трансляции в записи можно по адресу: http://www.pobeda.ru/serafim/
, ссылки на записи торжеств смотрите здесь Подробнее
об этих трансляциях
Сайт Саровского
и Московского информационных центров 'Серафим
Саровский. К 100-летию канонизации' - информация о торжествах.
Также собраны житие святого, иконы Преподобного Серафима, хроника
жизни и подвигов, молитвы, службы святому, библиография, памятные
места, статьи.
Специальный
выпуск газеты "Церковный вестник", посвященный празднованию
100-летия прославления преподобного Серафима Саровского
Официальный
сайт Оргкомитета по оказанию содействия проведению общественно
значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием
Русской Православной Церковью 100-летия канонизации Серафима Саровского
Страницы
прихода Храма Всех Святых. Наиболее подробное описание истории
и жизни монастыря "Саровская пустынь".. Житие Преподобного
Серафима Саровского, Саровский синодик, хроника православной жизни
Сарова (1664 - 2001 г.г.), современная история Сарова.
Нижегородская
епархия Русской Православной Церкви. Сведения о епархии, приходы,
действующие монастыри, духовные учебные заведения, церковные СМИ,
православные объединения. 100-летие со дня прославления преподобного
Серафима Саровского. Новости епархии.
Сайт
Курской епархии. К 100-летию канонизации преподобного Серафима
Саровского. Житие, акафист, молитвы, тропарь, статьи, новости.
Курский интернет
Дивное
Дивеево. Краткая летопись монастыря. Канавка. История прославления
Преподобного. Подвиг старца Серафима. Из
детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Статьи
Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах.Еще
исцеления. Бесноватые.Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления.
Саров-Дивеево. 1903