История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Священник Василий Тигров
Воспоминания о Саровских торжествах

Проводы Государя

Утром на рассвете я вышел из храма, чтобы подкрепиться немного сном. Встав после короткого сна, я поспешил удалиться в «городок», чтобы видеть там во всей красе картину народного провожания Государя. И потому я не видел, как Государь и Государыни, прибыв в Успенский собор (в 8 ч. 20 мин.), слушали здесь с глубоким благоговением напутственный молебен, и как, приложившись к святым мощам, в предшествии крестного хода, проследовали ко святым вратам, где приняли последнее благословение первостоятеля Русской Церкви и откуда последовали в путь.
Но я видел эту нескончаемую толпу народную, стоявшую непрерывно от монастырских стен до «городка», на протяжении трех верст; но я видел эту неизмеримую, необозримую массу народа, стоявшего в самом «городке», занявшего здесь все свободные места, стоявшего густой, плотной стеною.
Было прекрасное, радостное утро. Солнце весело сияло, приветливо лаская своими нежными лучами пробудившуюся жизнь. Оно как бы отвечало общему настроению, охватившему теперь весь народ.
У всех были одни мысли и чувства, у всех - одно выражение в лице, выражение счастливого ожидания. Уже долго смотрят все так напряженно в одну сторону.
И вот наконец показались медленно следовавшие царские экипажи. Непрерывное, громовое «ура», вылетавшее из тысячи уст и перескакивавшее с места на место на всем этом необозримом пространстве, ужасно потрясало воздух. Перед дальней часовней экипажи остановились. Их Величества вышли и слушали молебен, совершенный Преосвященным Иннокентием. По окончании молебна владыка обратился к Государю с краткой речью, в которой указал на великое значение тесного общения Царя со своим народом и которую заключил следующими словами: «Да будет благословенно исхождение Твое, Государь, как было радостно Твое пришествие в святую обитель. Благословен грядый во имя Господне».
Милостиво простившись с архипастырем, Их Величества продолжали свой путь на Дивеево.
Восторженными криками «ура», благословениями любви, слезами радости проводил Их православный народ.
Какая величественная и трогательная картина! Царь - среди Своего народа! В этом незначительном местечке, вдали от городов, центров общественной жизни, в глубине девственных, вековечных лесов! Царь великой русской земли - Он покинул Свои великолепные чертоги, оставил шумную столицу, чтобы избрать Себе скромное помещение в монастырских покоях, чтобы быть окруженным вместо блестящей свиты серою толпою простых мужиков! Он как бы снял с Себя знаки царского достоинства и среди народа являет Себя лишь высшим почетным лицом между подобными Себе. И за эти три или четыре дня как-то все успели уже сжиться с мыслью о близости и доступности Царя.
Но вот последний день, последние часы. Царь оставляет обитель. Вот Он в последний раз стоит под сводами этого храма, где за эти дни пережила душа столько прекрасных, светлых, сладостных, счастливых минут. Взор его в последний раз обращен к святому престолу.
И теперь, в последней молитве пред Господом, при виде этого многочисленного народа, проникнутый особенным сознанием своего высокого призвания, не чувствовал ли Он, Царь великого царства, в сердце своем потребность сказать нечто подобное тому, что некогда говорил Соломон:
«Вот я раб Твой — среди народа твоего столъ многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом?» (3 Цар. 3, 8, 9).
И вот, чувствуя тяжесть Своего священного долга, ища поддержки и подкрепления, Он, могущественный Властелин, благоговейно приник к раке святых мощей, стоя пред ней коленопреклоненный. В последней своей беседе Он изливает пред новым угодником и молитвенником все свои заветные думы, все свои сокровенные чувства и желания и просит так благоговейно, с верою и умилением об их осуществлении и исполнении...
Но что так тесно соединило Царя с народом и народ между собою?
Дух благоговения к святым, дух православной истины, дух древнего благочестия, дух, которым живет, которым крепка и сильна святая Русь.
Это многочисленное стечение народное, это великолепие торжеств, всё совершившееся здесь за эти дни - всё это явление не случайное: оно вызвано к бытию существенными, коренными исконными устоями исторической жизни народа. В нем народное сознание нашло свое оправдание, потому-то и такая невыразимая радость охватила все русские сердца. Православно-русский дух, чем издревле жила и крепла святая Русь, чем живет и дышит и теперь каждое русское сердце,- в настоящем явлении нашел высшее выражение своей правды, убедительное подтверждение своей истины. Поэтому-то у всех на лицах светится это победное ликование.
Влекомый единственно этим духом, и собрался сюда, в одно место, со всех сторон, в таком несметном множестве русский народ. И это множественное собрание отовсюду всех представителей русского народа и русского духа выражает собою великий знаменательный момент исторической жизни. Это всеобщий русский сход. Это всенародный русский собор. Не тот ли это «собор», о котором в последнее время так усиленно говорят известные радетели народного блага, глашатаи новых учений и новых порядков?
Занимаясь исследованием явлений общественной жизни, как могли они просмотреть этот факт столь огромной важности? Вот теперь они мечтают о созыве народного «именуемого земского собора», чтобы переустроить по-новому всю общественную жизнь. Но здесь, помимо всяких распоряжений и созываний, сам по себе, влекомый лишь внутренним чувством, силою духа, побуждаемый приспевшим временем, собрался этот народ, чтобы выразить друг пред другом свои заветные мысли, свои сокровенные чувства.
И увиделись здесь между собою сшедшиеся «от Кавказа до Алтая, от Амура до Днепра» и, подав друг другу руки, тайно согласились между собою - стоять за веру православную, стоять за русского Царя, стоять за всё родное, за всё святое - русское... Здесь было как бы новое присягание пред самым лицом Царя, здесь было новое уверение в истинности веры своей, новое утверждение в прочности и непреложности существующих основ государственной жизни.
Вот как прекрасно изобразил эту картину Преосвященный Иннокентий в своей прощальной речи Государю: «Русский народ, собравшийся на великое торжество милости Божией, явленной в Саровской обители, пережил знаменательные дни тесного общения с Тобою. Православный Царь был на богомолье вместе со своим народом в святой обители. И народ видел, как пешим его Царь-Батюшка посещал святые места Сарова, как нес Он на Своих плечах святые мощи новоявленного Саровского Чудотворца; народ видел, как с Ним вместе на коленах и со слезами молились угоднику Божию Царь и Царицы. Он пойдет теперь в разные концы святой Руси и будет с восторгом рассказывать в селах и деревнях виденное, а слушающие будут умиляться душой и благословлять в сердцах своих имена своих Государя и Государынь, бывших на народном богомолье в Сарове».
И зачем теперь собираться собору? Он уже был. Он созван был Самим Господом. В эти печальные дни брожения беспорядочных, тревожных течений в государственной жизни Господу угодно было собрать в одном месте всех представителей русского народа, чтобы в лице их объединить всю Русь для новой жизни по заветам старины святой...
Но кончилось ликование народное.
Царские экипажи скрылись из глаз. Все стали расходиться счастливые и радостные, осеняя себя крестным знамением, со словами: «Благодарю Тебя, Господи! Когда бы мне все это видеть? И увижу ли еще когда?..»

Ночью у раки с мощами Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть Еще исцеления. Бесноватые.

См.также:

Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах.Проводы Государя.Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU