История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

Священник Василий Тигров
Воспоминания о Саровских торжествах

У старца.

Вот уже четвертый день, не переставая, идет народ из глубины леса к воротам святой обители, от ворот к дверям собора и к раке святых мощей. Счастливцы, удостоившиеся приложиться к святым мощам, довольные и радостные собираются в обратный путь,- домой. Но, хотя они и радостные и довольные, сердце их ищет еще чего-то, цель их как будто еще не вполне достигнута. Они ищут живой беседы с каким-нибудь старцем, отшельником, прозорливцем. И вот находят в глубине леса, на значительном расстоянии от монастыря, одну келлию, в ней некоторого старца, известного подвижника, молитвенника (о. Анатолия). К нему-то и стекаются теперь значительные толпы.
Что же заставляет народ искать этих отшельников? Что влечет его к ним?
Вот идут к народу новые просветители его: они стараются приблизить его к себе, привлечь на свою сторону всевозможными средствами. Они говорят о нуждах его, о том, как прийти на помощь к нему, они являют себя благодетелями его. Но народ не доверяет им себя.
В сердце его остается уголок, который он прячет от всех этих благодетелей и который не пожелает им открыть; в душе его есть вопросы, которые он таит в себе от этих просветителей, ибо знает, что они не могут дать ему удовлетворительного, желательного ответа.
После дневных трудов тело наше нуждается в отдыхе, когда требуется непременный перерыв обычных занятий. Так после ряда житейских забот и тревог душа требует иногда отрешиться от окружающей суеты, отрешиться от мира сего и уйти, удалиться в пустыню. Здесь человек чувствует себя свободнее. Он не связан тут обыкновенными житейскими заботами, он затем сюда и приходит, чтобы отдаться здесь всецело небесному влечению. Но он хочет еще личного участия в своем положении, ему хочется сказать, поведать кому свое горе, услышать от кого слово утешения. Бывают минуты, когда человек чувствует непреодолимую потребность открыть всю свою душу другому, кто мог бы утешить его, приласкать его. И вот он ищет известного подвижника, старца, который опытно достиг уже известной степени духовного совершенства, который прошел уже все стадии искушения и потому может и искушаемым помощи,- ему-то он и может доверить свою душу, этот-то и может отнестись к нему с участием. И вот один за другим идут целою толпою к «святому человеку», отыскивают его в чаще леса. И этот отшельник, удалившийся от мира для безмолвия, для подвигов молитвы в глубоком уединении, не выдерживает натиска рвущегося снова к нему внешнего мира. И открывает он свои двери -и снова пред ним мир. Но это не тот мир, полный злобы и вражды, который гнал его от себя, в котором он был не терпим,- это тот мир, который пришел с искренним покаянием и слезами искать примирения с пустыней, который пришел в лучшем своем содержании, принес сюда свои лучшие стремления, чтобы найти им здесь оправдание, высшее выражение, высшее освещение,- это тот мир, который сам удалился от мира, сам оставляет себя, отрекается от себя, чтобы здесь, в пустыни найти обновление, возрождение к новой жизни, ибо здесь он видит свой идеал в лучшем осуществлении и исполнении его на земле.
Нет, не той пищи, какую предлагают новые просветители, жаждет народ. И напрасно они обещают ему «камни обратить в хлебы», напрасно трактуют о различных чудесах науки, которые могут возвысить его жизнь и сохранить его на всех путях его и, привлекая на свою сторону, напрасно сулят ему все блага и удовольствия мира сего. Он твердо верит, что «не о хлебе единем жив будет человек», он крепко надеется на Господа Своего,- «Господь нам прибежище и сила,- говорит он,- на Того надеемся: с Ним и в пещерах было светло и просторно, с Ним и в пустыни было весело и радостно - в Нем наше счастие и радость, на Него уповает душа наша, Ему Единому служим. «Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякого блага».
Итак, не той пищи жаждет народ, какую предлагают ему не знающие его, или не хотящие знать, его новые просветители. И потому-то он идет сюда в пустыню, в уединенную обитель, что там у себя дома не находит полного удовлетворения своей жажде. И при виде этой многочисленной толпы, собирающейся вокруг монастырей и в безмолвии стоящей пред дверью старца-отшельника, с нетерпением ожидающей его выхода, невольно вспоминаются слова Спасителя: жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37).
Вот вышел наконец старец; прошел сквозь тесную толпу к столику и начал говорить. Слова его так просты и всем понятны, и так западают в душу. В них слышится глубокий опыт высокой души христианской, неподдельная простота и искренность благоговейно настроенного сердца. Он говорит о том, как удобно и легко спастись: Иго мое благо и бремя мое легко есть (Мф. 11, 30). Можно спастись за одну копейку, как евангельская вдова обрела благоволение в очах Господа за одну лепту... Можно спастись за одну каплю или один стакан воды, как сказал Господь: кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды... не потеряет награды своей (Мф. 10,42)... Можно спастись за один вздох, за одну краткую молитву, как спаслись мытарь и разбойник...
И грехи твои да не смущают тебя до уныния и отчаяния... Милосердию Божию нет предела... Господь изменяет уже изреченное Свое определение покаявшимся ниневитянам, умоляющему Езекии... Итак, с верою, надеждою и любовью иди к Господу Своему: Он всегда приимет тебя, ибо сказал: грядущего ко Мне не изжену вон (Ин. 6, 37)».
Все стоящие слушают с глубоким вниманием, стараясь не проронить ни одного слова. Слышны вздохи, видны слезы, чувствуется установившаяся вдруг таинственная связь между говорящим и слушателями. Старец говорит о тех истинах, о которых он узнал не из книг только, но из собственного опыта. Это чувствуется всеми, и потому-то такое особенное доверие со стороны всех. Так все приходят в одно настроение и все сознают и чувствуют себя как один. Посему слово, обращенное ко всем, каждым сознается как обращенное именно к нему. И каждый думает: это он говорит про меня. А он, старец, между прочим, говорит ко всем и говорит более всего о себе. Из его слов видно, как он много думал о жизни, как он сам боролся с разными сомнениями и искушениями, как скорбела и болела душа его, истаевая подчас в непосильной борьбе со злыми духами. И потому-то каждый чувствует, что старец говорит про него, потому что старец напоминает о том, что каждый когда-то испытывал и чувствовал в себе отчасти. И это искание истинного пути, и это желание спастись, и эти соблазны, падения — всё это при словах старца восстает в воспоминании, и чувствуется, что воспоминание это вызывает старец, как бы провидя всё твое внутреннее существо.
Но вот кончил он беседу. Теперь подходят к нему поодиночке, чтобы получить от него в благословение картинку или листочек и принять от него лично нужный совет или наставление.
«Батюшка, я больная»... «Я скорблю о детях»... «У меня муж пьяница»... «Я лишился места»... «Мы разорились, потеряли все имущество»... «Мне житья нет в семье»... «Я желаю выдать дочь свою замуж»... «Я желаю поступить в монастырь»... «Я хочу заняться торговлей»... С такими разнообразными и разнохарактерными вопросами обращаются к старцу подходящие. Каждому хочется высказать пред ним свою скорбь и услышать от него в облегчение скорби несколько слов. Старец окидывает вопрошающего проницательным взором, под действием которого иногда трепет охватывает душу, и скажет два-три слова, понятные только для него да для вопрошающего,- и эти слова останутся памятными для последнего на всю его жизнь...

Еще исцеления. Бесноватые Предыдущая часть В начало Оглавление К оглавлению книги Следующая часть Прощание с Саровом. Святая ночь

См.также:

Священник Василий Тигров. Воспоминания о Саровских торжествах.У старца. Преподобный Серафим, Царь и народ.Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU