История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта

19 мая 2003

135 лет со дня рождения
святого Царя-мученика
Николая Александровича

(1868-1918)

24.05.2003
Новый акафист Святому Царю Перейти к акафисту

Святой Царь-мученик Николай Александрович
Увеличить

Царства земного лишение,узы и страдания многоразличные,кротко претерпел еси,свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев,страстотерпче великий Боговенчанный Царю Николае,сего ради мученическим венцом на небесех венча тя с Царицею, и Чады, и слуги твоими Христос Бог,Его же моли помиловати страну Российскую,и спасти души наша.
Тропарь, глас 5

Страстотерпче Христов, / царю Николае, / по имени твоему житие твое. / Сего ради врази твои / не возмогша сокрыти славу твою. / Кроток бысть и молчалив во страданиих твоих, / прося не мстити за себе. / Житие твое оклеветано бысть, / кончина же твоя с мученики святыми славна. / Моли о душах наших.
Служба свв. Царственных страстотерпец, стихира, глас 6

        Святой страстотерпец Государь Император Николай Александрович (св. Царь-мученик Николай II Романов) родился 6(19) мая 1868 г. Отец его Александр III дал сыну полувоенное строгое воспитание, у Цесаревича навсегда сложилась привычка к скромному быту, простой пище и усердным занятиям. Мальчик рос в атмосфере православного благочестия, и с раннего детства ему присуще было глубокое религиозное чувство. Знавшие его передают, что Царственный ребенок, слыша рассказы о Страстях Спасителя, всей душой сострадал Ему и даже размышлял, как бы спасти Его от иудеев.
        В 1894 г., после смерти отца, Николай Александрович вступил на Российский Престол и в том же году женился на Гессенской принцессе Аликс, которая получила в Святом Крещении имя Александра Федоровна. Коронационные торжества были омрачены несколькими случайными трагедиями, которые в народе воспринимались как зловещие предзнаменования.
        У Царственной Четы родилось пятеро детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын - наследник Алексей. Своих детей Государь воспитывал так же, как был воспитан сам - в духе православной веры и народных традиций: всей Семьей часто посещали Богослужения, говели. Императрица Александра, родившаяся в лютеранстве, как и сестра ее - преподобномученица Елизавета, всей душой восприняла Православие и благочестием выделялась даже среди русских людей. Она любила долгие, чинные уставные службы, за ходом богослужения всегда следила по книгам. Неудивительно, что легкомысленное придворное общество почитало ее ханжой и святошей.
        Государь активно участвовал в церковной жизни, гораздо больше, чем его предшественники: в царствование Николая II по России и за рубежом было открыто 250 монастырей и более 10 тысяч церквей. За время его правления было прославлено больше святых, чем за прежние 2 века. При этом, Император должен был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации столь почитаемых ныне Серафима Саровского Перейти, Иоасафа Белгородского, Иоанна Тобольского. Высоко чтил Николай II св. Иоанна Кронштадтского, а праведный Иоанн нередко призывал народ стоять за своего Царя, предсказывая, что иначе Господь отнимет Царя у России и попустит ей правителей, которые всю землю зальют кровью.
        Глубокая искренняя вера Царя сближала его с простым народом. Впрочем, покровительствовал Государь и другим религиям, поэтому любили его не только православные; например, личную охрану Императора составляли кавказцы-мусульмане. Иногда веротерпимость Царя даже шла против интересов Православной Церкви.
        К Царскому служению Государь относился как к своему священному долу. Образцом политика для него был Царь Алексей Михайлович - одновременно реформатор и бережный хранитель национальной традиций и веры. В государственных делах Николай II исходил из религиозно-нравственных убеждений. По его инициативе заключены знаменитые Гаагские конвенции о гуманном ведении войны, а вот его предложение о всеобщем разоружении остались непонятыми.
        C начала первой мировой войны Государь все время был со своей армией, лично руководил, хотя и не всегда удачно, военными действиями, много общался с солдатами. Императрица с дочерьми стали сестрами милосердия и ухаживали за ранеными. Личное участие Царской фамилии в подвиге войны помогало и народу терпеливо нести этот подвиг. Однако, прозападная интеллигенция, уже до войны отпавшая от народных традиций и веры, теперь, воспользовавшись трудностями военного времени, активизировала свою деятельность православия и монархии. Несомненно, что Николай II совершал значительные просчеты во внешней и внутренней политике, он глубоко переживал их и в несчастьях Отечества был склонен видеть свою личную вину.
        К весне 1917 года в Царском окружении созрел заговор по устранению от власти Николая II. 2 марта, преданный ближайшими людьми, Государь вынужден был подписать отречение от престола в пользу своего брата Михаила. "Я не хочу чтобы хотя бы одна капля русской крови пролилась за меня", - сказал Николай Александрович. Великий князь Михаил отказался принять корону, и монархия в России пала. Бывший Император и Его Семья были арестованы Временным правительством.
        Государь Николай Александрович родился в день памяти Иова Многострадального Перейти к жизнеописанию и часто повторял, что это совпадение не случайно: Государь, по свидетельству многих, предчувствовал те несчастья, которые выпадут на его долю, и в последний год своей жизни Николай II безропотным перенесением скорбей действительно уподобился древнему праведнику. Вместе с Государем тот же крест несли и все члены его Семьи. Оказавшись под стражей, они подвергались непрестанным унижениям издевательствам, охранникам доставляла удовольствие власть над бывшим Самодержцем. Особенно тяжелое время переживали Царственные узники, попав в руки большевиков. Вместе с тем, они держались с неизменным спокойствием и беззлобием, казалось, они вовсе нечувствительны к притеснениям и оскорблениям. Самые жестокосердые конвоиры, столкнувшись с кротостью бывшего Царя и его Семьи, вскоре проникались к ним сочувствием, и потому начальству приходилось часто менять охрану. В заточении Императорская Семья не оставляла молитву, чтение Священного Писания. По воспоминаниям палачей, узники поражали всех своей религиозностью. Духовник, допущенный исповедывать их, свидетельствует об удивительной нравственной высоте, на которой находились эти страдальцы, в особенности дети, как будто совершенно чуждые всякой земной грязи. По дневникам и письмам Царской Семьи видно, что более всего страданий доставляли им не собственные их несчастья, например постоянные болезни детей, а судьба гибнущей на глазах России. Внешне спокойный, Государь писал: "Лучшее время для меня ночь, когда могу хоть немного забыться".
        26 апреля 1918 года Царскую Семью перевозят в Екатеринбург в дом инженера Ипатьева, так как большевики опасались, что узников освободит наступающая Белая армия. Ужесточается режим: запрещаются прогулки, двери в комнаты не закрывались - охрана могла войти в любой момент. 16 июля из Москвы была получена шифрограмма, содержавшая приказ казнить Романовых. В ночь с 16 на 17 июля узников спустили в подвал под предлогом скорого переезда, затем внезапно появились солдаты с винтовками, был поспешно зачитан "приговор", и тут же охрана открыла огонь. Стрельба была беспорядочной - солдатам перед этим выдали водку - поэтому святых мучеников добивали штыками. Вместе с Царской Семьей погибли слуги: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Трупп, до конца сохранившие им верность. После расстрела тела отвезли за город на заброшенную шахту в урочище Ганина яма, где их долго уничтожали с помощью серной кислоты бензина и гранат. Существует мнение, что убийство было ритуальным, о чем свидетельствуют надписи на стенах комнаты где страстотерпцы приняли смерть. Дом Ипатьева в 70-е годы был взорван.
        Во все время советской власти на память святого Царя Николая изливалась неистовая хула, тем не менее, многие в народе, особенно в эмиграции, с самого момента его гибели почитали Царя-мученика. Бесчисленные свидетельства о чудесной помощи по молитвам к Семье последнего российского Самодержца; народное почитание Царственных мучеников в последние годы двадцатого столетия стало настолько широким, что в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной Церкви Государь Николай Александрович, Государыня Александра Федоровна и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия причислены к лику святых страстотерпцев. Память их совершается в день их мученической кончины Перейти - 17 июля .Календарь


По материалам сервера Екатеринбургской Епархии http://www.ekaterinburg-eparhia.ru

   Из интервью наместника СПб Александро-Невской Свято-Троицкой Лавры архимандрита Назария (Лавриненко) петербургской газете "Свете Тихий".
Вопрос: Может, следующий вопрос покажется несколько странным, но тем не менее... В 2000 году была прославлена нашей Церковью Семья Царственных Страстотерпцев. Событие радостное, казалось бы, не о чем и рассуждать. Но все-таки нельзя не заметить, что отношение к этому неоднозначное. Впечатление такое, что некоторые миряне, да и клирики, сохраняют скептическое отношение к Государю и фактам его жизни...
Ответ: Церковь канонизировала Царя Николая не по фактам его жизни, которые в силу его положения могли быть различными, но по его личным качествам, благодаря которым Он и его Семья во всех обстоятельствах сохранили верность Православию и приняли страдальческую кончину.
    Я - человек Церкви и принял прославление Царственных Страстотерпцев безо всяких оговорок. Моя голова никак не может быть лучше соборного разума Церкви. И вообще в этом случае личные сомнения должны отпасть.

Подробнее см. Чтим ли мы святого Царя Перейти
Олег Казаков

См.также:
Празднование 85-летия мученического подвига святой Царской Семьи Перейти
17 июля -день мученического подвига Святых Царственных страстотерпцев Перейти
Служба Святых Царственных страстотерпец (html-вариантВариант для печати
Роль святого страстотерпца Императора Николая в прославлении русских святых до и после Его мученической кончины Перейти
Святой Царь-мученик Николай в истории нашего храма Перейти
Протоиерей Александр Шаргунов о Николае Александровиче Романове
(журнал "Русский Дом" №5 2003г.)
Указатель интернет ссылок по родственной тематике Перейти
Указатель интернет ссылок на коллекцию икон и фотографий Перейти
Житие святых Царственных мучеников (на нашем сайте)Перейти к житию
Житие святых Царственных мучеников (православный приход храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутово )
Проповедь в день праведного Иова Многострадального
(Архимандрит Тихон(Шевкунов)-Православие.ru)

История Храма ГимназияФотоальбомНаш адресВопросы к батюшке
ОбращениеНовомученикиНовостиОбновления сайтаКарта сайта






TopList Страница храма св. мученицы Татианы - домовой церкви МГУ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU